Какой должна быть плотность тосола

Ареометр для антифриза: измерение удельного веса тосола и температуры замерзания при помощи различных приборов — АвтоЭксперт

Какой должна быть плотность тосола

С вопросом выбора охлаждающей жидкости сталкивался практические каждый владелец авто. Качество хладагента определяется не только его свойствами, но и характеристиками эксплуатации, в частности – температурой замерзания. Сегодня мы расскажем вам, как проверить антифриз на замерзание и при какой обычно температуре замерзает охлаждающая жидкость.

ОЖ, соответствующая международному стандарту G11

Температура замерзания «Тосола» или антифриза является важным параметром, на который следует обратить внимание при выборе расходного материала. Если вы живете в северном регионе, то вам необходимо подбирать охлаждающую жидкость, способную не замерзать при низких температурах. Далее мы подробно расскажем о температурах замерзания антифриза и «Тосола».

Антифриз

Сказать точно, какая температура замерзания у антифриза, невозможно. Все потому, что антифриз от каждого отдельно взятого производителя имеет свои характеристики, а также пакет присадок, влияющий напрямую на эксплуатационные свойства. Изготовитель может менять состав, в результате чего свойства будут изменяться.

Кроме того, на температуру замерзания очень влияет класс жидкости, которому она соответствует.

К примеру, расходные материалы более высокого класса и, соответственно, более дорогие по стоимости, более устойчивы к холодам, чем низкокачественные вещества.

Здесь же сразу стоит отметить: если вы приобретаете продукцию от непроверенного производителя или жидкость низкого качества, то вам не следует ожидать от эксплуатации такого расходного материала чего-то сверхъестественного.

Антифриз российского производства

Подделками сегодня буквально кишит весь автомобильный рынок России, Украины и Беларуси, а также других стран бывшего СНГ. Выбирая хладагент, обращайте внимание не только на его эксплуатационные свойства, но и на совместимость состава и дополнительного пакета присадок с вашим двигателем.

Как известно, антифризы разделяются между собой не только по эксплуатационным свойствам, но и по международным стандартам G11, G12 и G13.

 Каких-то принципиальных различий в их составе нет, разница заключается только в допуске к определенным моделям транспортных средств.

В среднем температура замерзания оригинального расходного материала, соответствующего стандарту G11, составляет 40 градусов мороза. Для стандартов G12 и G13 – 80 градусов.

Разумеется, если вы разбавляете его водой в пропорциях 1:2, где один литр антифриза и два литра воды, то уменьшайте температуру замерзания в два раза.

Средняя стоимость такой ОЖ на отечественном рынке составляет от 130 гривен (400 рублей) за один литр расходного материала.

Цена за антифриз немалая, однако, жидкости стандарта G11 рекомендуется менять не реже, чем один раз в два года, а срок эксплуатации ОЖ стандартов G12 и G13 составляет пять лет.

ОЖ Мотул, соответствующая стандарту G13

Но это все об ОЖ высокого качества. Если вы покупаете жидкость российского или украинского производства, то должны понимать, что она не будет обладать такими же высокими свойствами, как антифризы компании General Motors (стандарты G 11, G12 и G13). На отечественном авторынке можно встретить ОЖ, которая замерзает при 25 градусах мороза.

В общем, здесь все зависит от производителя. Покупая расходный материал обращайте внимание на этикетку: обычно на ней указана вся информация, которую нужно знать водителю перед использованием вещества.

«Тосол»

Что касается отечественного «Тосола», то здесь все идентично антифризу. Сам по себе «Тосол» является расходным материалом отечественного производства, поэтому чаще он используется в российских и украинских машинах, чем в иномарках.

«Тосол» российского производства А40

На сегодняшний день изготовлением «Тосола» занимаются десятки компаний по всей стране. И хотя в зависимости от производителя состав расходного материала может меняться, температурные свойства практически одинаковы. В частности если на упаковке «Тосола» написано ОЖ-40, то температура замерзания составляет 40 градусов мороза.

Как правило, большинство расходных материалов российского и украинского производства имеют именно такой порог замерзания. Есть жидкости, которые начинают процесс кристаллизации при более низких температурах (-50 градусов, -65 градусов). Опять же, здесь все зависит от производителя, поэтому при выборе «Тосола» обращайте внимание на этикетку упаковки.

«Тосол» с водой

В последнее время автомобилисты все чаще практикуют смешивание охлаждающих жидкостей с водой. К нам разведение концентрата пришло из Европы. Учтите, что сам «Тосол» на 60, а то и 70 процентов состоит из воды, и только оставшиеся 30-40% – это этиленгликоль и дополнительные присадки.

Антифриз от компании General Motors, соответствующий международному стандарту G12

Когда вы эксплуатируете свое авто летом при высоких температурах, вода испаряется из охлаждающей жидкости, соответственно, ее уровень падает.

Разумеется, если у вас нет утечек в системе охлаждения, тогда ни о каком испарении и речи быть не может.

Поэтому, если вы заметили снижение уровня ОЖ в расширительном бачке, но уверены, что протечек в системе вашего авто нет, то от добавления воды ничего страшного не будет.

Но если вы ездите зимой и уровень «Тосола» регулярно падает, то ни в коем случае не добавляйте воду. Если вы переборщите с водой, можете столкнуться с проблемой замерзания ОЖ. Также запомните: никогда не заливайте в расширительный бачок водопроводную воду.

В ее составе полно вредоносных веществ, которые разрушительно влияют на внутренние компоненты системы охлаждения. Делайте это только в крайнем случае, но после этого следует произвести промывку системы. Если есть необходимость добавления воды, то используйте только дистиллят.

Его можно приобрести в любом автомобильном магазине.

Ниже представлены пропорции замерзания охлаждающей жидкости при смешивании ее с водой:

  • «Тосол», разбавленный с дистиллированной водой в пропорциях один к одному, начнет процесс кристаллизации (замерзания) при 35-40 градусах мороза.
  • Если вы мешаете «Тосол» с дистиллятом в соотношении 2:3, где два литра расходного материала, соответственно, 3 литра воды, то вещество начнет замерзать при 30 градусах мороза.
  • Если же вы разводите «Тосол» в соотношении один к двум, где один литр непосредственно охлаждающей жидкости и два литра дистиллированной воды, то температура замерзания снизится в два раза и составит 20 градусов мороза.

