Как определяют октановое число бензина

Экспресс-контроль важнейших параметров бензина (Измерение в реальном времени с помощью анализаторов в ближней ИК-области)

Как определяют октановое число бензина

Правило точности Рэя: Измеряй микрометром. Отмечай мелом. Отрубай топором.

(Из законов Мэрфи)

Требования к топливам

Зачем нужно измерять (или просто о сложном)

Почему важна скорость получения результата

Стандартный (принятый) подход построения калибровок

Предлагаемое решение

Статистическая обработка данных

Основные термины, используемые в статье

Список литературы

Требования к топливам

Требования, предъявляемые к автомобильным бензинам, основного продукта нефтеперерабатывающих заводов, достаточно полно сформулированы в книге Гуреева А.А., Азева В.С. [1].

Это четыре основных группы требований: требования, связанные с работой двигателя; требования эксплуатации; требования, обусловленные необходимостью и возможностью массового производства и экологические требования.

Наиболее важными эксплуатационными характеристиками бензинов являются его испаряемость, которая характеризуется фракционным составом и давлением насыщенных паров, и детонационная стойкость, выражаемая октановым числом. Исходя из экологических требований, необходимо контролировать содержание в бензинах непредельных и ароматических углеводородов, антидетонаторов, сернистых соединений.

Зачем нужно измерять (или просто о сложном)

Современные автомобильные бензины, как правило, представляют собой смеси компонентов, получаемых различными технологическими процессами. В бензинах в зависимости от углеводородного состава сырья и технологии получения может содержаться более 200 [1] индивидуальных углеводородов различного строения, содержание которых, а также их взаимодействие между собой и определяет свойства бензина.

Оценка качества компонентов и товарных бензинов при их получении на нефтеперерабатывающих заводах осуществляется стандартными лабораторными методами по показателям физико-химических свойств, нормируемых соответствующими документами (ГОСТ, ТУ, СТП, условиями контрактов).

Особое значение при приготовлении качественных бензинов имеет знание показателей качества, характеризующих эксплуатационные свойства товарных бензинов (октановые числа (ОЧ) по моторному и исследовательскому методам (MON, RON), плотность, фракционный состав, содержание свинца или кислородосодержащих, содержание ароматических соединений и т.п.).

Сокращение превышения ОЧ над нормируемым, сокращение содержания дорогостоящих добавок (МТБЭ, ТЭС), рациональное использование компонентов товарных бензинов при приготовлении дает экономию в десятки миллионов долларов в год. [2]

Почему важна скорость получения результата

Во время компаундирования нужно контролировать соотношение компонентов смешения (концентрации), их качественные характеристики, а также получаемый в результате смешения товарный бензин. Чем быстрее будет получен результат, характеризующий свойство полученного в результате смешения бензина, а также качество потока компонента, тем быстрее может быть внесена поправка в приготовление бензина.

Одним из методов быстрого (on-line) получения результата, характеризующего свойство бензина, является использование анализатора качества на потоке (анализатора в ближней ИК-области, имитатора испытательного двигателя и т.п.). Основными преимуществами анализаторов в ИК-области является быстрота получения результата, а также возможность получения с одной пробы наряду с основными показателями, характеризующими качество бензина (ОЧ), целого ряда других показателей качества.

Применение автоматических анализаторов качества нефтепродуктов позволяет реализовать оперативный контроль и управление технологическим процессом смешения.

Технико-экономический эффект от внедрения автоматических анализаторов качества при компаундировании обуславливается следующими факторами:

  • улучшением качества товарной продукции и предотвращением выпуска некондиционного продукта;
  • сокращением расходов на лабораторный аналитический контроль;
  • получением информации характеризующей качество в реальном масштабе времени и возможности использования этой информации в автоматизированных системах управления.

Использование стандартных лабораторных методов, применяемых в нефтепереработке (ГОСТ 8226-82, ГОСТ 511-82) [3, 4], позволяет получить результат ОЧ не ранее чем через 1 — 2 часа. В реальных условиях работы заводских лабораторий, как правило, 2 — 3 часа.

Наряду со стандартными методами определения октановых чисел в настоящее время получают широкое распространение экспресс-методы, основанные на применении спектральных методов анализа. В том числе и спектральный анализ в инфракрасной (ИК) области.

В ИК-области спектра находятся все основные гармоники колебательных спектров основных углеводородов, входящих в состав бензинов. Таким образом, ИК-спектр бензина является его уникальной характеристикой, по которой можно проводить определение таких показателей качества, как ДНП, фракционный состав, октановое число и др.

Стандартный (принятый) подход построения калибровок

Источник: http://statsoft.ru/solutions/ExamplesBase/branches/detail.php?ELEMENT_ID=550

Октановое число

Как определяют октановое число бензина

На сегодняшний день бензин является основным видом топлива современных автомобилей. Вследствие большого разнообразия двигателей внутреннего сгорания, различных режимов их работы, а также климатических условий эксплуатации транспортных средств, существует несколько марок автомобильных бензинов, каждая из которых имеет свои различия, а основным из них принято считать октановое число. В этой статье мы познакомим вас с основными характеристиками бензинов марок АИ.

Фракционный состав

Базовой эксплуатационной характеристикой и одновременно основным ценообразующим параметром автомобильного бензина является его детонационная стойкость, выраженная октановым числом. Именно октановое число автомобильного бензина и соответствующая цена за один литр, в первую очередь интересует водителя при въезде на АЗС. Кроме этого параметра эксплуатационные свойства автомобильного бензина характеризуются:

  • фракционным составом;
  • давлением насыщенных паров;
  • плотностью;
  • содержанием серы;
  • водорастворимых кислот и щелочей;
  • фактических смол;
  • соединений свинца, железа и марганца.

На нефтеперерабатывающем заводе поступающую нефть разделяют на фракции по температурам кипения. Например, фракция с температурой кипения от 40 — 50 оС до 140 —                   150 оС, называется бензиновой фракцией или прямогонным бензином.

Однако, непосредственно бензиновую фракцию нельзя использовать в виде топлива для автомашин, поскольку невозможно достичь одновременно всех параметров, установленных стандартом. Современные автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате сложных технологических процессов переработки нефти.

В зависимости от марки, автомобильные бензины готовят на основе бензинов прямой перегонки, каталитического крекинга и каталитического риформинга, гидрокрекинга вакуумного газойля, продуктов алкилирования. Но не станем вдаваться в подробности производства.

Химический состав бензина

Бензин —    наиболее распространенный вид моторного топлива, это углеводородная среда, являющаяся дистиллятом прямой перегонки нефти. Фракционный состав характеризуется температурами, при которых происходит начало кипения и отгона. Эти данные определяют техническую составляющую двигателя в момент запуска, способность форсирования после тщательного прогрева и полноту сжигания топлива в камерах.

Главный показатель качества бензина —  его детонационная стойкость, которая определяет возможности в отношении сгорания, при этом не проходящий с процессами детонации. Грубо говоря «гори, но не взрывайся».

Количественным показателем детонационной стойкости является октановое число. От детонационной стойкости зависят: степень и качество сжатия в цилиндрах смеси из топлива и воздушной среды, мощность автомобильного двигателя и среднестатистический расход бензина.

Процесс детонации связан прямым образом с накопленными активными частицами в общем объеме горения, это касается преимущественно перекисей. Антидетонационные свойства бензинов зависят от их химического состава. Наибольшей склонностью к детонации при сгорании топлива в двигателях с искровым зажиганием обладают алканы нормального строения, а наименьшей — изоалканы и ароматические углеводороды.

В современных автомобилях, оснащенных электрической системой подачи и распыления бензина с компьютерным блоком управления, октановое число становится одним из задающих параметров для штатной работы блока. При несоответствии октанового числа стандартному, двигатель не может работать в оптимальном режиме, нарушается управление впрыском топлива вплоть до аварийной потери мощности.

Основными показателями качества являются:

  • детонационная стойкость, состоящая их характеристик октанового числа бензинов, масла и цетанового числа дизельных топлив;
  • плотность;
  • удельное содержание серы, свинца и других канцерогенных веществ.

Октановое число и детонационная стойкость топлив определяет их эффективное сгорание, напрямую связанное с эксплуатационными и экологическими характеристиками транспортных средств. Сера, преимущественно в форме разнообразных соединений, входит в состав всех нефтепродуктов, ухудшает их качество, загрязняет технологическое оборудование. Увеличение содержания серы в топливе от 0.033% до 0.15% (масс.

