Какой бензин был в ссср

6 удивительных фактов и 2 мифа про 95-й бензин

Какой бензин был в ссср

25 февраля

Если АИ-92 — самый народный бензин в современной России, то АИ-95 — самый массовый. На нем ездят Аркана и Ларгус, Лексус и Инфинити, Вольво и Кашкай. Реально его можно заливать в двигатель практически любого современного автомобиля, кроме уж самых-самых форсированных моторов, поджатых по давлению в конце такта сжатия.

Согласно данным «Автостата», сегодня примерно половина автолюбителей России использует 95-й бензин. И этот процент может вырасти за счет того, что доля 92-го бензина будет постоянно снижаться.

При СССР

  • Согласно ГОСТ 2084–67, в СССР было пять видов бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. При этом 95-го бензина не было вообще. Однако же, согласно ОСТ 38-01-9-71, в стране производился автомобильный бензин «Экстра» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95! Позднее вместо него незаметно и появился АИ-95.
  • Следующий стандарт, ГОСТ 2084–77, уже не упоминал А-66, но 95-го в нем опять-таки не было. Зато в ОСТ 38019–75 появился АИ-95! Любопытно, что АИ-95 был единственным бензином, на который стандарт не устанавливал требование к цвету! 
  • В СССР бензины «Экстра» первоначально продавали только по талонам. При этом стоимость была той же, что и у АИ-93, — 10 копеек за литр.
  • Справочник НИИАТ образца 1983 года, подробно расписывавший, какому автомобилю положен какой бензин, скромно указывал, что бензины АИ-95, мол, «предназначены для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия». И — всё, без конкретики. Впрочем, тот же справочник десятком страниц ранее указал, что для автомобилей ГАЗ-14, ЗИЛ-114, ЗИЛ 4104 и ЗИЛ-117 надлежало использовать именно бензин АИ-95 «Экстра».

Наши дни

  • В современной автомобильной истории неразбериха с октановым числом тоже встречается. Типичный пример, когда разные производители автомобилей, на которые устанавливался один и тот же двигатель, требовали применять разное топливо. К примеру, 16-клапанный мотор К4M под капотом Lada Largus требует АИ-95, а в Альмере, Логане и Сандеро может трудиться на АИ-92.
  • В ряде случаев требование производителей заливать именно 95-й бензин является элементарной защитой моторов от неуемного желания потребителя сэкономить на заправке. Если вместо заявленного 95-го залить 92-й, то мотор это, скорее всего, переживет. Но если официально разрешить 92-й, то сразу найдутся желающие смешать его с 80-м, а это уже нехорошо.

Мифы про октановое число

  • Бытует мнение о том, что октановое число соответствует качеству бензина. На самом деле это не так. Просто разные бензины рассчитаны на разные моторы. И знаменитая Волга с оленем на капоте вовсе не поедет быстрее, если в нее плеснуть даже безукоризненный АИ-100. А 92-й исчез с европейских заправок вовсе не потому, что он какой-то плохой: просто современные моторы отличает большее давление в конце такта сжатия, а потому они требуют топливо с повышенной антидетонационной стойкостью.
  • Давно среди продвинутых автолюбителей ходит и миф про октановые числа. Дескать, исследовательское октановое число (ОЧИ) определяют где-то в химлабораториях, а вот моторное (ОЧМ) — в условиях полигонов и спецдорог. На самом же деле разница в определении этих чисел состоит только в режимах работы установки УИТ (предназначена для определения октанового числа бензина по моторному и исследовательскому методам). Для определения ОЧИ обороты коленчатого вала — 600 об/мин, для ОЧМ — 900 об/мин. Кроме того, при определении ОЧМ используют подогрев смеси перед двигателем. Для справки: у АИ-95 ОЧМ соответствует 85. Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива при городском цикле эксплуатации автомобиля, а ОЧМ — при шоссейном цикле. А американцы указывают их среднее арифметическое. Что касается испытаний на реальных дорогах, то при этом определяют еще один вид октановых чисел — дорожное (ДОЧ). Его получают в ходе испытаний реального двигателя путем сопоставления пределов детонации на эксплуатационных режимах при работе на исследуемом и эталонных бензинах.
  • В последнее время бензин АИ-95 то и дело подвергается нападкам со стороны самих же топливных компаний! На презентациях, проводимых по случаю появления на рынке новых топлив с повышенной моющей способностью, неизменно предлагают заливать в бензобаки только 98-е бензины, причем «улучшенные». Тех, кто будет по привычке лить 95-й, якобы ждут детонация, сломанные перемычки поршней и пр. На прямой вопрос, чем провинился 95-й, следует уклончивый ответ: мол, ничем не провинился, но новый бензин лучше!

Счастливого пути на хорошем бензине!

  • Восемь вопросов о бензине и один, но очень полезный совет автомобилистам вы найдете в этой публикации.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/921631-6-lyubopytnykh-faktov-i-2-mifa-p/

Какими были первые АЗС в России

Какой бензин был в ссср

Первая заправочная станция, принадлежащая компании Standard Oil of California, начала работать в США в Сиэтле в 1907 год. В те времена первые АЗС представляли собой небольшие хижины с емкостями, наполненными топливом и оснащенными ручным насосом. Уже к 20-м годам облик таких заправок начал меняться: устанавливают общие стандарты оформления станций. В этот же период появляются колонки с механическими дозаторами, а с 1930 годов – электрические дозирующие колонки.

Первая специализированная коммерческая АЗС в Сиэтле, 1907 год

Появление в Российской Империи станций для заправки стало возможным после заключения договора в 1911 году между Императорским Автомобильным Обществом и Товариществом «Бр. Нобель». И уже через несколько лет в крупных населенных пунктах Российской Империи функционировало 440 заправок.