Приведенные выше примеры актуальны для ОЖ с порогом кристаллизации 40 градусов мороза.

Как проверить антифриз на замерзание?

Есть несколько способов определения температуры замерзания ОЖ. Рассмотрим подробно каждый из них.

Первый способ

Чтобы проверить температуру замерзания ОЖ вам потребуется:

  • термометр;
  • аптечный шприц;
  • стакан.

Термометр для замера температуры Шприц для забора расходного материала Обычный одноразовый стакан

Приступим:

  • При помощи шприца откачайте из расширительного бачка или упаковки около 100 грамм ОЖ.
  • Перелейте ее в стакан и поставьте в морозильную камеру. Вместе с расходным материалом поместите туда термометр.
  • Каждые 3-5 минут вам нужно проверять визуально, когда ОЖ начнут мутнеть. В этот момент наступает время начала кристаллизации.
  • В тот момент, когда расходный материал начал мутнеть, проверьте температуру ОЖ при помощи термометра.

Второй способ

Устройство для измерения плотности ареометр в разобранном виде

Заключается в то, что нужно измерить плотность расходного вещества при помощи специального прибора и рассчитать температуру начала кристаллизации, используя таблицу. Ареометр можно приобрести в любом автомобильном магазине. Таблица соответствий предоставлена ниже. Проверку следует производить в помещении с температурой 20 градусов тепла. Подождите какое-то время, пока ваш расходный материал не примет эту температуру.

  1. Откройте крышку расширительного бачка своего транспортного средства.
  2. Возьмите ареометр и соберите в него немного ОЖ. Чтобы сделать это, опустите пипетку в расширительный бачок и используя так называемую «грушу» заберите столько ОЖ, чтобы поплавок прибора свободно плавал в ней.
  3. Наглядно по шкале ареометра вам нужно определить концентрацию ОЖ.
  4. Полученный показатель сравните с приведенной ниже таблицей.

Откройте капот и открутите крышку расширительного бачка. Вставьте один конец ареометра в расширительный бачок и качните несколько раз «грушей», чтобы собрать ОЖ. Заберите столько расходного материала, чтобы поплавок свободно плавал в колбе.

Раствор пропиленгликоля Начало кристаллизации ОЖ Плотность при температуре 20˚С Раствор этиленгликоля Температура замерзания Плотностьпри 20˚С
30% -13˚С 1,023 30% -15˚С 1,038
35% -20˚С 1,028 35% -20˚С 1,045
40% -25˚С 1,032 40% -25˚С 1,052
45% -30˚С 1,035 45% -30˚С 1,058
50% -35˚С 1,038 50% -35˚С 1,064
55% -45˚С 1,040 55% -43˚С 1,071
60% -55˚С 1,042 60% -50˚С 1,077
65% -60˚С 1,043 65% -60˚С 1,083
70% -65˚С 1,044 70% -70˚С 1,088

Помните о том, что все свойства и характеристики расходного материала указаны на этикетке канистры. Поэтому потратьте несколько минут на то, чтобы ознакомиться с ними, чтобы впоследствии у вас не возникало вопросов.

Также уделите время именно выборе ОЖ. Не покупайте расходный материал у непроверенных поставщиков, на сомнительных автомобильных рынках или у торговцев, которые стоят на обочине дороги. Зачастую такие продавцы торгуют некачественной охлаждающей жидкостью, эксплуатация которой ни к чему хорошему не приведет.

Также учтите спецификацию вашего двигателя. Иногда антифриз может просто не подходить мотору или системе охлаждения по своим характеристикам. Следует учитывать требования мотора, поскольку это очень важный момент.

В автомобили зарубежного производства тем более категорически не рекомендуется заливать российский «Тосол».

Разумеется, технология его изготовления модернизируется, но изначально такой расходный материал рассчитан на отечественные авто.

от Романа Романова «Как измерить плотность «Тосола» или антифриза»

В этом видео показано, как замерять показатель плотности хладагента при помощи ареометра.

Источник: https://nissan-modus.ru/tormoznaya-sistema/areometr-dlya-antifriza-izmerenie-udelnogo-vesa-tosola-i-temperatury-zamerzaniya-pri-pomoshhi-razlichnyh-priborov.html

Ареометр для антифриза. Что такое плотность ОЖ и как ее проверить

Какой должна быть плотность тосола

Выбирая охлаждающую жидкость для своего автомобиля, на что мы в первую очередь обращаем внимание? Известный бренд, симпатичная упаковка, привлекательная цена.

Многие и вовсе выбирают антифриз по цвету (мне красный нравится!), не обращая внимания на состав и технологию производства. И уж точно мало кого интересует такая характеристика как плотность. А зря.

Проверить ее, прежде чем заливать жидкость в систему, не мешало бы. Иначе как быть уверенным в том, что перед вами не обычная подкрашенная вода!

Основные показатели охлаждающей жидкости

Измерение плотности охлаждающей жидкости ареометром

В числе обязательной информации, указываемой на упаковке антифриза, его основные показатели. К ним относятся:

  • внешний вид (прозрачная жидкость определенного цвета);
  • температура кристаллизации;
  • температура закипания;
  • вспениваемость;
  • щелочность;
  • коррозионные потери металлов;
  • вязкость кинематическая;
  • состав;
  • плотность.

А также некоторые другие. О последнем в списке показателе и пойдет речь.

Что значит показатель «плотность»

Так что же это такое, плотность антифриза? От этой характеристики зависит, подходит ли жидкость для вашего автомобиля, замерзнет она или закипит раньше времени. Указывает этот показатель на то, что в состав продукта входит кислота или спирт, соли. То есть, сколько массовых долей того или иного вещества растворено в воде.

Поскольку в состав ОЖ входит спиртовая основа, присадки, красители и прочее, то плотность ее не может быть такой же, как у воды. Однако и превышать намного – тоже, поскольку добавок должно быть не более 5-10%.

Каким должно быть это значение для антифризов и тосолов

Тосол – это разновидность охлаждающей жидкости, а значит, тоже антифриз. Таким образом, их показатели должны быть схожими. Плотность тосола и антифриза составляет в среднем 1,10 г/см3. Варьируется она от 1,034 до 1,112 г/см3.

При первом показателе жидкость начнет кристаллизоваться уже при -10 градусах Цельсия, при втором – при -20.