) снижает мощность двигателя на 10.5%, увеличивает расход топлива на 12%. Кроме того, сернистые соединения вызывают коррозию деталей двигателя и технологического оборудования, приводит к увеличению стоимости обслуживания.

При сгорании топлив, содержащих сернистые соединения, образуется диоксид серы, крайне неблагоприятно влияющий на экологическую обстановку, поэтому в технические требования на нефтепродукты введены показатели, нормирующие общее содержание серы.

В ближайших выпусках мы обязательно расскажем о методах повышения октанового числа.

В статье использовано изображение с сайта http://frs-vrn.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/driving/oktanovoe_chislo/

Индикатор качества бензина ОКТИС-2 цифровой Артикул: 273

Как определяют октановое число бензина

ОКТИС определяет октановое число бензина и позволяет провести экспертизу топлива!

Бензин — должен быть под контролем!

ОКТИС позволяет определить значение октанового числа прямо на автозаправочной станции!

Благодаря такому прибору вы можете избежать покупки некачественного топлива, а значит, и поломки автомобиля!

ОКТИС-2 – первый в России электронный бытовой прибор для контроля качества бензина — самый модный прибор в арсенале автовладельцев! Всегда готов к работе, имеет удобный кейс для хранения в авто.

ОКТИС — портативный прибор для определения качества бензина марок А-80, А-90, А-92, А-93, А-95. Измерение октанового числа может проводиться как в проточном режиме — во время заправки через измерительную трубку прибора, так и при помощи погружения. 

Подготовка к тестированию займет не более 15 секунд, на замер и вывод результата потребуется еще несколько секунд, таким образом менее чем за минуту, Вы узнаете, стоит ли заправляться на той или иной автозаправки!

ДВА способа использования

  • непосредственно на АЗС во время заливки бензина в бак
  • в стационарных условиях — методом погружения

Как просто определить качество бензина на АЗС при помощи ОКТИС — видео от производителя, которому можно доверять! >>>


Назначение и принцип действия
Прибор ОКТИС-2 предназначен для определения октанового числа бензина и его измерения отражают реальное октановое число бензина, информируя таким образом автовладельца о наличии или отсутствии химических октаноповышающих добавок в топливе (марки АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98).  

Принцип действия прибора основан на зависимости диэлектрической проницаемости бензина от значения его октанового числа, измеренного исследовательским методом. 

Прибор может работать как в проточном режиме во время заливки бензина в бак автомобиля на АЗС, так и в режиме погружения в топливо. 

Когда бензин попадает на чувствительный элемент в трубке, параметры элемента меняются, микропроцессор сравнивает их с данными, занесенными в память, и на цифровом табло появляются цифры, соответствующие октановому числу бензина. Включается прибор однократным нажатием до фиксации на кнопку «ВКЛ/ВЫКЛ». Повторное нажатие на эту кнопку выключает прибор.

Выводы о целесообразности использования бензина автовладелец делает самостоятельно 

Прибор выполнен в виде единого устройства, включающего три основных узла. Корпус состоит из отсека с электрической частью и переходного отсека с уплотнительными кольцами, к которому закреплена измерительная трубка с чувствительным элементом. Переходной отсек и измерительная трубка образуют канал, в котором находится или течет бензин. В отсеке с электронной частью расположено цифровое табло и элементы питания.

Функциональные особенности:

  • Объективность данных о реальном октановом числе бензина АИ-80, 92, 95, 98 
  • Оперативность измерения — можно определить октановое число бензина в момент заправки бака автомобиля на АЗС
  • Компактность, лёгкий вес (400 г) и удобная упаковка – всегда в багажнике 
  • Инновационность и уникальность российских разработок 
  • Свобода выбора АЗС
  • 2-а способа использования: проточный метод + метод погружения 
  • Возможность калибровки прибора под конкретный регион
  • Абсолютная простота – для применения прибора не требуется специальных технических знаний, что расширяет круг потенциальных пользователей (начинающие автомобилисты, автовладельцы-женщины и т.д.)

В каких ситуациях можно оценить ОКТИС в действии?

  • Лето – пора поездок по незнакомым регионам России и странам СНГ. Знание чужих АЗС минимально. Риск «нарваться» на фальсифицированный бензин – максимален 
  • У вас выработана привычка заправлять автомобиль в одном и том же месте. Доверяй, но проверяй: качество бензина на одной АЗС может варьироваться с течением времени. Кризис – время задуматься об экономии на топливе. Цена – не всегда индикатор качества бензина. «ОКТИС-2» — повод найти лучший бензин по лучшей цене в регионе. Вы владелец иномарки, и расходы на услуги автосервиса по причине использования низкокачественного бензина стали существенной статьей Вашего бюджета. Вы – новатор и приобретаете любые новинки, которые могут улучшить жизнь вашего автомобиля. У вас появилось желание примкнуть к движению «За качество бензина». Вы ищите оригинальный подарок? ОКТИС настолько прост в обращении, что будет интересен даже женщинам!

Почему следует купить ОКТИС-2!?

  • Минимальный показатель октанового числа, который «улавливает» аппарат «ОКТИС-2», равен 75, а максимальное числовое значение — 100. Таким образом, используя этот прибор, Вы сможете объективно оценить качество наиболее распространенных марок бензина А-80, А-90, А-92, А-93, А-95.
  • Оперативность измерений. Для подготовки прибора к тестированию потребуется не более 15 секунд. Результат измерений отобразится за считанные секунды.
  • Два способа проведения измерений — проточный и методом погружения. Для проточного измерения потребуется как минимум 5 литров топлива, для погружного — не менее 80 мл.
  • Прибор имеет компактные размеры и легкий вес, что делает его транспортировки достаточно простой и удобной.
  • Для проведения измерений не требуется специальных технических знаний.
  • Не нуждается в сервисном обслуживании.
  • Есть возможность калибровки прибора под определенный регион.

Как проверить бензин, используя «ОКТИС-2»?
Прибор прост в эксплуатации — проверить качество бензина очень просто >>>

О качестве бензина в России:
Несмотря на бесконечный рост цен, качество бензина, доступного российским автовладельцам, далеко от совершенства. Самым простым способом получения доходов от реализации некачественного бензина является доведение октанового числа до необходимого значения присадками.


Как это проявляется в повседневной жизни?
По статистике, каждый четвертый автовладелец обращается в сервисные службы по причине использования низкокачественного бензина По данным Всероссийского союза защиты прав потребителей, продажи некачественного автомобильного топлива в России и странах СНГ составляют от 25 до 35 процентов от общего объема.


Регулярные исследования Всероссийского научно-исследовательского института нефтепереработки показывают следующую картину: в Москве более 30% топлива не соответствуют принятым нормативам и реально заявленному октановому числу, в регионах данные цифры значительно выше.
Россия находится на 84-м месте (из 100 стран мира) в рейтинге качества бензина.

  Формирование цивилизованного рынка начинается с его контроля самими потребителями. Неслучайно, именно российскими изобретателями, осознавшими масштабы проблемы, был создан портативный бытовой прибор «ОКТИС-2» для выявления нарушений в технологии изготовления бензина.

Прибор не имеет аналогов, так как позволяет ДВА способа использования:

  1. непосредственно на АЗС во время заливки бензина в бак (для анализа проточным методом необходим объём от 5 л);
  2. в стационарных условиях — методом погружения (будет достаточным объём топлива от 80 мл).

Вариант 1: 

Место использование – АЗС  Метод использования – проточный 

Алгоритм использования:

  1. вставить заправочный пистолет в измерительную трубку прибора
  2. включить прибор
  3. залить в бак 5-10 л бензина
  4. увидеть результат на экране прибора
  5. если отклонение октанового числа бензина в пределах ±1,5 единицы от заявленного на АЗС, можно продолжить заправку, если отклонение больше ±1,5 единицы, имеет смысл воспользоваться услугами другой АЗС
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проверить уровень масла в вариаторе Ниссан Кашкай j11

Вариант 2:

Место использование – любое Метод использования – погружение

Алгоритм использования:

  1. перелить бензин в любую удобную ёмкость объёмом больше 80 мл
  2. включить прибор
  3. погрузить прибор в бензин
  4. увидеть результат на экране прибора
  5. сделать выводы о целесообразности использования этой партии бензина

Комплект поставки

  • Прибор-индикатор октанового числа
  • Инструкция по эксплуатации
  • Комплект запасных уплотнителей

* По своей сути прибор является индикатором и дает владельцу первичную, предварительную информацию о качестве бензина, позволяет уберечь автомобиль от грубых ошибок при заправке, и не предназначен для использования в качестве измерительного средства при возникновении спорных и конфликтных ситуаций относительно качества бензина на АЗС. 