Автозаправочные станции в СССР

Развитие транспорта напрямую обуславливает широту сети заправочных станций. До 40-х годов количество автомобилей было немного, и, как правило, они принадлежали государству. В СССР, несмотря на появление после войны трофейных машин и выпуска «Победы», личного транспорта у населения было мало.

Даже после выпуска «Волги» и «Москвича» ситуация существенно не изменилась. В связи с этим, сеть автозаправочных станций в СССР была развита слабо, но, тем не менее, спрос населения был вполне удовлетворен.

Все предприятия, входящие в комплекс обеспечения нефтепродуктами (от добычи до транспортировки и АЗС), подчинялись государственному комитету Госкомнефтепродукт СССР.

«Рено» В. Маяковского на бензоколонке, 1929 год

В 60-х годах нефтеперерабатывающая промышленность Советского Союза производила дизельное топливо, а также бензины с октановыми числами 66, 72, 76. При этом купить топливо можно было только по талонам, которых было два вида – для заправки автомобилей, принадлежащих государству, и талоны рыночного фонда.

Распределение госталонов, по которым можно было приобрести ограниченный ежемесячный лимит топлива, происходило централизовано по государственным предприятиям. В том случае, если потребности предприятия превышали установленную месячную норму, то получить дополнительные лимиты можно было только после согласования с Госснабом.

Население же приобретало талоны в магазинах, как и другие товары народного потребления. На талоны рыночного фонда не было ограничений на объем покупаемого топлива.

Бензоколонка на Плющихе в Москве, 1947 год

Строительство новых заправочных станций производилось в соответствии госпланами развития всей нефтепромышленной отрасли. Всего в Москве в середине 60-х годов 20 века функционировало 250 автозаправочных станций, в Ленинграде – 115.

Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР

Марка бензина ГОСТ, ТУ Цена
А-66 ГОСТ 2084-67 0,60
А-72 0,70
А-76 0,75
АИ-93 0,95
АИ-98 1,05
Сланцевый РТУ ЭССР 268-63 0,60
Экстра ВТУ НП 67-60 1,00
Авиационный Б-70 ГОСТ 1012-54 1,20
Топливная смесь ВТУ 30-8-63 0,80

Значительное развитие сети заправочных станций в Советском Союзе спровоцировал массовый выпуск Волжским автомобильным заводом автомобиля «Жигули», который заправляли бензином А-92. К тому времени 66-й бензин вышел из употребления, тем не менее принадлежащий государству транспорт по-прежнему заправляли 72-м и 76-м бензином.

Заправка у отеля “Метрополь” в Москве, 1967 год

Однако талонная система действовала по-прежнему. При этом на заправках, где заправляли только гостранспорт, было категорически запрещено заправлять частные автомобили, подобное нарушение наказывалось милицией.

Отдельные талоны существовали для иностранных туристов, посещавших СССР на своих автомобилях. В то время «иномарки» ездили на 95-м бензине, который у нас не был широко распространен, поэтому для таких автомобилей выпускали отдельные талоны и были специальные АЗС.

При посещении Советского Союза иностранным водителям выдавали такие списки заправочных станций, где они могли заправиться. Такие АЗС находились под постоянным контролем государства, они были более комфортными и лучше оборудованы, были строже требования к персоналу.

Ежегодно весной эти заправки инспектировались комиссией из столицы, которая проверяла АЗС на готовность к предстоящему сезону.

Автозаправочная станция, Ленинград, 1985 год

Талоны на покупку бензина просуществовали до начала 90-х годов, однако в преддверии олимпиады в 80-х годах несколько десятков московских заправочных станций были переведены на наличный расчет.

После упразднения, в разгар «Перестройки», государственных талонов и талонов рыночного фонда, перед властями встал вопрос, как организовать систему покупки топлива для государственного транспорта. Выход из сложившейся ситуации нашли быстро: вернули талоны, только под другим названием – сервисный абонемент.

При этом окончательно было отменено разделение станций на категории – для заправки частного и государственного транспорта.

АЗС на Рочдельской ул. в Москве, 1988 год

В начале 90-х годов впервые появляются частные АЗС, которые представляли собой оборудованные только самым необходимым простейшие контейнерные автозаправочные станции. В этот время они возводились без какой-либо проектно-сметной документации и проведения различных экспертиз, без соблюдения требований по архитектуре и дизайну.

В период строительства первых АЗС нового типа земли под них выделялись стихийно. Операторы топливного рынка самостоятельно подбирали себе земельные участки и получали все документы.

Однако такое положение вещей устраивало не всех: после начала работы заправки рядом с ней другой предприниматель мог поставить свою АЗС, переманив к себе половину клиентов.

Современные АЗС

В настоящее время отечественный рынок АЗС еще продолжает «взрослеть». Если в столице и в Подмосковье сеть заправок в основном сложилась (на сегодняшний день в регионе функционирует более 2000 станций), то в остальных регионах еще только идет становление разветвленной сети. Тенденции развития сети АЗС, наблюдаемые сейчас в нашей стране, соответствуют общемировым, что объясняется широкой экспансией западных компаний на отечественный рынок.

Однако, сложившаяся сегодня на отечественном рынке ситуация в розничных продажах имеет свою особенность, которая оказывает влияние на стратегию бизнеса. Так, например, в нашей стране основным конкурентным преимуществом является качество бензина, а на психологическом уровне потребитель выбирает сетевые АЗС, принадлежащих известным нефтяным компаниям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как заменить масло в коробке передач Ваз 2101

Сегодня многие розничные торговцы полагают, что получение постоянной прибыли не гарантируется даже с выгодным расположением заправки и ее техническим обеспечением. Поэтому франчайзинг так популярен у нас. Небольшой владелец автозаправки, заключая договор франчайзинга с известным брендом, увеличивает продажи топлива в разы. При этом сам договор обходится хозяину АЗС недорого, фактически он оплачивает использование известного товарного знака.