И это весь диапазон антифриза, может спросить кто-то? Нет, как ни странно, при средних показателях – от 1,083 до 1,082 – он обеспечит защиту до минус 60-65 градусов Цельсия. Такая вот арифметика.

Кстати, для сравнения, плотность воды – 0,9982 г/см³. На первый взгляд, разница небольшая. Но именно она определит, когда и при какой температуре закипит и застынет залитая в систему охлаждения жидкость.

Таблица зависимости между плотностью ОЖ и концентрацией антифриза

Температура (°C) и удельный вес (г/см3) охлаждающей жидкостиТемпература (°C)Концентрация антифриза (% объема)
10°C 20°C 30°C 40°C 50°C Замерзания жидкости Безопасной эксплуатации
1,054 1,050 1,046 1,042 1,036 -16°C -11°C 30%
1,063 1,058 1,054 1,049 1,044 -20°C -15°C 35%
1,071 1,067 1,062 1,057 1,052 -25°C -20°C 40%
1,079 1,074 1,069 1,064 1,058 -30°C -25°C 45%
1,087 1,082 1,076 1,070 1,064 -36°C -31°C 50%
1,095 1,090 1,084 1,077 1,070 -42°C -37°C 55%
1,103 1,098 1,092 1,084 1,076 -50°C -45°C 60%

Как замерить плотность антифриза с помощью ареометра

Простейший ареометр для измерения плотности антифриза

Чтобы обеспечить двигателю надежную защиту в любых условиях, необходимо, чтобы не только был правильный состав и технология производства, но и нормальная плотность антифриза. Если вы меняете ОЖ самостоятельно, не в сервис-центре, то нелишним подстраховаться и замерить этот показатель.

Как проверить плотность антифриза? Проще всего это сделать с помощью ареометра. Купить ареометр можно практически а любом магазине автозапчастей. Его стоимость не велика. Прибор представляет собой небольшую колбу со шкалой, к которой присоединена резиновая груша. Внутри располагается поплавок, который всплывает при набирании жидкости в колбу через пипетку. На каком делении он остановится – такой показатель плотности и есть.

Кстати, плотность антифриза в зависимости от температуры меняется. Чтобы результат был максимально правдивым и можно было выяснить, когда антифриз замерзнет, проверять его нужно при 20 градусах Цельсия. Если температура другая – придется высчитывать.

Как замерить плотность антифриза с помощью рефрактометра

Рефрактометр

Кроме ареометра, чем еще меряют плотность антифриза? Можно сделать это рефрактометром.

Его результат быстр и точен, только перед этим нужно правильно настроить прибор: с помощью винта под защитным колпачком вывести разделительную полоску на ноль по дистиллированной воде.

После этого необходимо капнуть антифриз на призму рефрактометра, наводим резкость при помощи окуляра и по линии считываем показания.  Существенный минус перед ареометром – высокая цена, а плюсы — его точность и .простота использования.

Как замерить плотность антифриза в домашних условиях

Ну а что делать, если под рукой нет ни того, ни другого? Можно просто провести примитивные эксперименты – попробовать заморозить антифриз. Для этого нужно небольшое его количество налить в пластиковую бутылочку, плотно закрыть. Если за окном морозная зима – узнать температуру и оставить его там на час. В теплое время года можно воспользоваться морозильной камерой, если температура внутри нее регулируется.

К чему может привести недостаточная или избыточная плотность антифриза

Поскольку самое главное, на что влияет плотность ОЖ, это температура ее кристаллизации, то при недостаточном или избыточном этом показателе можно опасаться, что вещество подведет зимой и замерзнет при достижении своего температурного предела.

Заключение

Чтобы подобрать идеальную охлаждающую жидкость для своего автомобиля и своих условий эксплуатации, нужно знать все его характеристики, и плотность – далеко не второстепенная. Ведь именно она влияет на то, когда антифриз начнет замерзать. Чтобы обезопасить двигатель, стоит перед заливкой проверить этот показатель.

Как измерить плотность тосола, антифриза.

Рефрактометр. Как выбрать незамерзайку. Как проверить антифриз. Как проверить аккумулятор

Источник: https://autozhidkosti.ru/antifreeze/plotnost-i-kak-ee-proverit.html

Как проверить антифриз или ТОСОЛ: какую плотность должны иметь охлаждающие жидкости

Какой должна быть плотность тосола

Начнем с того, что в автомобиле используются разные технические жидкости, при этом за их качеством и состоянием нужно постоянно следить. Прежде всего, внимания требует охлаждающая жидкость, так как она меняется реже моторного масла, тормозной жидкости и т.д.  При этом важно понимать, что необходимо контролировать не только уровень антифриза или ТОСОЛа в системе, но и плотность.

Дело в том, что антифриз или ТОСОЛ проверять на плотность необходимо по причине того, что от данного показателя фактически будет зависеть температура замерзания охлаждающей жидкости, температура кипения и некоторые другие свойства.

Также проверка плотности антифриза позволяет снизить риски заливки в систему  охлаждения контрафакта в виде окрашенной воды. Далее мы рассмотрим, как проверяется антифриз, плотность ТОСОЛа или антифриза, каким в норме должен быть показатель плотности ОЖ и т.д.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На каком бензине ездит Киа Рио

Проверка антифриза на плотность: для чего необходима и как выполняется

Прежде всего, охлаждающая жидкость представляет собой концентрат антифриза, смешанный с дистиллированной водой в определенных пропорциях. При этом воду добавлять необходимо, так как концентрат замерзает при относительно небольшом понижении температуры ниже ноля, в то время как готовая смесь концентрата и воды не кристаллизуется при -20, -30, -40 и даже ниже.

Также меняется и температура кипения антифриза, если сравнивать чистый концентрат и готовую ОЖ. Получается, ошибочно полагать, что именно чистый концентрат будет лучшим решением. На самом деле, такую жидкость обязательно нужно разбавлять.

  • Идем далее. В процессе эксплуатации автомобиля вода в составе ОЖ имеет свойство выкипать, то есть уровень охлаждающей жидкости даже в полностью исправной системе охлаждения постепенно понижается. В этом случае рекомендуется доливать дистиллированную воду для нормализации уровня. Однако, частые доливы воды, а не концентрата или готового антифриза, могут привести к тому, что плотность антифриза или ТОСОЛа изменится.