В соответствии с письмом от 23.03.09г № 101-кс/616 Всероссийского научно-исследовательского института сертификации прибор не подлежит обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ РФ.

Производство: Россия

Гарантия: 2 года

Вопрос — Ответ:

Вопрос: Можно ли пользоваться прибором ОКТИС на автозаправочных станциях?
Ответ: Можно. Бензин, вытекающий из заправочного пистолета, вами оплачен и он ваш. Вы имеете полное право делать с ним что угодно, в том числе измерять его характеристики.

Вопрос: Что делать, если показания прибора сильно отличаются в меньшую сторону от марки бензина, указанной на колонке АЗС?
Ответ: Такое расхождение указывает, что октановое число бензина в данной колонке АЗС искусственно повышено октаноповышающими добавками (тетраэтилсвинец, либо другие). Много такого бензина в бак заливать не следует. Лучше вообще не заливать, а проехать на другую АЗС.

Вопрос: Как часто необходимо менять батарейки?
Ответ: В приборе ОКТИС-2 используются две цилиндрические батарейки тип «АА» по 1,5 вольта каждая. При использовании прибора два раза в неделю по две минуты каждый раз, менять батарейки следует примерно 1 раз в полгода.

Вопрос: Чем подтверждается пожарная безопасность прибора?
Ответ: В соответствии с разъяснениями Всесоюзного Института сертификации г. Москва, прибор не подлежит обязательной сертификации, в том числе на пожарную и какую-либо другую безопасность. (Письмо № 101-КС/616 от 23.03.09). Прибор безопасен.

Вопрос: На некоторых бензоколонках не удается получить ровное медленное течение бензина через прибор. Срабатывает клапан на заправочном пистолете. Что делать?
Ответ: Все клапаны на заправочных пистолетах колонок отрегулированы по-разному. С этим ничего не поделаешь. Приходится приспосабливаться.

Вопрос: Как измерить октановое число бензина, налитого в канистру?
Ответ: Если канистра полная, то надо открыть крышку, включить прибор, опустить трубку прибора в горловину канистры так, чтобы бензин был выше отметки на трубке, прочитать показания на табло прибора. Если канистра не полная, то часть бензина надо вылить в подходящую высокую емкость, а затем сделать, как описано выше.

Вопрос: Можно ли пользоваться прибором в дождливую погоду?
Ответ: Можно, только не надо допускать попадания воды в измерительную трубку.

Вопрос: Что будет с прибором, если его забыли выключить?
Ответ: Спустя какое-то время в приборе отключится измерительная часть и он будет издавать прерывистый звуковой сигнал до тех пор, пока не закончится питание батареек.

Вопрос: Откуда в бензине появляются пузырьки воздуха?
Ответ: Наиболее вероятно это происходит из-за подсоса воздуха в перекачивающем насосе через какие-либо небольшие щели или микротрещины в шланге.

Вопрос: Как часто надо менять уплотнительные кольца?
Ответ: В приборе есть два уплотнительных кольца из маслобензостойкой резины. Эти кольца плотно фиксируют заправочный пистолет в переходном отсеке прибора во время заправки автомобиля. Уплотнения выдерживают не менее 500 циклов заправки, т.е. вставить пистолет в прибор – вынуть пистолет из прибора.

Вопрос: Сколько бензина надо залить в бак автомобиля, чтобы определить октановое число ?
Ответ: Если пистолет на заправочной бензоколонке отрегулировано хорошо, то достаточно 2-3 литра бензина, иначе необходимо 5-7 литров.

Производство: Россия

Гарантия: 1 год

Источник: https://topradar.ru/product/indikator-kachestva-benzina-oktis-2-cifrovoj/

Октановое число бензина — что это такое? Расшифровка

Как автомобилистам, так и любопытным личностям, часто встречается понятие октановое число. Что такое октановое число знает далеко не каждый автолюбитель, хотя эта информация крайне важна для правильной эксплуатации автомобильного транспорта.

Конечно, для советских автомобилей или старых иномарок не имеет смысла скрупулезность этого вопроса, но для владельцев последних моделей авто, а также эрудитам и любознательным будет полезно знать об этой формулировке. Инструкторы автошколы «26 Кардр» с удовольствием поделятся своими знаниями.

Как и чем определяется

Октановое число – это показатель, определяющий меру стойкости топлива к детонации. Это понятие применяется только для двигателей внутреннего сгорания. Другими словами, топливо имеет определенный уровень стойкости к самовоспламенению при сжатии. Сегодня используются несколько методов для определения октанового числа:

  • ОЧИ. Это исследовательское октановое число, которое получают на этапе изобретения того или иного вида топлива для ДВГ.
  • ОЧМ. Моторное октановое число определяется в приближенных к реальности условиях.

Разница между этими числами называется чувствительностью топлива. Для реальных условий существуют другие значения октановых чисел, а именно фактическое (когда данные получены в испытуемых условиях на стендах) и дорожное (октановое число, зафиксированное на дороге непосредственно автомобильным средством).

Основные понятия

Октановое число отображается в процентном содержании двух разных по характеристикам компонентов: изооктан и н-гептан. Первые компонент имеет самую высокую стойкость к самовоспламенению при условиях сильного сжатия.

Изооктан практически не загорается при сжатии, поэтому имеет показатель октанового числа 100. Н-гептан наоборот имеет самую низкую стойкость, чему свидетельствует стук в двигателе при высокой концентрации этого вещества в топливе.

Таким образом, сочетая эти два компонента, можно нивелировать октановое число бензина до необходимого показателя.

Для корректировки октанового числа в топливе используются специальные присадки. Последнее время основной из них был тетраэтилсвинец, который отлично выполнял роль антидетонатора. Но сегодня этилированный бензин частично запрещен во многих странах из-за своей токсичности, поэтому многие компании по производству топлива используют другие антидетонационные присадки.

Чтобы как-то определять уровень стойкости к детонации, еще в 1921 году была придумана специальная шкала детонации бензинов, принцип работы которой используется и сейчас.

Сами испытания по определению октанового числа выполняются в лабораторных (стенды) или в реальных условиях на механизмах двигателя внутреннего сгорания.

Сегодня самым популярным топливом является показатель октанового числа 92 и 93, хотя эти показатели относятся к практически одинаковым по качеству и параметрам топливной смеси.

Источник: http://auto26kadr.ru/stati/tchto-takoe-oktanovoe-tchislo/

Амистад: продажа топлива оптом

Одним из параметров классификации дизельного топлива является цетановое число, которое показывает степень его воспламеняемости. Качественный показатель для бензинов – октановое число – определяет стойкость бензина к детонации. Поэтому можно говорить, что цетановое и октановое число в дизельном топливе и бензине обратны друг другу.

Цетановое число (ЦЧ)

В дизельных двигателях топливо зажигается не от искры, как в бензиновых, а самостоятельно воспламеняется в результате высокого давления. Цетановое число характеризует воспламеняемость и качество сгорания дизельного топлива в двигателе. Топливная смесь с более высоким ЦЧ имеет меньший период задержки, сгорает спокойнее и полнее, чем с низким. Кроме того, такое ДТ легче и производит меньше дыма.

Оптимальное цетановое число дизельного топлива для стандартных моторов составляет от 40 до 55 по ГОСТу. Если ЦЧ выше 55, топливо не успевает полностью сгорать в цилиндрах. Цетановое число зимнего топлива выше, чем летнего, из-за необходимости работать при низких температурах. Также эти два вида топлива отличаются химическим составом.

Определение цетанового числа происходит путем расчета объемной доли цетана в специальной топливной смеси, у которой такой же период задержки воспламеняемости, как у тестируемого образца. Для этого цетан (по-другому гексадекан) смешивают с альфаметилнафталином и высчитывают объем цетана, принимая его индекс за 100.

Повышение цетанового числа

Размер цетанового числа зависит от наличия в составе дизеля парафинов, олефинов, нафтенов, ароматических углеводородов. Производство топлива с высоким ЦЧ не всегда возможно и требует больше затрат. Поэтому для повышения цетанового числа используют специальные присадки.