Таким образом, Россия значительно отстает от западных стран по количеству АЗС, существует потребность в размещении новых заправочных комплексов для организации розничных продаж и оказания сервисных услуг.

Возврат к списку

Источник: https://ngs-penza.ru/about/poleznaya-informatsiya/kakimi-byli-pervye-azs-v-rossii/

Какие марки бензина были в СССР

Какой бензин был в ссср

Любой современный автовладелец удивится, когда узнает, сколько видов топлива существовало в Советском Союзе. Сейчас мы расскажем, какие марки бензина выпускались в разное время в СССР.

Ассортимент

В послевоенный период началось активное развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Тогда на заправках страны появилось топливо с маркировкой А-56, А-66, А-70 и А-74. К 60-м годам с развитием промышленности виды бензина поменяли маркировку, и вот уже в авто заливалось топливо с индексами А-66, А-72, А-76, А-93 и А-98.

Также на некоторых заправках появилась топливная смесь на основе автотракторного масла и бензина А-72. Это горючее подходило для машин с двухтактным мотором. В это же время автолюбителям становится доступен бензин “Экстра”, позже ставший АИ-95.

Особенности бензина в СССР

В таком ассортименте владельцы машин различали топливо по характерным признакам. Например, марки А-66 и А3-66 имели оранжевый цвет. По ГОСТу бензин А-66 содержал в составе 0,82 г ТЭС на 1 кг вещества. Качество горючего проверяли с помощью доведения жидкости до точки кипения. Если пороговое значение составляло 205 градусов, то можно быть уверенным в качестве бензина.

Бензин А3-66 производился для автозаправок, находящихся в Сибири или на Крайнем Севере. Топливо использовалось только в условиях низких температур за счет своего фракционного состава.

Топливо А-76 и АИ-98 по ГОСТу использовалось только летом. Бензин с любой другой маркировкой можно было заливать как летом, так и зимой. Кстати, поставки горючего на заправки строго регламентировались по календарь. То есть летнее топливо продавалось с начало апреля по конец сентября.

Опасное топливо

Советский бензин А-76 и АИ-93 имел в составе специальную жидкость – антидетонатор. Добавка увеличивала антидетонационные свойства топлива, но содержала сильнодействующее ядовитое вещество. Для предупреждения автовладельца об опасности топливо А-76 окрашивалось в зелёный цвет. Бензин с маркировкой АИ-93 выпускался с красителем синего цвета.

Источник: https://vk.com/@avtomasla_prisadki-kakie-marki-benzina-byli-v-sssr

Операция

БАКУ, 18 сен — Sputnik. Военная интервенция СССР и Британской империи на территории Ирана началась 25 августа 1941 года и продолжалась до 17 сентября. Иранская операция или, как ее еще называют, «Операция «Согласие» оценивается в отечественной и зарубежной историографии по-разному. Одни исследователи считают, что Советский союз и Британская империя оккупировали Иран, другие считают, что ввод войск был обоснованным.

О том, что произошло в Иране в те дни, насколько легитимны были действия союзников по антигитлеровской коалиции, насколько реален был фактор немецкой угрозы в Иране для СССР и Британской империи, а также о том, какие первоочередные цели преследовали Советский союз и Соединенное Королевство, вводя войска в Иран, в интервью Sputnik Persian рассказал востоковед, иранист, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге Николай Кожанов.

Нефтяные амбиции, Трансиранский коридор и эпизод «Большой игры»

По его словам, ввод войск – это оккупация Ирана советскими и английским войсками или легитимный акт? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо пояснить, с какой целью СССР и Великобритания ввели свои войска в эту страну.

Эксперт считает, что и СССР, и Британская империя с самого начала Великой отечественной войны были заинтересованы в сотрудничестве для организации определенного давления, а потом и проведения военной операции в отношении Ирана.

Другой вопрос, что каждая из сторон преследовала свои цели. Перед СССР стояли две главные задачи: во-первых, наладить поставки военной помощи по ленд-лизу (Трансиранский маршрут, Persian Corridor — один из маршрутов доставки грузов из США и Великобритании в СССР во время Второй мировой войны), а, во-вторых, не допустить усиления влияния своего соперника в регионе – Британской империи, отмечает востоковед.

«Для СССР первостепенной была задача организовать пути поставок военной помощи от союзников. Об этом СССР и Великобритания начали вести переговоры практически с первых дней. Надо отдать должное советской дипломатии: Москва до последнего момента вплоть до середины августа пыталась убедить Иран разрешить пропускать военные грузы мирным путем», — сказал Кожанов.

Однако, отметил собеседник Sputnik, существуют и дополнительные причины, которые также мотивировали СССР ввести войска с англичанами в Иран. При этом он призвал обратить внимание на документы МИД СССР, где сообщалось, что англичане могут ввести свои войска в Иран в одностороннем порядке.

По его мнению, советское руководство не могло допустить того, чтобы Великобритания пошла на захват той страны, которую СССР относил к зоне своих национальных интересов. Поэтому для Советского союза было две причины: ленд-лиз и традиционное противостояние с Британией. Фактически, это был эпизод «Большой игры».

Что касается целей англичан, то они, по словам эксперта, были несколько иными. Первостепенную задачу для них играла защита нефтяных месторождений, а не помощь Советскому союзу.

Темпы продвижения вермахта в Советском союзе создавали у Лондона ощущение того, что СССР скоро падет, и Германия выйдет к границам Ирана, откуда недалеко до южных иранских месторождений, которые фактически были одним из главных источников нефти для всей Британской империи. Ввод войск (англичанами) преследовал цель не помощь Советскому союзу, объяснил востоковед.