Другими словами, активно доливая воду в антифриз или ТОСОЛ, плотность охлаждающей жидкости будет отличаться от рекомендуемой. Само собой, добавка 50-100 грамм воды не сильно повлияет на ситуацию, однако в случае, если охлаждающая жидкость используется 3 — 4 года, таких доливов бывает несколько, что неизбежно приведет к изменению плотности.

Если летом данная проблема зачастую не заметна, зимой, особенно с наступлением сильных морозов можно столкнуться с определенными неприятностями. Бывает и так, что некачественная жидкость просто разрывает радиаторы и даже становится причиной трещин блока двигателя. Естественно, чтобы избежать неполадок и добиться качественной работы системы охлаждения, необходимо периодически проверять плотность ТОСОЛа или антифриза. Давайте разбираться, как это сделать.  

Как проверить плотность антифриза/ТОСОЛа своими руками

Прежде всего, плотность охлаждающей жидкости будет зависеть от того, в каких пропорциях  залит антифриз (концентрат) и вода. Другими словами, на плотность ОЖ будет влиять массовая доля антифриза в дистиллированной воде.

С учетом того, что антифризы и ТОСОЛы могут быть разного типа, цвета и поколения (например, концентрат антифриза красный G11 или зеленый G12+), а также отличаются по составу (пропиленгликоль, этиленгликоль, присадки, краситель и другие компоненты), плотность того или иного концентрата также не одинакова.

Однако, общее количество присадок, красителя и добавок обычно не превышает 10%  от общего объема, то есть на плотность они не особо влияют. Получается, основную плотность дает базовая основа антифриза.

  • Что касается того, как проверить плотность охлаждающей жидкости, для этого нужен ареометр. Если просто, это груша и колба. Внутри колбы есть поплавок и шкала. Набрав в колбу жидкость, поплавок поднимается. Остается только отметить показания на градуированной шкале, чтобы определить плотность жидкости.

Еще добавим, что плотность меняется при разных температурах. По этой причине на поплавках есть шкала грамм на см3 и шкала с указанием температуры. Получается, можно точно определить, при какой температуре жидкость будет иметь нужную плотность. Главное, знать необходимые показатели.

Нормальная плотность антифриза будет зависеть от температуры замерзания, которой нужно достичь. Например, у жидкости до – 30 градусов плотность будет одной, тогда как у антифриза до – 40 уже другая плотность. Фактически, показатель будет зависеть от концентрации веществ.

При этом еще раз напомним, не разбавленный водой этиленгликоль в антифризе замерзнет уже при – 13, то есть  самая высокая концентрация еще не означает лучшую стойкость к замерзанию.

На деле, чтобы получить антифриз до – 40 градусов, этиленгликоля  должно быть чуть больше 50% или 1,071 г/см3, или же целых 85%, что равно 1,104 г/см3. При этом стойкость жидкости к замерзанию будет одинаковой как в первом, так и во втором случае. Естественно, для получения более плотного готового антифриза 85% нужно будет приобрести больше концентрата.

Некоторые автолюбители задаются вопросом, так какой же состав будет лучше, если порог замерзания при 53% и 85% одинаковый. С одной стороны, больше концентрата будет автоматически означать большее количество полезных присадок в ОЖ (антикоррозийных, чистящих и т.д.). С другой стороны, избыток присадок не всегда полезен для системы охлаждения, так как может формироваться осадок.

Также потребуется больше концентрата, то есть расходы на получение антифриза нужной плотности увеличиваются. На практике, сами изготовители антифриза указывают рекомендуемый показатель плотности на отметке 1,071 г/см3 или 53% при необходимости получить ОЖ до — 35 или  -40 градусов по Цельсию.

Если же нужна «подгонка» ОЖ с учетом климатических особенностей региона, в этом поможет таблица плотности антифриза, а также изучение этикетки на таре с концентратом. Как правило, сами изготовители антифризов указывают, в каких пропорциях смешивать воду и концентрат для получения тех или иных показателей.  

Кстати, если показатель плотности будет ближе к 1.0, заливать такой антифриз в систему охлаждения зимой категорически запрещено. Игнорирование данного правила приведет к тому, что радиатор и блок двигателя может разорвать даже при относительно небольшом понижении температуры.

Полезные советы

Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения  готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность.

Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.

Опасность таких продуктов в том, что изначально замер плотности может показать норму, а также жидкость не будет замерзать на холоде. Однако через небольшой промежуток времени после нагревов и охлаждений поддельный антифриз потеряет свойства и замерзнет при небольшом морозе со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.

На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что плотность антифриза или ТОСОЛа является важнейшим показателем, на который нужно обращать особое внимание перед наступлением холодов. Также важно замерять плотность охлаждающей жидкости при замене, чтобы получить готовую ОЖ с необходимыми свойствами для круглогодичной эксплуатации ТС.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выбрать антифриз для автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора антифриза, а так же почему нельзя заливать неподходящие виды охлаждающих жидкостей в систему охлаждения.

Также антифриз или ТОСОЛ нужно регулярно менять, учитывая, что на интервалы замены влияют определенные факторы. Только с учетом пониманию всех нюансов, обслуживания, качественного ремонта  и своевременной замены ОЖ можно получить полностью работоспособную систему охлаждения двигателя, которая будет в полной мере справляться со своей задачей как в летний, так и в зимний период.

Источник: http://krutimotor.ru/plotnost-antifriza-kak-proverit/

Что необходимо знать о плотности антифриза

Исходя из названия статьи, речь сегодня пойдёт об одной важной артерии транспорта – системе охлаждения (далее — СО). Даже если все остальные будут исправны на все 100%, машина продержится в рабочем состоянии не более 10 минут. Двигатель заклинит, детали перегреются, может лопнуть блок цилиндров. Далее хода нет. СО в народе называют рубашкой автомобиля.

Наполнителем служит специальная химическая жидкость под названием антифриз. Нерадивые водителя используют обычную проточную воду, но сейчас не об этом. Чтобы СО полноценно функционировала, необходима постоянная насыщенность жидкости. Этот параметр, равно как и температура замерзания, кипения, должен соответствовать установленным стандартам. Плотность тосола определяется специальным предметом под названием Ареометр.

Его можно использовать ещё для определения плотности электролита.

Что говорит наука

Отечественная наука гласит, что стандартная плотность антифриза должна быть 1,10 г/см3. Но, мало кто знает, что данный показатель рассчитан при внешней температуре в — 40°С. Соответственно, при нулевой отметке, данные будут разниться.