Присадка для увеличения цетанового числа улучшает воспламеняемость топлива, увеличивает полноту сгорания, облегчает запуск мотора и снижает количество выбросов в атмосферу. В основе присадок лежат алкилнитриты, которые в будущем могут быть вытеснены алкилпероксидами.

Октановое число (ОЧ)

Октановое число бензина показывает его устойчивость к детонации – воспламенению при сжатии в цилиндрах. Требования к детонационной стойкости топлива зависят от параметров двигателя, поэтому октановое число – показатель не столько качества бензина, сколько его соответствия характеристикам мотора.

Методы определения ОЧ

Определение октанового числа сходно с определением цетанового. Но здесь в качестве эталона используют смесь изооктана (у которого ОЧ -100) с н-гептаном (ОЧ-0) с такими же характеристиками, как у опытного образца бензина. А затем определяется объем изооктана, который и соответствует искомому октановому числу.

Эту процедуру называют исследовательским методом измерения октанового числа, отсюда буква И в маркировке АИ. Также может применяться моторный метод, при котором испытания проводятся в условиях реальной езды.

Для каждой величины октанового числа устанавливается своя степень сжатия для обоих методов измерения, эти стандартные параметры приведены в таблице октановых чисел.

Как повысить октановое число

Топливо с низким октановым числом воспламеняется раньше, чем с высоким, и при несоответствии требованиям двигателя может привести к детонации, то есть взрыву. Для повышения ОЧ часто используют антидетонационные присадки, наиболее безопасной из которых является метил-трет-бутиловый эфир. Это нетоксичное вещество имеет октановое число выше 100, обеспечивает полное сгорание топлива и снижает выбросы углекислого газа.

Сегодня появились специальные приборы для проверки октанового числа, которые позволяют за короткое время проверить бензин прямо на АЗС.

Источник: https://oilselling.ru/2017/11/19/cetanovoe-i-oktanovoe-chislo/

«Юбилейный» октан

«Газпром нефть» начала продажи в России бензина под брендом G-Drive с октановым числом 100.

Отличительная особенность нового топлива — его производят исключительно из собственных высокооктановых компонентов на Омском нефтеперерабатывающем заводе, что гарантирует стопроцентное качество продукта и стабильность эксплуатации автомобильных двигателей. О том, каковы перспективы нового топлива на отечественном рынке и с какими мифами предстоит бороться производителю, — в материале «Сибирской нефти»

Вслед за Новосибирском весной 2018 года бензин G-Drive 100 появился также на заправках в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, а до конца 2018 года начнутся его продажи в других регионах, где представлена сеть АЗС «Газпромнефть».

Строго говоря, на зарубежных рынках сотый бензин активно присутствует уже многие годы. Несколько лет он представлен и на Балканах — на заправках сербской «дочки» «Газпром нефти» — компании «НИС» («Нефтяная индустрия Сербии»).

Что же подтолкнуло компанию именно сейчас начать экспансию на отечественный рынок нового продукта премиального класса? «Долгое время топовым в линейке бензинов на АЗС „Газпромнефть“ был G-Drive 98. В прошлом году был проведен целый ряд исследований, потребительских опросов и тестов, показавших, что эволюция автопарка и изменения в предпочтениях автомобилистов подготовили рынок России к технологическому рывку.

Это дает возможность лидерам отрасли предлагать наиболее совершенные виды топлив», — отмечает начальник департамента маркетинга блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» Илья Иванов.

Процесс от начала разработки рецептуры до промышленного производства нового G-Drive 100 был завершен в рекордно короткие сроки — и занял около полугода.

Технологическое лидерство

В России сегодня лишь несколько нефтеперерабатывающих заводов, на которых автономно, без закупок компонентов со стороны, может быть произведен бензин с октановым числом 100. Крупнейший среди них — «Газпромнефть-ОНПЗ».

«Набор технологических процессов, который позволяет нам производить бензины с октановым числом 100, отличает Омский НПЗ от многих в России, — говорит Дмитрий Храпов, главный технолог „Газпромнефть-ОНПЗ“. — У нас выпускается довольно редкий компонент, который многие предприятия вынуждены покупать — метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ, см. глоссарий). Вместе с алкилбензином и толуолом, которые также производятся не на каждом заводе, он составляет основу G-Drive 100».

В состав G-Drive 100 входят только продукты нефтепереработки, и он не содержит октаноповышающих присадок. Точности соблюдения рецептуры нефтепереработчики достигают за счет совершенствования процесса смешения — новая автоматическая станция была построена на заводе в рамках программы модернизации.

«Промышленный выпуск бензина с октановым числом 100 без использования октаноповышающих присадок — очередное подтверждение технологического лидерства Омского НПЗ. Оснащение предприятий самым современным оборудованием в рамках масштабной программы модернизации позволяет „Газпром нефти“ обеспечивать российский рынок продукцией высочайшего качества», — подчеркнул заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер.

Весной прошлого года бензин марки G-Drive 100 успешно прошел стендовые квалификационные испытания во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП) и получил положительное заключение на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза к топливам экологического класса К5 (соответствующего «Евро-5»). Топливо также получило подтверждение соответствия европейским требованиям к качеству топлив в международной лаборатории SGS.

Впрочем, в рабочих условиях G-Drive 100 тоже испытывали, причем условия эти были максимально жесткими.

«Мы протестировали новое топливо G-Drive 100 на болидах в гоночных условиях и на обычных автомобилях, и оно подходит для всех современных бензиновых двигателей, — отметил директор по региональным продажам „Газпром нефти“ Александр Крылов.

— Уже три года сотый G-Drive продается на наших станциях в Восточной Европе, где он приобрел высокую популярность. Я рад, что теперь и российские автомобилисты смогут оценить это высокотехнологичное топливо, почувствовать всю мощь своего автомобиля и получить максимум удовольствия от вождения».

В 1926 году американский химик Грэхем Эдгар предложил измерять способность бензина противостоять детонации октановым числом по предложенной им шкале.

В основу он положил характеристики двух углеводородов, входящих в состав бензина, — очень низкие анти детонационные свойства гептана (октановое число 0) и очень высокие — изооктана (октановое число 100).

Например, октановое число 93 означает, что бензин детонирует при тех же условиях, что и смесь из 93% (по массе) изооктана и 7% гептана. В те годы октановое число, которое удавалось получить, колебалось от 40 до 60, но двигатели имели малую литровую мощность, и этого было достаточно.

Споры о высоком

Среди автомобилистов бытует мнение, что бензин с высоким октановым числом подходит исключительно для профессиональных гонок, дорогих спорткаров, а обычным автомобилям может даже навредить.

«Вокруг высокооктановых бензинов существует множество мифов, — говорит Илья Иванов. — Часть из них связаны с тем, что недобросовестными производителями зачастую используются сомнительные октаноповышающие присадки, которые могут повредить топливной системе автомобиля. В результате потребитель не только не получает заявленных преимуществ, но и видит существенное ухудшение работы мотора.

Кроме того, многие автомобилисты вообще уверены в том, что более высокий октан сам по себе является фактором дополнительного риска. В этой связи хочу отметить, что маркировка на лючке бензобака „92+“, „95+“ или „98“ вовсе не означает невозможность использования топлива с октановым числом 100.

Чтобы преодолеть подобные предрассудки, мы стараемся не просто предлагать клиентам АЗС „Газпромнефть“ самый высокотехнологичный бензин 100-го октана, но и доносить до потребителей максимально полную и достоверную информацию о данном продукте».

Снять все сомнения в совместимости нового топлива и двигателей различных автомобилей, в том числе отечественных марок, поможет ряд эксплуатационных испытаний, которые «Газпром нефть» проводит в настоящее время в российских и европейских лабораториях.

Те же, кто уже пробует новое топливо, чаще всего отмечают, что наилучшие результаты от повышенного октана можно получить в современных двигателях с маркировкой «95+», а также если мотор турбирован.

Улучшение ходовых качеств, сокращение времени разгона замечают в первую очередь автомобилисты с динамичной манерой вождения.

При этом, по мнению экспертов, совсем не обязательно, чтобы сам мотор был новым, иногда даже наоборот — сотый октан может вернуть двигателю с пробегом былую напористость. «Уловить разницу между RON98 и RON100 (см. глоссарий) без специальных приборов довольно сложно.