Он также добавил, что налаживание поставок СССР англичане фактически отсрочивали до самого последнего момента и реально допустили их далеко не сразу, выжидая, чем кончится противостояние СССР и Германии в первые месяцы войны.

Более того, нефтяные амбиции и амбиции, связанные с распространением коммунистической идеологии, стали играть роль тогда, когда исход войны был либо очевиден, либо когда перевес был на стороне СССР, и уже тогда он мог позволить себе затеять игры, не связанные с вопросами собственного выживания, подчеркнул Кожанов.

«Говорить о том, что эти два момента были ключевыми для СССР на конец августа 1941 года, не приходится. Было физически не до этого», — пояснил собеседник Sputnik, добавив, что как показывают дальнейшие события, с 1943 года велась активная работа по созданию советских республик на территории иранского Азербайджана и Курдистана.

Когда стал очевиден перелом в войне в пользу СССР, в период после Сталинградской битвы, постепенно стала разыгрываться карта, связанная с видением советским руководством будущего региона, подчеркнул он.

Ввод советских и британский войск в Иран: законно ли?

Инициатива ввода войск исходила не от СССР, а от Британии, говорит эксперт. По его словам, советское руководство оттягивало момент ввода войск в Иран, ведя переговоры с шахом о возможности пропуска военных конвоев через территорию Ирана. Лишь когда Реза-шах дал окончательный ответ, разрешив провозить любые грузы, кроме военных, СССР приступил к вводу войск.

Если у Советского союза было юридическое основание для ввода своих войск в Иран, а именно Советско-иранский договор о дружбе (Договор, заключённый между РСФСР и Ираном 26 февраля 1921 года), то у англичан такого основания не было, объясняет востоковед.

«Здесь необходимо определиться с тем, как мы подходим к рассмотрению анализа политических процессов. Если применяем моральные императивы, то действия как Великобритании, так и Советского союза фактически были шагами по захвату и оккупации соседней страны», — сказал он.

Если же подходить с холодной головой, более взвешенным подходом, то, по словам собеседника Sputnik, надо отдать должное, что у Советского союза имелись юридические основания для ввода войск. Существовал договор 1921 года, пятый и шестой пункты которого подразумевали, что СССР, в случае возникновения угрозы для его безопасности, исходящей с территории этой страны, может ввести свои войска.

При этом эксперт считает, что хотя повод для ввода войск у СССР – деятельность гитлеровской агентуры с территории Ирана – существовал, все же повод этот был скорее формальным и надуманным.

По его мнению, если поднять документы советского МИДа, о немецкой угрозе говорили меньше, нежели о потенциальной угрозе, которая могла исходить от англичан или от всевозможных националистических групп, как, например, азербайджанских или армянских, которые находились на территории этой страны и воспринимались Советским союзом как контрреволюционное движение.

Эксперт также отметил, что если брать в пример ситуацию в других частях региона, то немецкая агентура была очень активна в Афганистане. Кожанов указал, что войска туда не вводились, а была проведена очень успешная и эффективная операция советских спецслужб – «Мародеры», которая позволила нейтрализовать немецкую агентурную сеть не только в Афганистане, но и даже на территории Британской Индии.

«В Иран же потребовалось ввести три советских армии и британские экспедиционные корпуса. Причина была надуманной, а обоснование у Советского союза имелось. Такого обоснования не было у тех же англичан», — заметил он.

Востоковед считает, что фактор немецкой угрозы интересам СССР в Иране был раздут. По его словам, если посмотреть на активность немецкой агентуры в Иране, то она была не так высока. Количество немецких сотрудников спецслужб было высоким, но, судя по всему, им был дан приказ не высовываться, пока вермахт не подойдет ближе к границам Ирана.

«Во многом фактор немецкой угрозы действительно присутствовал, но он был раздут. Глобальной угрозы интересам СССР он не наносил», — считает эксперт.

Кроме того, по его словам, вплоть до 1991 года некоторые советские историки и пропагандисты зачастую не могли определиться с тем, что из себя представляла эта немецкая угроза.

Кто-то, по словам собеседника Sputnik, говорил, что в «час X» немецкая агентура должна была поднять восстание и свергнуть Реза-шаха и создать некое националистическое правительство, которое запросило бы помощи у Германии. Другие говорили, что Реза-шах должен был перейти на сторону немцев.

И та, и другая версия, если рассматривать их скрупулезно, не выглядят состоятельными. Во-первых, режим шаха был достаточно силен, в том числе полицейские функции контроля. К 41-му году инакомыслящих уничтожали за какое-то разногласие с Реза-шахом, не говоря уже о том, что очень трудно представить заговор по его свержению, подчеркнул он.

В то время как у СССР было юридическое основание для ввода войск, у англичан подобного обоснования не было. Однако серьезная обеспокоенность активностью германских граждан, действующих с территории Ирана, побудила Британскую империю начать подготовку к вводу войск и фактической оккупации, сказал востоковед.

По его словам, их обеспокоенность была оправдана, поскольку за несколько месяцев до этого в Герате было антибританское выступление, которое во многом было инспирировано кругами, связанными с Германией.

«С их стороны это была фактически оккупация. У них не имелось никакого подобного договора. Войска вводились на том основании, что они были обеспокоены действиями немецкой агентуры», — отметил он.

Photo : Алекс Бонд / Мобильный репортер

По факту англичане представили Ирану ультиматум, что с его территории германскими гражданами ведется деятельность, направленная против интересов союзников, и потребовали немедленной высылки немцев, сказал Кожанов. Он также добавил, что по имеющимся документам, в последний момент Иран практически согласился, но никто уже не слушал. Войска были развернуты и готовы к проведению операции. Англичане были готовы раньше Советского союза.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой расход топлива на ваз 2103

Востоковед отметил, что предпринимались попытки создания советских республик в иранском Азербайджане и Курдистане, которые тщательно скрывались. Судьба людей, проживающих в этих провинциях, была трагичной, как и судьба иранских территорий.