На этом моменте автомобилисты попадаются в ловушку, считая иностранные аналоги лучше отечественных. Разницы между тосолом и антифризом вовсе нет. Первое понятие используют на территории стран СНГ, второе – в Европе. Если быть дотошным, то разница есть в температуре кипения.

А густота у всех идентична.

Факторы, ухудшающие охлаждающую жидкость

  • рецептурная схема, по которой приготавливался охладитель;
  • виды и количественный показатель химических присадок в базовой основе;
  • процентное соотношение этиленгликоля;
  • пиковая температура кипения.

Чем выше показатель плотности, тем быстрее охлаждается силовой агрегат. Но, злоупотреблять цифрами не следует, так как возможен перегрев самого мотора от излишней теплопроводности.

Проверка ареометром

Контролируем плотность антифриза в автомобиле независимо от того, ездит он или нет. Делаем регулярно с помощью ареометра. В комплекте оборудование не поставляется. Необходимо приобрести на авторынке или специализированном автомагазине. Стоимость небольшая, доступная каждому владельцу.

  1. глушим мотор, выжимаем ручной тормоз, даём остыть технике;
  2. открываем капот, находим расширительный бак. Как правило, с правой стороны от силового агрегата;
  3. забираем ареометром небольшое количество тосола. Категорически запрещён забор во время критически отрицательных и положительных температур. Как только поплавок в устройстве начал свободно плавать – количества достаточно;
  4. сопоставляем данные шкалы ареометра с таблицей плотности:
  • доля этиленгликоля: 97,8 – 26,4 %
  • густота:1,113 – 1,035 г/см3;
  • градус смены молекулярного состава: — 20°С – (- 65°С).

Приведены пиковые показатели. Далее по нисходящей. Имея перед собой фактические данные, водитель самостоятельно может определить плотность антифриза. Зачастую, при покупке ареометра, в комплекте поставляется таблица в бумажном варианте. Если нет, всегда можно скачать с любого автомобильного сайта. Процедура несложная, занимает всего 10 – 15 минут. Систематическая диагностика предотвратит нежелательные последствия и незапланированные ремонты.

Молодое поколение уже не помнит, а старики в курсе, что во времена СССР тосол был всего двух цветов. Только синий и красный. По химическому содержанию они были идентичны. Разница в температуре замерзания: красный – (- 65 °С), синий – (- 40°С). Современные импортные аналоги имеют стандартный синий окрас. Отечественные марки придерживаются старых стереотипов. Продукция, предназначенная для районов крайнего Севера, по-прежнему имеет красный цвет. Просто, удобно, понятно.

Рекомендации

Совет №1. Последнее время появилась практика покупки концентрата этиленгликоля и самостоятельной его разбавки до нужной плотности. В целом рациональное решение, так как позволяет сэкономить денежные средства.

При покупке оптом, всегда была скидка. Плотность антифриза устанавливаем в соответствии с данными таблицы, указанными выше. Но, следует помнить, что сам концентрат очень боязлив минусовых температур.

Если не уберечь от морозов, то уже при – 13 °С, он замёрзнет, превратиться в лёд.

Совет №2. Учитывая метаморфозность химического соединения этиленгликоль, будьте внимательны при концентрации. Если необходимо сделать тосол с показателем — 40°С, то шкала ареометра должна соответствовать показанию 1,08 г/см3 или 1,105 г/см3. Вот так бывает. Соответственно, процентное соотношение этиленгликоля будет равно 54% и 84%. Не верите – проверьте.

Оригинал и подделка

О том, что подделки поджидают нас на каждом шагу, не стоит напоминать. Если при покупке данные измерительного прибора указывают менее единицы, значит в руках подделка. Товар не берите.

Обязательно требуйте у продавцов сертификат качества на продукцию, смотрите наличие защитных голографических элементов, штрих-кодов производителя. До чего дошли жулики: нередки случаи, когда в проточную воду добавляют сахар, лимонную кислоту, искусственный краситель синего или красного цветов.

Насыщенность будет соответствовать норме. Ареометр не определит подделку. Категорически запрещено дегустировать жидкость на вкус. Возможны ожоги и отравления.

Залили подделку — срочно сливайте «бурду», промывайте радиатор и всю систему проточной водой. Рекомендовано проделать несколько раз. После залить качественный продукт.

Всего хорошего. Качественных покупок. Будьте бдительны.

Источник: https://maslogsm.ru/antifriz-tosol/chto-neobxodimo-znat-o-plotnosti-antifriza.html

Измеряем плотность тосола и антифриза в автомобиле

Тосол и антифриз – названия охлаждающих жидкостей, которые сегодня используются в автомобилях.

Однако, если спросить даже самого опытного автовладельца, в чем заключается разница между этими жидкостями, вряд ли получится получить максимально точный и глубокий ответ. Хотя разница между ними есть, и в первую очередь она заключается в стране-производителе.

Тосол – это изобретение советского автопрома, которое в годы «железного занавеса» было необходимой альтернативой зарубежному антифризу, являясь его прекрасной альтернативой.

Составляющие тосола и антифриза: какими свойствами отличаются друг от друга охлаждающие жидкости?

Основа любой охлаждающей жидкости – это этиленгликоль (спирт) и дистиллированная вода. Благодаря этому способность охлаждения двигателя не теряется даже при отрицательных температурах, чему способствует свойство спирта, но закипает жидкость только при +100˚С, на что уже влияет наличие в составе воды.

Если же говорить об отличиях в составляющих тосола и антифриза, то речь пойдет об используемых для изготовления этих охлаждающих жидкостей присадок. В частности, при производстве тосола зачастую применяют неорганические присадки, тогда как для антифриза – преимущественно органические. Все это естественным образом отражается и на плотности тосола и антифриза, и на таких их характеристиках как срок службы и температура замерзания.

При общем сравнении этих двух жидкостей, «отечественный» тосол в разы проигрывает изобретению зарубежному – антифризу. Но стоит также отметить, что разделять эти жидкости не совсем правильно, поскольку тосол является одной из разновидностей антифриза, и при этом далеко не самой лучшей:

1. Тосол – достаточно агрессивное вещество, в состав которого обязательно добавляют специальную антикоррозийную примесь, которая способна обволакивать стенки охлаждающей магистрали и препятствовать образованию коррозии. Однако, из-за наличия этой пленки ухудшаются свойства металла, который хуже сохраняет и передает тепло, тем самым снижая и эффективность использования тосола.