Тем не менее высокооктановый бензин очень стоек к детонации, и она возникает реже или вообще не возникает в тех режимах, когда она возникала раньше, — говорит эксперт крупнейшего европейского испытательного центра APL Павел Карташов. — Для двигателей с пробегом, в камере сгорания которых имеются отложения, предпочтителен бензин с более высоким октаном.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что надо сделать чтоб поменять масляный фильтр

Это связано с тем, что отложения негативно влияют на теплообмен рабочей топливно-воздушной смеси: свежая смесь дольше нагревается в цилиндрах, а продукты сгорания медленнее охлаждаются. Так как детонация чаще возникает при повышении температуры и давления в самом конце горения, то отложения приводят к более высокой температуре и повышают вероятность детонации.

Именно поэтому для двигателей с отложениями в камере сгорания рекомендуется использовать бензин с повышенным (до 5 единиц) октановым числом».

До конца года «Газпром нефть» планирует полностью заменить G-Drive 98 на своих заправках топливом с октановым числом 100. В компании уверены, что новый высокотехнологичный продукт по достоинству оценят не только постоянные покупатели брендированного бензина премиум-класса, но и закоренелые скептики.

Октановое число
Октановое число — показатель, который характеризует способность топлива противостоять детонации в процессе горения. Детонация вызывает перегрев, мощные ударные нагрузки, повышенный износ и местные разрушения двигателя, сопровождается падением мощности и ухудшением состава выхлопа.

RON
RON (research octane number) — исследовательский метод определения октанового числа топлива. Существует также т. н. моторный метод — MON (motor octane number). Суть обоих методов — поиск состава смеси изооктана и н-гептана (октановые числа 100 и 0 соответственно), детонирующей так же, как и испытуемое топливо. Испытания по MON проводятся при более жестких условиях, способствующих детонации, и обычно дают более низкий показатель октанового числа.

Метил-трет-бутиловый эфир
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) производится из углеводородного сырья, в частности из бутан-бутиленовой фракции. Применяется в качестве компонента моторных топлив, повышающего октановое число бензинов (антидетонатор). Максимально допустимая законодательно объемная доля МТБЭ в бензинах в ЕС и в России — 15%.

Алкилбензин
Алкилбензин состоит из изооктана (именно его октановое число принято приравнивать к 100 единицам) и других изомеров октана. Получают его в результате алкилирования изобутана бутиленами — химического процесса, в результате которого происходит реакция соединения изобутана и бутиленов и получается новый изомер изобутана — изооктан, обладающий высокими антидетонационными свойствами.

Источник: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2018-june/1715830/

Какой бензин подойдет для японского двигателя

У автовладельцев нередко возникает желание заменить двигатель своего автомобиля на новый или более мощный. Компания JapZap, занимающаяся поставками контрактных двигателей и других автозапчастей из Японии, предоставляет такую возможность. Но после такой замены автовладельцу предстоит решить ряд вопросов, в частности, оформить замену двигателя документально и подобрать для него подходящий бензин.

У автовладельцев нередко возникает желание заменить двигатель своего автомобиля на новый или более мощный. Компания JapZap, занимающаяся поставками контрактных двигателей и других автозапчастей из Японии, предоставляет такую возможность. Но после такой замены автовладельцу предстоит решить ряд вопросов, в частности, оформить замену двигателя документально и подобрать для него подходящий бензин.

Низкое качество отечественного АТ (автомобильного топлива) − одна из основных причин, по которым двигатели и трансмиссии иномарок, эксплуатируемых в России и СНГ, быстро приходят в негодность. Поэтому проблема выбора качественного топлива для японского двигателя является очень актуальной.

Какой бензин доступен в России

Производство бензина в РФ в настоящее время осуществляется в соответствии с техническим регламентом. Сегодня более 95 % бензина на российском рынке − это продукция отечественного производства, объем импорта незначителен. В основном на отечественных заправках можно приобрести такие марки:

Стандарт – А-76 (АИ-80) − октановое число, определенное моторным методом, равно 76, исследовательским методом − 80. Применяется для городского авто- и мототранспорта, грузовиков, старых отечественных автомобилей, спецтехники, сельхозоборудования. Не соответствует европейским экологическим стандартам, отличается повышенным расходом, обеспечивает малую мощность двигателя. Этот бензин постепенно уходит с рынка.

Регуляр − АИ-92 (соответствует европейскому стандарту Regular motor gasoline, является высокооктановым топливом). На его долю в настоящее время приходится основной объем рынка, это наиболее доступный по цене после А-76 бензин. Популярность этого топлива имеет обратную сторону − недобросовестные заправщики его разбавляют или под его видом продают бензин с более низким октановым числом.

Премиум – АИ-95 (евростандарт Premium motor gasoline) по цене дороже АИ-92. Многие водители утверждают, что на практике при использованием любой из этих двух марок особой разницы в расходе топлива, износе двигателя, развиваемой скорости нет. Встречается некачественный бензин АИ-95, быстро приводящий в негодность свечи.

Супер − АИ-98. Высокооктановый бензин, разработанный специально для турбированных (форсированных) двигателей, позволяющий развивать высокую скорость. Объем его производства и продаж в России невелик.

Не на всех российских заправках можно найти бензин А-98

Выбор бензина в Японии

В странах Европы, в России и Японии применяется одинаковая методика определения октанового числа (отличная от применяемой в США). Но российские и японские стандарты совпадают лишь отчасти, это нужно учитывать при подборе аналога бензина.

В Японии производится и реализуется только 2 марки бензина:

  • REGULAR, с октановым числом 90−92 (соответствует российскому АИ-92, Регуляр)
  • PREMIUM, с октановым числом 98−100 (соответствует российскому АИ-98, Супер).

Аналог российского и европейского бензинов АИ-95 на японском рынке вообще отсутствует.

Японские производители рекомендуют для нетурбированных двигателей использовать АИ-92 и допускают использование АИ-95, для турбированных − только АИ-98.

Последствия применения «неправильного» бензина

При использовании бензина с октановым числом ниже рекомендованного усиливаются детонационные стуки, ускоряется износ двигателя, нарушается равномерность смазки, возможно догорание топлива в нейтрализаторе.

Японские автомобили оснащены умной электроникой, которая, по утверждениям экспертов, предотвращает повреждение двигателя при использовании низкооктанового бензина. Основной минус его применения − падение мощности.

И все же не стоит экономить и рисковать, заливая в автомобиль с японским мотором, рассчитанным на марку REGULAR, бензин Стандарт (АИ-80). А турбированый двигатель на бензине АИ-92 или АИ-95 не проявит все свои возможности.

При использовании топлива с более высоким октановым числом, чем рекомендовано производителем, возможен перегрев двигателя, увеличивается расход масла. Если в бензобак автомобиля, оснащенного нетурбированным японским двигателем, залить АИ-95, ничего страшного не произойдет, но и никаких преимуществ использования топлива с более высоким октановым числом ощутить не удастся. А использовать АИ-98 в обычных двигателях попросту нерентабельно.

Приобретать бензин следует на проверенных заправках, где его качество контролируется Но особенно опасен для японских двигателей этилированный бензин, который продают на многих российских заправках, причем не афишируя этот факт.

Источник: https://japzap.ru/blog/kakoy-benzin-podoydet-dlya-yaponskogo-dvigatelya/

Октановое число бензина: способы определения характеристик топлива

Октановое число бензина считается важным показателем. От него зависят эксплуатационные качества жидкости, динамические и другие характеристики транспортного средства. Под таким понятием называется мера стойкости к возгоранию этого вида топлива. Есть конкретные стандарты для разных видов бензина. Разные виды двигателей рассчитаны на применение бензина с конкретным октановым числом.

Что представляет собой октановое число?

Октановое число бензина является стойкостью к возгоранию под влиянием сжатия. Этот показатель равняется числу изооктана в смеси с другим главным веществом – н-гептаном. Есть разные виды октанового числа. Выявляются они разными методами:

Соответственно, называются эти показатели как ОЧИ и ОЧМ. Различие между ними заключается в чувствительности топлива. Если нужно выявить показатель в реальных условиях использования двигателя – применяется показатель фактического октанового числа. Оно выявляется на специальном стенде, прямо в функционирующем двигателе.

Максимально приближено к настоящему значению дорожное октановое число. Измеряется оно на автомобиле.

Сам изооктан сложно воспламеняется даже при высоком показателе уровня сжатия. Значение его октанового числа постоянное – 100. При этом сгорание н-гептана при низких показателях сжатия сопровождается стуками в моторе. Значение его октанового числа равняется 0.