Постепенно, по его словам, стала разыгрываться карта, связанная с видением советским руководством будущего региона. Приходится признавать, что действия Москвы были некрасивыми.

Sputnik / Elnur Salayev

«В 2006-2008 годах, когда я был в Тегеране, мне довелось встречать людей из числа иранских азербайджанцев, которых в 1944 году вывозили на территорию советского Азербайджана и готовили как офицеров будущей армии независимого Азербайджана», — сказал он, добавив, что в конечном счете, судьба двух республик — Азербайджанской и Мехабадской — была трагичной, хотя СССР задержался на территории Ирана, чтобы дать возможность окрепнуть этим республикам.

Трагичной, по словам собеседника Sputnik, была и судьба людей из числа тех же азербайджанцев, которых вывозили в СССР.

«По словам тех людей, кого я встречал, они были осуждены и отправлены на 10 лет в лагеря: под надуманным предлогом – пересечение границы без паспорта», — сказал Кожанов, добавив, что эти люди были выпущены уже только после смерти Сталина.

Следы попыток создания республик активно скрывались, но эти попытки были, заключил востоковед.

Источник: https://az.sputniknews.ru/expert/20180918/417077036/sssr-azerbaijan-iran-russia-otnoshenija.html

Методические указания по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин, от 20 июля 1988 года

СОГЛАСОВАНО

сГоспланом СССР (письмо от 30 июня 1988 г. N КМ-250/4-485)

УТВЕРЖДЕНО:

Государственнымстроительным комитетом СССР 20 июля 1988 г.

N 32-Д

Методические указанияподготовлены в соответствии с Планом-графиком разработки нормрасхода бензина и дизельного топлива по маркам (моделям)строительно-дорожных машин, утвержденным Госстроем СССР исогласованным с Госпланом СССР.

Они содержат основныеположения по нормированию расхода топлива на работустроительно-дорожных машин.

Методические указанияявляются типовым документом и могут служить для создания методик иинструкций конкретными министерствами и ведомствами при уточнении идетализации отдельных положений настоящих Методических указаний,раскрывающих специфические особенности расхода топлива на работустроительно-дорожных машин.

Методика предназначенадля специалистов министерств, ведомств и планирующих органов,занимающихся вопросами нормирования и планирования расхода бензинаи дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин, а такжеразработкой прогрессивных технико-экономических норм расходатоплива при создании и постановке на производство новых средствмеханизации.

Методические указанияразработаны с учетом требований Законао государственном предприятии (объединении)* и в целях усилениязаинтересованности трудовых коллективов в ресурсосбережении(1).________________

*Документ Утратил силу на основании ЗаконаСССР от 7 марта 1991 года N 2015-1. — Примечание изготовителябазы данных.

Предлагаемая методикарегламентирует состав, порядок и способы расчета индивидуальныхнорм расхода бензина и дизельного топлива (далее — топлива) помаркам (моделям) строительно-дорожных машин, определения групповыхнорм расхода топлива, а также потребности в нем на всех уровняхпланирования и управления строительным производством.

Расчет групповых нормрасхода топлива и потребности в нем на всех уровнях управленияпроизводится по разработанным для всего народного хозяйства единыминдивидуальным нормам.

1.1.Методические положения по нормированию

1.1.1. Нормированиерасхода топлива на работу строительно-дорожных машин (далее -машин) — это установление плановой меры его рациональногопроизводственного потребления.

1.1.2. Основная задачанормирования — обеспечить применение при планировании и впроизводстве технически и экономически обоснованных прогрессивныхнорм расхода топлива в целях наиболее эффективного егоиспользования, рационального распределения и обеспеченияэкономии.

1.1.3. Норма расходатоплива на работу машин — это плановый показатель потреблениятоплива на производство единицы работы (продукции) или рабочеговремени при использовании машин в условиях применения прогрессивнойтехнологии строительно-монтажных работ и рациональной организациитруда (коллективного подряда и других прогрессивных форм).

1.1.4. Нормы расходатоплива на работу машин рассчитывается раздельно по бензину идизельному топливу. Соблюдение установленных норм расхода топливаявляется обязательным условием при материальном стимулировании заэкономию нефтепродуктов.

1.1.5. Нормы расходатоплива должны периодически пересматриваться с учетом достигнутыхпоказателей расходования топлива на работу машин, необходимостиповышения внутрисхемного использования машин и содействоватьмаксимальному выполнению плановых заданий и достижению высокихэкономических результатов (показателей) работы машин.

1.2.Классификация и состав норм расхода топлива

1.2.1. Нормы расходатоплива, разрабатываемые для машин, классифицируются по следующимосновным признакам:

по степени укрупнения -индивидуальные и групповые;

по периоду действия -квартальные и годовые*;________________

*- На предприятиях могут устанавливаться нормы по месяцам, а такжемаршрутные нормы на период действия маршрута

по составу расходов -технологические (пооперационные) и общепроизводственные.

1.2.2. Индивидуальнаянорма расхода топлива — норма расхода топлива машиной конкретноймарки на производстве единицы работы (продукции) или рабочеговремени применительно к определенным условиям производстваработы.

1.2.3. Групповая нормарасхода топлива — это норма расхода топлива на парк машинпредприятия (организации)*, необходимая для выполнениязапланированного объема работ на данном уровне.________________

*- Предприятие (организация) различных уровней планирования -первичная организация (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.), трест(объединение), главное управление (совет министров союзнойреспублики), строительное министерство (ведомство), строительныйкомплекс, народное хозяйство.