2. Служить, показывая хорошие характеристики, состав тосола может только на протяжении 35 тыс. км пробега, и то только при условии использования на новом автомобиле. Теряя же свои основные свойства, тосол также начинает губительно воздействовать на двигатель и его основные узлы, сокращая срок их службы и повышая расход топлива.

3. Для производства тосола используются такие соли неорганических кислот как нитраты, фосфаты, силикаты и нитриты. Что же касается классического состава антифриза, то он включает в себя глицерин и пропиленгликоль.

Обратите внимание! Из-за использования для производства современных антифризов гликоля, данная жидкость получает очень приятный сладковатый привкус. Однако не стоит забывать, что антифриз является ядовитым для человеческого организма веществом, поэтому нельзя допускать к нему детей и животных.

В сравнении с тосолом, современные составы антифриза требуют замены только через каждые 250 тыс. км пробега. При этом, также образуя антикоррозийную пленку, они обволакивают только наиболее проблемные места, тем самым не снижая тепло проходимости металла. Благодаря этому обеспечивается максимально эффективное охлаждение двигателя, без причинения вреда его деталям и узлам.

Состав и свойства тосола и антифриза имеют много отличий, тем не менее, во время работы они способны обеспечивать практически одни и те же характеристики работы автомобиля:

1. Хорошую теплопроводность и теплоемкость, что очень важно для охлаждения двигателя, работающего на высоких оборотах.

2. Низкие температурные показатели замерзания, благодаря чему и состав тосола, и состав антифриза можно безопасно использовать даже в самую морозную зиму.

3. Благодаря наличию в составе обеих охлаждающих жидкостей дистиллированной воды, они практически не способны к воспламенению. Подобное может произойти только при очень высоком прогревании и уровне давления в системе.

4. Достаточно высокая температура кипения (около 100˚С), благодаря чему охлаждающие жидкости не теряют своих свойств и в жаркую погоду.

5. Практическое отсутствие вязкости при отрицательных температурах, что говорит о возможности антифриза и тосола сохранять свой состав и свойства при низких температурах и обеспечивать необходимый уровень циркуляции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько масла в двигателе калина 1 6 8 клапанов

6. Антикоррозийные свойства, которые в случае с тосолом образуют также и негативную сторону – слабую теплоотдачу вещества.

7. Антифриз и тосол не способны вступать во взаимодействие с резиновыми и пластмассовыми элементами охлаждающей системы автомобиля, тем самым не разрушая их во время эксплуатации.

Какой должна быть плотность профессионального тосола и антифриза?

Именно от плотности антифриза и тосола зависят их эксплуатационные характеристики и особенности поведения при разных погодных условиях. Именно плотность вещества влияет на то, при какой температуре оно начнет преобразовываться в кристаллы.

Так, плотность наиболее распространенных антифризов может колебаться от 1,043 до 1,115 г/см3. При этом, в первом случае жидкость будет замерзать только при -15˚С, а во втором – уже при -12˚С. Стоит также отметить, что на плотность антифриза напрямую влияет то, какое процентное количество гликоля в нем содержится. К примеру, в составе с плотностью в 1,043 количество гликоля будет составлять всего 30%, а в жидкости с плотностью в 1,115 – все 100%.

Плотность жидкости может зависеть от разных факторов. В частности, на нее влияют:

1. Рецептура, которую используют производители.

2. Количество присадок.

3. % моноэтиленгликоля.

Плотность антифриза должна быть обязательно указана на упаковке. В соответствии с этим показателем производители автомобилей и рекомендуют выбирать охлаждающую жидкость, указывая собственные требования к ее характеристикам.

Но все же, даже идеально подобранная жидкость со временем теряет свои свойства, падает ее плотность. По этой причине данный параметр антифриза автовладельцы всегда должны держать под контролем.

Проверить плотность антифриза и тосола можно разными способами.

Как проверить плотность антифриза и тосола в домашних условиях?

Проверка плотности охлаждающего вещества – задача достаточно простая, и с ней должен уметь справляться каждый автовладелец. Приведем несколько наиболее простых способов, которые можно применять как по отношению к тосолу, так и по отношению к антифризу.

Как проверить плотность тосола и антифриза?

Лучший способ узнать плотность охлаждающей жидкости – это проверка тосола и антифриза ареометром. Данный прибор полезно иметь в гараже каждому владельцу автомобиля, поскольку необходимость в его использовании возникает как минимум раз в год.

ВАЖНО!При осуществлении проверки плотности тосола обязательно дождитесь полного охлаждения двигателя. В противном случае вы рискуете обжечься разогретой охлаждающей жидкостью.

Чтобы измерить плотность тосола и антифриза ареометром, выполняйте следующие действия:

1. Поднимите капот автомобиля и отыщите расширительный бачок, в котором и хранится охлаждающая жидкость.

2. Найдите пробку, при помощи которой бачок закрывается, и снимите ее.

3. Опустите ареометр в бачок и его пипеткой вберите необходимое количество тосола. Жидкости потребуется столько, чтобы поплавок прибора начал свободно плавать в ней.

4. После этого начнет меняться показатель на шкале ареометра, внимательно за ним следите. Точка, в которой он остановится, и будет показателем плотности тосола.

Стоит отметить, что последние модели ареометров также позволяют сразу же определить и температуру замерзания охлаждающей жидкости, что очень полезно при покупке неизвестной марки жидкости.

Но, помимо ареометра, для измерения плотности антифриза также нередко используются такие приборы как рефрактометры. Суть их работы заключается в том, что плотность жидкости определяется по величине света, который заламывается, проходя через жидкость.

Однако, несмотря на получаемую точность измерения, такой прибор очень дорого стоит, по этой причине чаще всего его применяют только профессиональные работники СТО.

Антифриз и тосол – охлаждающие жидкости для автомобилей, при этом тосол является всего лишь разновидностью антифриза. К сожалению, тосол не отличается очень высокими качествами, и если на его использовании не настаивает производитель вашего автомобиля, лучше остановиться на более качественных антифризах. При этом очень важное значение необходимо придавать плотности такой жидкости, которую каждый автовладелец может измерить у себя в гараже при помощи такого прибора как ареометр.