Для топлива с показателем октанового числа выше 100 есть специализированная шкала. В него в зависимости от мотора и условия использования добавляется особое вещество – изооктан. Также может быть добавлен антидетонатор.

Применение топлива с неподходящим по показателям мотору октановым числом приводит к появлению металлического шума. Возникает он из-за волн давления, которые создаются при быстром сгорании бензина, отражении от стенок поршня или цилиндров.

Рост октанового числа топлива

Рост октанового числа топлива возможен различными способами:

  • методом сложного процесса технологии;
  • добавлением особого антидетонатора.

Самым часто используемым способом является второй. Самыми популярными антидетонаторами считаются разные добавки на базе спирта и тетраэтилсвинец.

Добавки на базе спирта

Одним из часто применяемых методов считается добавление спирта. Причем это может быть как этиловый, так и метиловый спирт. К примеру, если к горючему с октановым числом 92 прибавить 1/10 часть этилового спирта, то его уровень стойкости к возгоранию возрастет до 95.

Подобным эффектом будет уменьшение токсичности выхлопа. Но необходимо помнить, что рост октанового показателя таким методом приводит к быстрому увеличению давления паров. Это станет причиной появления паровых пробок в системе топливного провода.

Читать также: Какие существуют присадки в бензин?

Более того, спирт очень гигроскопичен. Нужно использовать специальные способы складирования такого горючего, контролировать количество воды в смеси. Попадание ее в мотор может вызвать серьезные поломки, которые потребуют дорогостоящего ремонта.

Тетраэтилсвинец

Это вещество обладает химической формулой Pb (C2H5)4. По своим свойствам он считается одним из самых продуктивных антидетонаторов. Температура его кипения составляет 2000 градусов. У него высокий уровень вязкости. Стал применяться в 1921 году. Сегодня считается одним из часто применяемым. Это вещество позволяет поднять показатель октанового числа на 17 пунктов. При этом в чистом состоянии вещество не применяется.

Так как при сгорании его появляется оксид свинца. На момент использования мотора он оседает почти на всех его внутренних деталях. В результате появляется нагар на вентилях, поршнях мотора. Поэтому вместе с тетраэтилсвинцом обязательно добавляют особые вещества, которые устраняют продукты оксида свинца. Такими веществами считаются: диромэтан, дибромпропан, бромистый этил.

Как снизить октановое число бензина?

Пару лет назад с АЗС исчезло топливо с октановым числом 76 и 80. Но при этом огромное число техники, которая сегодня используется, требует для нормального функционирования именно такое горючее. Часто появляются такие трудности с мотоблоками, которые были выпущены 10 лет назад. Покупать новый – дорогое удовольствие. Вот почему вопрос по поводу уменьшения октанового числа топлива очень актуален.

При использовании 92-го бензина вместо 80 или 76 мотор обычно функционирует неравномерно или заводится и сразу глохнет. Поэтому перед тем как заливать 92, нужно снизить его октановое число до оптимального уровня. Есть несколько народных методов, как выполнить эту процедуру в домашних условиях:

№Полезная информация
1 поставить канистру с топливом на открытой площадке с открытой крышкой – ежедневно показатель октанового числа уменьшается на 0,5
2 применять в качестве добавки керосин – этот способ ранее применялся на старых автомобилях

Перед тем как использовать такой способ, нужно померить значение октанового числа бензина.

Измерение октанового числа топлива

Процесс определения октанового числа не представляет сложности. На прилавках магазинов можно легко найти октанометр – особое устройство, которое выявляет значение октанового числа бензина.

Необходимо помнить, что такое устройство функционирует по способу измерения диэлектрической проницаемости топлива. Так как существует пропорциональная зависимость этого показателя от октанового числа. Нужно будет составить особую калибровочную зависимость – для выявления точной величины.

Формирование такой зависимости выполняется с применением н-гептана, а также топлива, значение октанового числа которого уже понятно. Используются моторные агрегаты типа УИТ-65 и УИТ-85. Сам метод измерения базируется на сравнении октановых показателях контрольного образца с образцами другого топлива. Подобным образом возможно выявить также октановое число дизельного топлива.

Читать также: Можно ли добавлять ацетон в бензин?

Сегодня такой способ можно применять ввиду того, что создается топливо методом применения не технологии прямого перегона, а смешивания. Такой метод выявления показателя октанового числа топлива имеет некоторые минусы, о которых следует помнить. К таким относятся следующие:

  • невозможность проанализировать топливо неидентифированное – так как сам процесс анализа выполняется способом сравнения;
  • трудно выявить разные внешние факторы на сам измерительный процесс.

Сравнительный анализ выполняется на основе данных, которые уже установлены в специальном устройстве. Методом применения сложной схемы делается заключение о соответствии измеряемого октанового числа с уже имеющимся в памяти устройства.

Также невозможно было сделать общую модель для бензинов, произведенных разными методами, а также различных видов. Для жидкостей с разными октановыми показателями нужно создавать новые модели устройств.

Существуют следующие ограничения на применение модели рассматриваемого типа:

  • выполняется предварительная настройка в соответствии с эталонными приборами;
  • температура должна соответствовать конкретному промежутку, отмеченному в спецификации устройства.

Устройство для определения октанового числа топлива и его примерная цена

Метод функционирования у всех устройств, которые измеряют показатель октанового числа, одинаковый. На рынке можно найти приборы отечественного и иностранного производств. Самым популярным устройством такого типа, созданного в РФ, считается ОКТИС. Цена его составляет около 3,5 тысяч рублей. Более точным и надежным является Digatron.

Стоимость его на порядок выше – 750 евро за штуку. Именно он часто применяется для решения рассматриваемых задач. Также используется в картинге и других спортивных направлениях. Метод его действия очень простой. Выполняется два измерения – эталонного горючего и другого, октановое число которого необходимо определить. Затем полученные данные сравниваются.

При этом жидкость разных производств во всех ситуациях отличается друг от друга. Соответственно, калибровочная зависимость диэлектрической пропускаемости – октановое число сильно различается. Поэтому необходимо в каждой ситуации создавать персональные настройки. В основе стандарта в обязательном порядке используется топливо определенного производителя.

Октановое число должно быть заранее измерено на специальном приборе. Ими являются: УИТ 65 и УИТ 85. Одним из самых надежных устройств для замера октанового числа считается ОКТАН-ИМ. Цена его составляет 40 тысяч рублей. Это устройство имеет встроенную память и может сохранять более 10 разных калибровок. Точность показаний прибора максимально высокая.

Читать также: По какой формуле рассчитывают перевод бензина?

Самым сложным по устройству и эффективности считается Октанометр ПЭ-7300 М. Он стоит 50 тысяч рублей. Основным его отличием от более дешевых аналогов считается наличие специального программного обеспечения. Возможно подсоединение к персональному компьютеру.

При выполнении подсчетов можно учесть величину температурного режима. Есть конкретная зависимость диэлектрической пропускаемости от температуры.

Иностранным дорогим аналогом представленного выше устройства для замера октанового числа считается Шатокс SX-100М. Цена его напрямую от производителя составляет 1800 долларов. Основным и самым большим отличием его от отмеченных выше устройств считается наличие уже установленного датчика измерения температуры. ПЭ-7300 выявляет этот показатель на программном уровне.

Присадка для роста октанового числа топлива

В отличие от понижения октанового числа рост этого показателя обычно не вызывает какие-либо трудности. Есть много специальных присадок, с помощью которых можно манипулировать этим показателем. Величина такого роста, а также другие параметры зависят именно от определенного вида продукта.

Самыми популярными сегодня присадками считаются:

  1. Октан Плюс – рост на 2-2,5 единиц;
  2. Лавр Некст Октан Плюс – рост до 6 единиц;
  3. Астрохим Октан Плюс – рост на 3-5 единиц.

Значение октанового числа является главным показателем бензина. Нужно использовать топливо только с параметрами заданными производителем. Иначе есть вероятность появления разных проблем с мотором. Вплоть до его поломки и необходимости выполнения капитального ремонта, замены деталей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько масла в дизельном двигателе Renault Duster

Источник: https://neftok.ru/benzin/ot-chego-zavisit-oktanovoe-chislo-benzina.html

Основные параметры бензинов

Бензином регулярно пользуется практически каждый автовладелец. Нефтеперерабатывающие компании и АЗС по всей стране предлагают большое разнообразие горючего. Оно различается составом, наличием присадок, физическими и химическими свойствами, маркировкой. 