1.2.4. Технологическаянорма — норма расхода топлива на производство данного вида работы(операции) конкретными машинами, которая учитывает его расход наосновные и вспомогательные технологические процессы производстваработы (операции), расход на разогрев и пуск машин послетехнологических перерывов, а также технически и технологическинеизбежные потери топлива при работе машин.

1.2.5. В нормы расходатоплива не должны включаться затраты топлива, вызванныеотступлением от принятой технологии, режимов работы, несоблюдениемтребований к качеству поставляемого топлива и другиминерациональными затратами.

1.2.6.

В нормы расходатоплива на работу машин не включаются расходы топлива накапитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до местакапитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания иобкатку капитально отремонтированных составных частей машины,обкатку машин после капитального ремонта перед пуском вэксплуатацию), хранение машин, потери топлива при хранении итранспортировании нефтепродуктов и другие ремонтно-хозяйственныенужды, не связанные с осуществлением непосредственнотехнологического процесса. Расход топлива на эти нужды долженнормироваться отдельно.

1.2.7. Основнымисоставляющими, участвующими в нормировании расхода топлива наработу машин, являются индивидуальные и групповые нормы, а такженормативные коэффициенты, учитывающие особенности выполнения работымашинами. Нормативные коэффициенты учитывают влияние на расходтоплива различных эксплуатационных условий, не учтенныхиндивидуальными нормами.

1.2.8. Индивидуальныенормы расхода топлива на машины разрабатываются и утверждаются дляминистерств и ведомств в централизованном порядке для среднихэксплуатационных условий работы строительной техники.

Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатывают головныеорганизации строительных министерств при участии НИИПиН приГосплане СССР и утверждаются Госпланом СССР.

Они служат дляопределения групповых норм расхода топлива на различных уровняхпланирования, а также для расчетов нормируемых расходов топливамашинами в строительных организациях.

1.2.9. Групповые нормырасхода разрабатываются на всех уровнях планирования потребноститоплива на работу машин и утверждаются вышестоящейорганизацией.

1.2.10. Групповые нормырасхода топлива определяются, как правило, расчетно-аналитическимметодом на основе утвержденных индивидуальных норм расхода с учетомнормативных коэффициентов и соответствующих объемов работ.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200096671

Марки топлива, которые заливали в бак водители СССР

Это мы с вами привыкли заправляться 92-м, 96-м, 98-м. Еще и сотый бензин появился. Многие автомобилисты уж и забыли, что был еще не так давно 76-й, пришедший к нам из советских времен. А каким бензином заправлялись наши отцы и деды в СССР?

Для лета или Крайнего Севера

Сразу после войны на АЗС продавались следующие марки топлива — А-56, А-66, А-70 и А-74. Когда промышленность оправилась после Великой отечественной войны и начала бурно развиваться, процветал не только автопром, но и нефтянка. Поэтому уже в 1960-е годы советским автомобилистам стали доступны такие виды бензина, как А-66, А-72, А-76, Аи-93 и Аи-98.

Например, 66-й бензин характерного оранжевого или красного цвета выпускали специально для АЗС Сибири или Крайнего Севера. Благодаря своему особому составу оно могло применяться только при низких и экстремально низких температурах.

А вот 76-й был летним бензином, как и 98-й. Топливо с другой маркировкой можно было заливать хоть круглый год. Более того, при плановой экономике зимой вы и не могли бы купить летнее топливо — его поставляли строго по календарю. Летний бензин приезжал на заправки не раньше апреля и до начала октября.

Цвет опасного топлива

В советские времена топливо, которое выпускали под маркой А-76 и АИ-93, в своем составе содержало специальное вещество — антидетонатор. Вполне логично, исходя из названия, она призвана была повысить антидетонационные свойства бензина. Но в присадке было ядовитое вещество, сильнодействующее и очень опасное. Именно поэтому, чтобы предупредить водителей, 76-й бензин красили в зеленый цвет, а вот АИ-93 окрашивали в синий.

Сколько стоил бензин в СССР?

Кстати, по данным на 1969 год литр 76-го бензина стоил 7.5 копеек, 93-го — 9.5 копеек. Правда, покупать нужно было сразу по 10 литров, так как старые советские колонки не могли отмерять меньшее число литров. Водители заправлялись до полного бака, еще и канистры с собой наполняли. Ведь сети заправок не были так распространены, как сейчас. Вот и представьте, много ли это было, если зарплата была в среднем 120 рублей.

Фото с интернет-ресурсов

Источник: https://www.drivenn.ru/journal/novosti/marki-topliva-kotorye-zalivali-v-bak-voditeli-sssr-id27129

Что на самом деле знал Сталин накануне войны

Знал ли Сталин время начала Великой Отечественной войны? Что ему докладывали по этому поводу органы государственной безопасности? Ответы на эти вопросы интересуют исследователей на протяжении нескольких десятилетий. За последние годы появилось большое количество публикаций по этой теме, издано большое количество документов, существуют разнообразные подходы в их оценке.

C учетом того, что недавно были рассекречены новые материалы по этой проблеме, попытаемся еще раз проанализировать документы, доложенные Сталину накануне войны.

Пограничные укрепления

Вначале упомянем о том, что Сталина дважды информировали о строительстве мощных укреплений на восточных границах Германии.

Во-первых, нарком внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия еще 1 августа 1940 года сообщил о полученных агентурных данных, согласно которым немцы вели на границе с СССР строительство полевых и долговременных укреплений.

Было установлено, что в районе местечка Каркле, в 12 километрах к северу от Мемеля (Клайпеды), располагалась береговая артиллерия. К северу и югу от этого района, вблизи местечек Немержара, Геруле, Таралаукой и Зандкруг были построены крупные железобетонные укрепления. Были начаты работы в крепости Мемель. В 10 километрах восточнее ее строились железобетонные укрепления.