Источник: https://auto.today/bok/4547-kakoy-dolzhna-byt-i-kak-proverit-plotnost-ohlazhdayuschih-zhidkostey-tosola-i-antifriza.html

Плотность тосола а 40 таблица

  • Сначала выкручивают пробки из батареи. Помните, что банки между собой не сообщаются, поэтому плотность нужно проверять в них по отдельности;
  • Визуально оценивается уровень жидкости. Он не должен быть критически мал;
  • Производится забор жидкости ареометром. Его следует держать вертикально. Забор производится следующим путем. Груша сжимается.
  • Трубка опускается в банку и грушу отпускают. Таким образом, жидкость затягивается в прибор;
  • Визуально оценивают состояние электролита. Серый цвет жидкости говорит об осыпавшихся пластинках. Это означает неработоспособность банки. Оценивают показания ареометра. При этом поплавок должен плавать абсолютно свободно;
  • Жидкость выливают обратно и переходят к проверке другой банки.

AutoFlit.ru

Таблица плотности антифриза

Измерять плотность тосола (антифриза) чаще всего приходится перед зимой, когда необходимо произвести доливку или замену охлаждающей жидкости – важно, чтобы она не замерзала при любых отрицательных температурах воздуха. Можно измерить плотность антифриза ареометром, при получении результата следует руководствоваться данными таблицы

Замер ни в коем случае нельзя проводить на горячем двигателе:

  • есть риск обжечься ОЖ;
  • полученные результаты будут неточными.

Измерять плотность можно не только у той ОЖ, которая находится в радиаторе, но и у антифриза, купленного в магазине – не исключается, что этиленгликоль разбавили водой больше положенного. Для проверки плотности понадобится:

  • тара с охлаждающей жидкостью;
  • ареометр для электролита и тосола;

На специальном ареометре есть две шкалы, для замера плотности электролита на измерительном приборе имеется разметка плотности и температуры замерзания.

Купленный в магазине тосол проверяем так:

  • отворачиваем пробку на канистре;
  • набираем ОЖ в колбу измерительного прибора.

Колбу антифризом необходимо заполнить в достаточном объеме, с малым количеством ОЖ показания могут быть неверными. Еще нужно, чтобы поплавок обязательно плавал в жидкости.

Для точности измерения следует встряхнуть ареометр – это необходимо сделать для того, чтобы из ОЖ вышли пузырьки воздуха, и поплавок не залип в колбе.

Если охлаждающая жидкость по показаниям ареометра соответствует норме, ее можно заливать в радиатор, но не мешает проверить тосол на его подлинность. Нередки случаи, когда нечестный производитель для увеличения плотности добавляет в состав ОЖ серную кислоту. Этот компонент очень вреден для охлаждающей системы, он разъедает изнутри стенки ГБЦ и блока цилиндров. Проверить наличие серной кислоты в антифризе очень просто:

Если происходит реакция (антифриз шипит), значит, кислота добавлена. Отсутствие каких-либо реакций говорит о том, что-то тосол в норме.

Измерения ареометром следует производить при температуре охлаждающей жидкости плюс 20 градусов, поэтому здесь будет не лишним воспользоваться термометром.

Замер плотности непосредственно в охлаждающей системе производится с частичным погружением ареометра в радиатор (установкой в заливную горловину) или в расширительный бачок.

Еще можно произвести вторичную проверку через пять-семь дней эксплуатации автомобиля, при необходимости скорректировать плотность антифриза путем добавления дистиллированной воды или концентрата в зависимости от полученных показаний.

В отличие от проверки ареометром, измерение плотности ОЖ рефрактометром производится очень быстро, и для замера достаточно одной капли антифриза.

Проверять охлаждающую жидкость можно в любом состоянии, температура здесь не влияет на полученные показания. Порядок измерения такой:

  • с помощью пипетки каплю тестируемого антифриза размещаем на призме прибора;
  • окуляром рефлектометра наводим резкость;
  • со шкалы значений считываем показания (по разделительной линии).

Прибор настраивается по дистиллированной воде, при ее тестировании полоса в окуляре должна находиться в самом низу шкалы, то есть, на нуле. Если прибор настроен неточно, он регулируется винтом, находящимся под защитным колпачком. В комплект рефрактометра входит отвертка, пипетка и лопаточка.

Недостаток у рефрактометра только один – это его цена. Если ареометр в среднем стоит от 100 до 400 рублей, то средняя цена рефрактометра – 5000-6000 руб.

Во многих современных холодильниках температура в морозильной камере регулируется, можно выставить ее минимальное значение -24ºC. Приблизительно проверить плотность тосола здесь можно следующим образом:

  • небольшое количество ОЖ (50-100 граммов) наливаем в пластиковую бутылочку и плотно ее закупориваем;
  • размещаем емкость в морозильной камере на один час.

Если антифриз не кристаллизовался, значит, он сможет выдержать эту температуру и в радиаторе при таком морозе не замерзнет.

Проверка охлаждающей жидкости антифриза в системе охлаждения двигателя

Радиатор в иномарке является сердцем системы охлаждения двигателя автомобиля и также включает в себя вентилятор, водяной насос, термостат, шланги, ремни и автомобильные датчики.

Прямое охлаждение двигателя идет вокруг головки цилиндров и клапанов, чтобы поглотить тепло и вернуться к радиатору и безопасно охлаждать блок двигатель.

Для этого необходимо поддержания адекватного уровня жидкости в радиаторе все время, а значит, вы должны проверить уровень охлаждающей жидкости и добавлять к ней в случае необходимости . Вот как это делается.

Как проверить уровень жидкости в радиаторе

Припарковать автомобиль на ровной поверхности. Идеально такую процедуру выполнять после поездки иномарки на небольшое расстояние. Проверять уровень охлаждающей жидкости (антифриза) в то время когда двигатель теплый, а не горячий или холодный. Если проехали большое расстояние значит дать остыть двигателю в течение нескольких часов.

Не оставляйте двигатель в рабочем состоянии при проверке уровня жидкости в радиаторе, и не пытайтесь проверить уровень жидкости когда двигатель горячий.

Поднимите капот. Найдите крышку радиатора. Крышка радиатора (клапан давление) находится на верхней части радиатора. На новых автомобилях имеется этикетка сверху, если у вас не отмечено в руководстве пользователя, чтобы найти.

Оберните тканью сверху крышку и отверните ее против часовой стрелки. Используйте ткань для защиты от ожогов, жидкость в радиаторе может быть переполненена при поглощении тепла от двигателя машины.