Несложно заметить, что использование бензина разных марок обычно сразу же сказывается на работе двигателя и общих ходовых характеристиках авто. Но от правильного выбора топлива зависит не только скорость, но также надежность, безопасность и долговечность топливной и иных систем. 

Какие параметры следует учитывать и на что обратить внимание владельцам автомобилей с бензиновыми двигателями?

Виды и типы бензинов

На отечественных заправках представлен бензин разного типа. Топливо различается составом, чистотой и некоторыми другими параметрами. Все они обычно маркируются с учетом их основного показателя – октанового числа. 

Требованиями ГОСТ, ТУ и других нормативных документов в РФ предусмотрены следующие марки бензинов: А-72, А-76, А-80, АИ-91, А-92, АИ-93, АИ-95, А-96, АИ-98. Потребление низкооктанового топлива в последнее время существенно снижается, высокооктанового, наоборот, растет. Бензин А-72 сегодня практически не используется, так как просто нет техники, которая бы на нем работала.

Более современная классификация бензинов насчитывает шесть основных видов этого топлива с различным октановым показателем:

  • Нормаль – АИ-80.
  • Регуляр – АИ-92.
  • Премиум – АИ-95.
  • Супер – АИ-95+.
  • Экстра – АИ-98.
  • ЭКТО – АИ-100.

Раньше в некоторые марки бензина для увеличения октанового числа добавлялись этиловые соединения, что позволяло повысить физико-химические свойства топлива с минимальным ростом его стоимости. Сегодня официально производство этилированного топлива прекращено.

Также современная маркировка предполагает указание не только отечественных, но и европейских стандартов: Евро-4, Евро-5 и т.д. Поэтому полное наименование бензина обычно выглядит следующим образом «АИ-98-5». Это означает, что бензин автомобильный (А), его октановое число определено по исследовательскому методу (И) и составляет 98, а по экологическим стандартам топливо соответствует техническим регламентам «Евро-5».

Октановое число бензина

Если говорить про основные параметры топлива, то его октановый показатель – едва ли не самая важная характеристика. При работе двигателя внутреннего сгорания топливная смесь сжимается под высоким давлением и потом воспламеняется. Происходит ее расширение.

Для безопасности, надежности работы, сохранности двигателя и его отдельных элементов – важно, чтобы сгорание бензина происходило в нормальном режиме – без детонации. Октановое число как раз определяет детонационную стойкость топлива, что особенно важно в бензиновых двигателях с высокой степенью сжатия.

Чем более качественный бензин, тем выше его октановое число. Кроме того, этот параметр сказывается и на расходе топлива при движении. 

Высокооктановые бензины расходуются медленнее, что заметно нивелирует разницу в цене разного топлива.

Определяется октановое число бензина соотношением содержания изомеров октана в сравнении с количеством гептана в топливе. То есть в топливе АИ-92 содержание изооктана в смеси с гептаном составляет 92%.

Следует отметить, что октановое число не определяет именно содержание, а вычисляется путем сравнения антидетонационных качеств конкретного бензина с эталонной смесью. Поэтому у некоторых специализированных видов топлива октановое число может быть больше 100.

Это означает, что по устойчивости к детонации данный бензин превосходит чистый изооктан.

На показатели октанового числа влияет фракционный состав топлива (более подробно о котором мы расскажем далее). Чем больше в бензине легких фракций, тем он качественнее и безопаснее в плане детонационной составляющей. 

Также изменить октановое число топлива можно путем добавления в него различных присадок. Раньше широко использовались соединения на основе свинца и этила (например, тетраэтилсвинец). Их введение в состав бензина позволяет легко превратить АИ-92 в АИ-95. Но с 2003 года из-за высокого вреда, наносимого атмосфере и окружающей среде, от использования соединений свинца в составе бензина отказались.

Также повысить октановый показатель можно добавлением этилового спирта. Но такой метод экономически невыгоден, поэтому в промышленных масштабах не применяется. Еще один способ повышения октанового показателя – добавление в бензин ацетона. Часто в качестве присадок используются соединения пропана и метана, у которых более высокая детонационная устойчивость, чем у изооктана.

Химическая стабильность бензина

Еще один важный показатель в бензине, особенно актуальный для топлива с присадками, – его химическая стабильность. С одной стороны, добавление присадок – например, метана и пропана в бензин позволяет повысить его октановое число. Но эти элементы достаточно легкие и летучие, а потому испаряются с большей скоростью и при более низких температурах, чем основная фракция топлива. 

Нормативными требованиями установлено, что бензин должен сохранять свои физико-химические свойства в течение пяти лет – при условии соблюдения норм и правил хранения. Поэтому, если производитель вводит в топливо присадки с целью повышения его детонационной устойчивости, то должен использовать устойчивые химические соединения. В противном случае бензин довольно быстро потеряет свои качества.

На недобросовестность производителя или продавца указывает сильный специфический запах газа, который нередко присутствует на АЗС. Это значит, что метан и/или пропан, добавленные в бензин, активно испаряются, а само топливо заведомо не соответствует маркировке.   

Другие показатели топлива

Одним из важных показателей ГСМ является его фракционный состав. Бензин состоит из различных нефтепродуктов – легких и тяжелых углеводородов, входящих в состав топлива в разном количестве. Именно фракционным составом в первую очередь определяются основные физико-химические параметры и эксплуатационные свойства бензина, такие как летучесть, вязкость, температура замерзания.

Чем больше легких фракций в топливе, тем лучше оно испаряется и тем ниже температура его замерзания. Поэтому в условиях сверхнизких температур и сурового северного климата обычно используются специализированные бензины пониженной вязкости и с низкой температурой застывания. Стоит такой бензин дороже обычного, но в некоторых случаях его использование – неизбежная необходимость.

Еще один важный фактор, определяющий экологическую безопасность бензина, – содержание различных примесей. В основном оценивается количество соединений серы и ароматических углеводородов в бензинах. Эти вещества при сгорании образуют ядовитые соединения, которые наносят вред не только окружающей среде, но и топливной и выхлопной системе автомобиля, а также жизни и здоровью людей.

опасных примесей в бензине регламентируется соответствующими нормативными документами. Оптимальным выбором сейчас является бензин с маркировкой Евро-5, который наряду с более высококачественным топливом Евро-6 сегодня применяется в большинстве европейских стран. В России же на бензин приняты и действуют экологические стандарты Евро-4 и Евро-5.

Среди основных параметров следует отметить и испаряемость, которая также зависит от фракционного состава бензина. Этот показатель важен для климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль с бензиновым двигателем. Так для холодной полосы важно, чтобы показатель испаряемости был высоким. В противном случае будут неизбежно возникать проблемы с запуском двигателя. В жарком климате, наоборот, высокая испаряемость – это угроза взрывоопасности.

Параллельно испаряемости существует еще один значимый показатель – давление насыщенных паров. Оно дает дополнительное представление о фракционном составе и испаряемости топлива. Чем выше это значение, тем больше вероятность образования газовых пробок в бензиновых двигателях, что также представляет опасность из-за вероятности воспламенения и взрыва.

Как выбирать бензин

Правильно подобранное топливо – залог долгой и эффективной службы авто. При выборе мы советуем прислушиваться к рекомендации производителя конкретного автомобиля (и, соответственно, бензинового двигателя). Если в руководстве указано топливо с октановым показателем 95, то лучше использовать именно АИ-95, а не 92-й или 98-й бензины. В таком случае вы сможете быть уверены в надежности и стабильности работы авто.

Еще один важный момент, на который стоит обращать внимание, экологические параметры бензинов.

Стандарты Евро – 4, 5 или 6 – гарантия того, что вы сможете не только беспрепятственно выезжать на авто за границу, но и залог долгой службы двигателя, топливной и выхлопной систем автомобиля.
К сожалению, оценить, насколько качественный бензин в конкретной АЗС сложно.

Как уже упоминалось выше, ключевым фактором, что свидетельствует о невысоком качестве топлива, является наличие сильного запаха газа на заправке. Таким бензином авто лучше не заправлять.

Для проверки качества можно приобрести бензин, налив его в прозрачную емкость. Топливо должно быть прозрачным с легким бледно-желтым оттенком без осадков и примесей. Если добавить в бензин марганцовку, то качественное топливо не окрасится в розовый цвет. Появление же оттенка говорит о том, что в бензин добавлена вода.