Берия также сообщал, что на Западном Буге, на линии местечек Дубенка и Грубешов, и по западному берегу реки Сан силами воинских частей рылись окопы.

В районе местечка Хелм, а также на восточной окраине местечка Бердище были построены долговременные укрепления. Местность, прилегающая к этому району, была заминирована.

В районе местечек Соснице, Валава и Засан была построена линия окопов, блиндажей, пулеметных гнезд, связанных между собой ходами сообщений, в этом районе были также установлены орудия.

5 лучших советских летчиц Великой Отечественной

Во-вторых, 22 января 1941 года Сталин попросил В. М. Молотова, Н. А. Вознесенского, Берию, К. Е. Ворошилова, С. К. Тимошенко, К. А. Мерецкова, Г. К. Жукова, Б. М. Шапошникова, С. М. Буденного, А. А. Жданова, А. Ф. Хренова (Управление инженерных войск Красной армии) и Г. И. Кулика ознакомиться с запиской о «Линии Зигфрида», переданной ТАСС 9 января.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как заменить пыльник шруса на Приоре

Согласно этому сообщению, в 1940 году в Германии вышла вторым изданием книга И. Пехлингера «Линия Зигфрида». В ней сообщалось, что со времени прихода к власти национал-социалистов первой заботой Гитлера, наряду с укреплением армии, было усиление военных укреплений на границах Германии.

В 1935 году были созданы военно-инженерные штабы, которым поручалось строить укрепления восточнее Рейнской демилитаризованной зоны. До 1938 года ими была выполнена значительная часть строительства. 28 мая 1938 года Гитлер, в ответ на мобилизацию в Чехословакии, отдал приказ о быстрейшем завершении строительства «Линии Зигфрида».

Для решения этой задачи потребовалась мобилизация всех строительных организаций страны.

Пехлингер писал, что с военной точки зрения «Линия Зигфрида» представляет собой революцию в строительстве укреплений. Она требовала применения новой военной тактики и новых методов ведения войны.

Параллельно линии укреплений тянулась линия воздушной обороны. Вся зона укреплений шла вглубь страны. На наиболее ответственных участках отдельные укрепления были соединены вместе в одно целое с помощью подземных сообщений. Под землей с тыла могло подвозиться продовольствие, снаряжение, воинские части. Глубоко под землей были расположены машинные отделения для снабжения подземных помещений воздухом, водой и электроэнергией, между отдельными этажами подземной части были сооружены лифты.

Тревожные звонки

Другие сообщения, направленные Сталину, непосредственно касались разведывательных данных о подготовке Германией войны с Советским Союзом.

В октябре 1940 года Генеральный штаб Красной армии информировал о том, что в Финляндию прибывают германские войска.

Агентура Разведупра сообщала, что в Румынии Германия и Италия спешно организуют кулак нападения на левый фланг фронта СССР, с этой целью туда осуществляется передислокация итальянских войск.

С ее завершением оба фланга фронта СССР будут под сильной угрозой с самого начала военных действий. С присоединением Финляндии и Румынии к гитлеровской коалиции СССР значительно проигрывал Германии.

8 октября 1940 года начальник Разведывательного управления Генштаба Красной армии генерал-лейтенант Ф. И. Голиков направил Сталину специальное сообщение. В нем говорилось, что 4 октября югославский военный атташе полковник Попович сообщил начальнику отдела внешних сношений полковнику А. В.

Герасимову о докладе, полученном их посланником из Берлина. В нем сообщалось, что нападение на Англию немцы откладывают, по меньшей мере, до весны. Они намерены за это время усилить свой флот, собираясь ввести в строй два 35 000-тонных линкора: «Бисмарк» и «Тирпиц», подводные лодки и мелкие суда.

«Немцы не могут примириться с тем, чтобы СССР оставался в роли арбитра; они будут добиваться, чтобы Советский Союз договорился с Японией и примкнул к «оси Рим-Берлин», если они не добьются этого дипломатическим путем, они нападут на СССР».

Ранее, во время работы Поповича в Генеральном штабе в Белграде, к нему подходил подосланный немцами итальянский военный атташе Бонифати. Он пытался выяснить о планах заключения военного союза с СССР и при подобном развитии событий пугал Югославию изоляцией. Через два дня немецкий военный атташе Тусен предупредил Поповича о том, что «с Советами мы скоро покончим».

Однако Попович полагал, что эти сведения сфабрикованы с целью запугивания югославов, с целью оторвать их от политики сближения с СССР и вынудить отказаться от политики нейтралитета.

Попович просил СССР помочь Югославии вооружениями — страна остро нуждалась в противотанковых, зенитных пушках и самолетах-истребителях.

Затем югославский полковник зачитал Герасимову из разведывательной сводки своего Генштаба следующее сообщение: «В немецких военных кругах уверены, что СССP будет избегать столкновения с Германией, ввиду огромного перевеса германских сил.

Поэтому все слухи об ухудшении отношений между СССP и Германией лишены оснований. Германия рано или поздно нападет на Советы, т. к. считает их «элементами беспорядка и беспокойства».

Советам нужно, по крайней мере, 2 года для перестройки армии по опыту последних войн».

5 декабря 1940 года полпред СССР в Германии В. Г. Деканозов по почте получил анонимное письмо следующего содержания:

«Многоуважаемый г-н Полпред!

Гитлер намеревается будущей весной напасть на СССР. Многочисленными мощными окружениями Красная Армия должна быть уничтожена. Следующие доказательства этого:

1. Большая часть грузового транспорта отправлена в Польшу под предлогом недостатка бензина.2. Интенсивное строительство бараков в Норвегии для размещения наибольшего количества немецких войск.3. Тайное соглашение с Финляндией. Финляндия наступает на СССР с севера. В Финляндии уже находятся небольшие отряды немецких войск.4.

Право на транспорт немецких войск через Швецию вынуждено у последней силой и предусматривает быстрейшую переброску войск в Финляндию в момент наступления.5. Формируется новая армия из призыва 1901-03 гг. Под ружьем находятся также военнообязанные 1896-1920 гг. К весне 1941 года германская армия будет насчитывать 10-12 миллионов человек.

Кроме того, трудовые резервы СС, СА и полиция составляют еще 2 миллиона, которые будут втянуты в военное действие.6. В Верховном командовании разрабатываются два плана окружения Красной Армии.а) атака от Люблина по Припяти (Польша) до Киева. Другие части из Румынии в пространстве между Жаси и Буковиной по направлению Тетерев.б) Из Восточной Пруссии по Мемель, Виллиг, Березина, Днепру до Киева.

Южное продвижение, как и в первом случае, из Румынии. Дерзко, не правда ли? Гитлер сказал в своей последней речи: «Если эти планы удадутся, Красная Армия будет окончательно уничтожена. То же самое, что и во Франции. По руслам рек окружить и уничтожить».

Из Албании хотят отрезать СССР от Дарданелл. Гитлер будет стараться, как и во Франции, напасть на СССР с силами, в три раза превосходящими Ваши.

Германия 14 миллионов, Италия, Испания, Венгрия, Румыния — 4 миллиона, итого 18 миллионов. А сколько же должен тогда иметь СССР? 20 миллионов, по крайней мере. 20 миллионов к весне. К состоянию высшей боевой готовности относится наличие большой армии».

Это сообщение Деканозов направил Молотову, последний переправил его Сталину.

По фактам, изложенным в письме, военный атташе в Германии полковник Н. Д. Скорняков сделал следующий анализ:

По п. 1 — в течение последних двух-трех недель на Восток действительно отправлено значительное количество автопорожняка.По п. 2 — строительство в Норвегии бараков для германских войск подтверждается и из других источников.По п.

4 — немцы имеют соглашение со Швецией на транзит войск, согласно которому они могут перевозить 1 эшелон в сутки без оружия.

По п. 5 — о формировании новой армии из специально призываемых 1901-1903 годов рождения не было известно.

Однако в числе вновь призываемых действительно имелись возрасты 1896-1920 годов.

По мнению Скорнякова, к весне немцы могли и довести армию до 10 миллионов. Цифра о наличии еще 2 миллионов в лице СС, СА, трудовых резервов и полиции также являлась вполне реальной.

Источник: https://rg.ru/2014/06/02/chto-znal-stalin.html

Какие марки бензина были в ссср? — АвтоЖидкость

Для любого современного автолюбителя станет шоком информация о том, сколько видов топлива было доступно во времена СССР. А если ещё ознакомить их с ценами на бензин, действовавшими в Союзе, то вероятность потерять дар речи возрастает в несколько раз. Правда, марки бензина в СССР, о которых пойдёт речь дальше, выпускались в разное время.

Ассортимент

Естественно, чтобы понять какие марки бензина были в СССР, следует вспомнить, что полноценное развитие нефтеперерабатывающей отрасли пришлось на послевоенный период.

Именно тогда на заправки по всей территории страны стало поступать топливо с маркировкой А-56, А-66, А-70 и А-74. Развитие отрасли шло стремительными темпами. Поэтому уже спустя десятилетие многие виды бензина поменяли маркировку.

В конце 60-х годов советские автовладельцы заполняли бак бензином с индексами А-66, А-72, А-76, А-93 и А-98.

Кроме того, на некоторых заправочных станциях появилась топливная смесь. Эта жидкость представляла собой смесь автотракторного масла и бензина А-72. Таким топливом можно было заправить машину, оснащённую двухтактным мотором. Это же время примечательно ещё и тем, что впервые в широком доступе появился бензин под названием «Экстра», впоследствии ставшим всем известным АИ-95.

Особенности бензина в СССР

Имея такой ассортимент за весь период послевоенного становления страны, владельцы автомобилей должны были уметь различать топливо по характерным признакам.

Для тех, кто заправлял машину топливом А-66 или АЗ-66, отличить нужную жидкость можно было по характерному оранжевому цвету. Согласно ГОСТу, топливо А-66 содержало в составе 0,82 грамма ТЭС на один килограмм бензина. При этом цвет мог быть не только оранжевым, но и красным. Проверяли качество полученного продукта следующим способом: жидкость доводили до крайней точки кипения. Если пороговое значение было равно 205 градусам, то бензин был изготовлен с соблюдением всех технологий.

Бензин АЗ-66 производился исключительно для заправочных станций, располагавшихся в Сибири, либо районах Крайнего Севера. Это топливо использовалось только при условиях крайне низкой температуры за счёт своего фракционного состава. При испытании кипением крайняя допустимая температура была равна 190 градусам.

Топливо с маркировками А-76, а также АИ-98 согласно ГОСТам было исключительно летним видом бензина. Жидкость, имеющая любую другую маркировку, могла использоваться как летом, так и зимой. Кстати, поставки бензина на заправочные станции жёстко регламентировались по календарю. Так, летнее топливо можно было продавать в период с начала апреля по первое число октября.

Опасное топливо

Во времена СССР бензин, который производился под маркировкой А-76 и АИ-93 включал в состав специальную жидкость под названием антидетонатор. Такая добавка была призвана увеличить антидетонационные свойства продукции. Однако в состав присадки входило сильнодействующее ядовитое вещество. Для того чтобы предупредить потребителя об опасности топливо А-76 окрашивалось в зелёный цвет. Продукт с маркировкой АИ-93 выпускался с красителем синего цвета.

Источник: https://avtozhidkost.ru/marki-benzina-v-sssr-za-ves-period/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист
Как часто надо менять фильтр тонкой очистки топлива

Закрыть