Источник: https://petrolcards.ru/articles/parametry-benzinov/

Прибор для определения октанового числа бензина, цетанового числа дизельного топлива Октанометр SHATOX SX-100M

ПараметрОписаниеСоответствие
Определение октанового числа бензина. Исследовательский (RON), моторный (MON) метод.
Антидетонационный коэффициент AKI (насосное октановое число PON).
ГОСТ 8226-82 (ASTM D 2699-86), ГОСТ 511-82 (ASTM D 2700-86), ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99).
Определение цетанового числа дизельного топлива. Одновременно с цетановым числом определяется тип и температура застывания дизельного топлива. ГОСТ 305-82 (ASTM D 4737-03), ГОСТ 3122-67 (ASTM D 613, EN ISO 5165).
Определение температуры застывания дизельного топлива. Определяется в зависимости от цетанового числа дизельного топлива. Факультативный параметр.
Определение  типа дизельного топлива. Тип дизельного топлива (S-летнее, W-зимнее, A-арктическое) определяется в зависимости от температуры застывания. Факультативный параметр.

Достоинства портативных Октанометров серии SX:

  • Более полный и объективный анализ нефтепродуктов по сравнению с существующими приборами анализа бензина и дизтоплива;

  • Погрешность повторных измерений октанометром не превышает 0.5 ед. октанового числа;

  • Абсолютная погрешность, определенная сравнением показаний октанометра и показаний стационарной установки УИТ-85 в лабораторных условиях, не превышает 0,5 ед. октанового числа;

  • Возможность анализировать бензины с любыми добавками, в том числе металлодетонаторами, эфирными, аминными и другими;

  • Современный микропроцессор для быстрой и точной обработки результатов;

  • Одновременная индикация октанового числа бензина по исследовательскому (RON) , моторному (MON) методу, и антидетонационного коэффициента AKI (PON)=(RON+MON)/2 насосное октановое число;

  • Одновременная индикация цетанового числа, температуры замерзания и типа дизельного топлива;

  • Время измерения не превышает 5 секунд;

  • Сохранение результатов в энергонезависимую память прибора;

  • Возможность совместной работы с компьютером (в модификациях SX-100K, SX-200, SX-300);

  • Проведение программной коррекции с клавиатуры прибора или с компьютера;

  • Точное измерение температуры с помощью цифрового термометра;

  • Точная поправка измерений (температурная компенсация), в зависимости от температуры пробы;

  • Для работы с октанометром не требуется специальной подготовки персонала;

  • Маленький объём пробы;

  • Низкая стоимость анализа;

  • Компактность, мобильность;

  • Ударопрочный, стойкий к растворителям, герметичный корпус (производства Германии);

  • Антибликовая клавиатура, устойчивая к истиранию и воздействию агрессивных сред (производства Германии);

  • Электронная схема изготовлена из комплектующих европейских и японских фирм;

  • 4х строчный ЖКИ индикатор с подсветкой, стойкий к отрицательным температурам;

  • Индикатор заряда батарей;

  • Низковольтное питание (батареи АА), удовлетворяющее требованиям пожарной безопасности.

Наименование параметраЗначение
Виды контролируемого топлива

бензины всех марок

Диапазон измеряемых октановых чисел, ед. ОЧ

40-120

Погрешность измерения окт. чисел, ед.ОЧ

0,5

Диапазон измеряемых цетановых чисел, ед. ЦЧ

20-100

Погрешность измерения цет. чисел, ед. ЦЧ

1

Погрешность измерения температуры застывания ДТ, град С

± 2

Отображение информации

цифровое

Время измерения, сек

не более 5

Потребляемый ток от элементов питания, мА

30

Время непрерывной работы от одного комплекта элементов питания, час

100

Рабочий температурный диапазон

-100С+45 0С

Относительная влажность, %

30..80

Атмосферное давление, кПа

64..106

Габариты, мм

60 х 100
211 х 100 х 26

Вес, гр

680

Октанометр одинаково хорошо измеряет параметры как этилированных, так и неэтилированных бензинов и бензинов с различными присадками. Конструкция прибора и алгоритм измерения обеспечивают высокую помехозащищенность и, как следствие, стабильность результатов измерения. Возможна настройка прибора на измерение параметров нестандартных видов топлива, например, газоконденсатного или прямогонного бензинов.

Такая настройка может выполняться квалифицированным пользователем самостоятельно, без обращения к изготовителю.
Время определения марки бензина в наихудших условиях, при холодном включении, не превышает 5 секунд. Весь процесс измерения автоматизирован, оператору достаточно заполнить бензином датчик, включить прибор и записать результат, отображаемый на индикаторе.

Октанометр прост в эксплуатации, не требует дополнительной настройки и ухода.

Октанометр собран в прочном, бензостойком корпусе (производство — Германия), имеет значительное количество интегральных параметров товарных марок бензина и дизельных топлив, оснащен четырехстрочным матричным жидкокристаллическим дисплеем, на котором одновременно отображаются значения октанового числа исследуемого бензина по исследовательскому и моторному методам, а также температура образца. При тестировании дизтоплив на дисплее отображается цетановое число испытуемого образца и в качестве факультативного параметра приводится температура застывания и тип дизельного топлива.

Октанометр имеет 6 режимов работы, из которых 3 основных:

  • базовый, для определения октановых чисел товарных бензинов;
  • для работы с низкооктановыми бензинами, полученными путем компаундирования;
  • для определения цетанового числа дизельного топлива, температуры застывания и типа (летнее, зимнее, арктическое).

Так как определение октанового и цетанового чисел производится путем оценки интегрального состава образца топлива, показания Октанометра могут отличаться для двух образцов одной марки разных производителей.

В связи с этим октанометр имеет еще 3 режима, которые являются полными аналогами первых трех режимов, но предназначены специально для внесения корректировки пользователя. При этом откорректированный пользователем алгоритм вычислений, сохраняется в памяти Октанометра при выключении питания прибора.

Также разработана модификация Октанометр SHATOX SX-100К с портом для подключения к компьютеру, которая имеет дополнительные возможности.

Электронная схема прибора изготовлена из комплектующих европейских и японских фирм. Корпус Октанометра выполнен из ударопрочного бензостойкого полистирола (производство Германия). Прибор питается от четырех элементов типа АА. Благодаря низковольтному питанию он удовлетворяет всем требованиям безопасности.

Прибор превосходит по своим возможностям лучшие зарубежные образцы, поскольку позволяет анализировать бензины с любыми добавками, в том числе металлодетонаторами, эфирными, аминными и другими (кроме ферроценов).

Комплект поставки:

  • электронный вычислительный блок;
  • датчик;
  • имитатор пробы;
  • паспорт на октанометр;
  • программное обеспечение для персонального компьютера совместимое со всеми версиями Windows;
  • кабель RS-232 для подключения к com-порту;
  • руководство пользователя;
  • копия сертификата о внесении в госреестр;
  • гарантийный талон;
  • батареи типа АА;
  • сумка для хранения и транспортировки.

Применение прибора рекомендуется в целях сокращения  периодичности использования установок УИТ-65, УИТ-85, ИДТ-90 и затрат времени на анализы в процессах контроля стабильности параметров топлив между смешиваниями в местах хранения и выдачи топлив, в процессах доведения параметров смесей топлив до требуемых на промежуточных и окончательных стадиях технологических процессов изготовления топлив — везде, где необходим контроль качества бензина.
Применение Октанометра исключает субъективность в оценке качества нефтепродуктов. Огромные возможности Октанометр дает специалистам, занимающимся созданием антидетонационных присадок и глубокой переработкой нефти, позволяя значительно быстрее получить результаты своего труда. Октанометр SX-200 можно применять в научных целях для измерения диэлектрической проницаемости с высокой точностью нефтей и нефтепродуктов. Использование прибора в лабораториях учебных заведений нефтехимического профиля позволяет существенно повысить практическую подготовку специалистов. Возможна настройка октанометра на измерение параметров нестандартных видов топлива, например, газоконденсатного или прямогонного бензинов. Такая настройка может выполняться пользователем самостоятельно, без обращения к изготовителю.

Информация для заказа

Источник: https://priborufa.ru/p239986895-pribor-dlya-opredeleniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист
Когда менять масло в коробке на ларгусе

Закрыть