Проверьте уровень жидкости радиатора

Уровень охлаждающей жидкости должен быть близким к вершине горловины. Должна быть какая-нибудь метка, которая указывает, что уровень “полный” и закрепленная на радиаторе, это и является уровень хладагента.

В дополнение к радиатору, современные иномарки имеют резервуар для расширения жидкости в радиаторе – расширительный бачек. Проверка уровеня охлаждающей жидкости в радиаторе и заливка (доливка) производится через расширительный бачек.

Проверьте температуру замерзания и кипения охлаждающей жидкости. Со временем показатели охлаждающей жидкости вашего радиатора для поглощения и рассеивания тепла уменьшаются. Испытание замерзания и кипения охлаждающей жидкости проверяют с помощью ареометра.

Проверка защиты охлаждения

Сожмите луковицу ареометра. Это заставляет выйти воздуху из груши.

Вставьте резиновую трубку ареометра в охлаждающую жидкость.

Ослабте луковицу ареометра. Это привлечет теплоноситель в ареометр так, что он всплывет и шарик или пластиковая игла в ареометре поднимится вверх до определенного значения.

Отметьте паказание на шкале ареометра точку замерзания / кипения в водороде. Если ваш ареометр использует иглы, игла должна указывать на конкретные показатели температур или диапазон температур.

Удалите охлаждающую жидкость с ареометра.

Добавлять охлаждающую жидкость по мере необходимости. Добавлять охлаждающую жидкость в расширительный бачок, если автомобиль имеет один только расширительный бачок, в противном случае, добавить в заливную горловину радиатора.

Используйте воронку для предотвращения разливов антифриза. В большинстве дорожных условий, антифриз должен быть смешан с дистиллированной водой в соответствии 50/50. В суровых климатических условиях, можете доливать до 70 процентов антифриза и воды на 30 процентов, но не более этого.

Не добавляйте охлаждающую жидкость в то время когда двигатель иномарки работает.

Охлаждающая жидкость

Антифриз — важная составляющая радиатора. У тосола есть две главные функции:

  1. Защита запущенного двигателя от перегрева.
  2. Предотвращение замерзания охлаждающей жидкости зимой.

В промышленности существуют стандарты выпуска антифриза. Выделяются такие классы:

Первые две группы — самые выносливые, ведь входящим в них веществам свойственна высокая концентрация. Это позволяет жидкости сохранять свои свойства даже при отрицательной температуре в 80 градусов Цельсия.

Тосол также выполняет функции антифриза, однако предназначается для отечественных автомобилей. Он также делится на классы. Производят три основных вида:

Числовое значение демонстрирует критическую отрицательную температуру, при которой тосол сохраняет работоспособность. Например, для марок А40 и А65 — минус 40 и 65 градусов соответственно. АК — это концентрированный состав, который следует разбавлять водой. От соотношения зависят характеристики смеси. Скажем, при равной пропорции (50% концентрата в жидкости) тосол может кристаллизоваться примерно при минус 30 градусах Цельсия.

Список источников

  • zapchasti.expert
  • motorsmarine.ru
  • elfterra.ru
  • dacha.yarfotograf.ru

Источник: https://tj-service.ru/masla/plotnost-antifriza

Плотность и состав охлаждающих жидкостей

На современных транспортных средствах система охлаждения не требует к себе постоянного внимания. Тем не менее она нуждается в периодическом контроле со стороны автовладельца. В противном случае поломки не избежать. Поэтому сегодня мы расскажем вам, какую роль играет плотность «Тосола», зачем ее нужно периодически проверять, какой она должна быть и что может случиться, если этот показатель будет нарушен.

Проверка плотности антифриза проводится для того, чтобы знать состояние охлаждающей жидкости и обеспечить надежную работу отопительной системы салона авто. Среди отечественных автомобилистов бытует мнение, что плотность традиционного «Тосола» с температурой замерзания -40 градусов Цельсия составляет 1,075г/см3.

Залив ОЖ в расширительный бачок

«Тосол» — это разновидность традиционного антифриза, поэтому его свойства плотности ни чем не отличаются от обычной охлаждающей жидкости.

Разница между антифризами и «Тосолом» заключается только в рабочей температуре жидкости и ее составе, а также свойствах и характеристиках.

Соответственно, и рабочая плотность различных видов охлаждающей жидкости (хладагентов) зависит от состава и свойств антифриза. В целом на плотность жидкости влияют несколько факторов:

  • рецептура производителя хладагента;
  • количество определенных присадок;
  • процентное содержание моноэтиленглеколя.

Плотность охлаждающей жидкости (далее — ОЖ) напрямую влияет на его теплопроводность и теплоемкость. Ухудшение этого свойства может в дальнейшем негативно сказаться на работе охладительной системы и двигателя в целом. В лучшем случае, при нарушении этого свойства, вам придется заменить антифриз, в худшем — производить ремонт мотора.

Как проверить плотность?

Как правильно проверить плотность «Тосола» и какой она должна быть? Проверка этого свойства в автомобилях для традиционного антифриза и «Тосола» производится по одному принципу. Чтобы правильно определить показатель, необходимо использовать специальный прибор, называющийся ареометром. Если вы решили проверить свойство ОЖ в домашних условиях, то запаситесь этим прибором и следуйте дальнейшей инструкции.

Ареометр — прибор измерения концентрации ОЖ

Внимание! Изъятие ОЖ из расширительного бачка должен производиться на холодном двигателе, иначе можно обжечься.

Проверка плотности:

  • для начала откройте капот и найдите расширительный бачок для хладагента;
  • откройте крышку бачка и при помощи ареометра заберите хладагент. Для этого опускаем пипетку прибора в жидкость, и при помощи «груши» собираем нужное количество ОЖ в колбу — ее должно быть столько, чтобы поплавок ареометра свободно плавал в антифризе;
  • по шкале прибора определите концентрацию жидкости.

Антифриз не должен замерзать при температуре -35 градусов Цельсия, а это обеспечивается соотношением ОЖ и содержанием в ней воды. При необходимости в расширительный бачок можно добавить ОЖ (охлаждающую жидкость), чтобы повысить процентное соотношение хладагента в системе.

Например, при проверке концентрации антифриза в машине вы выясняете, что залитая ОЖ обеспечивает защиту от замерзания только при температуре -10 градусов Цельсия. В этом случае, в целях повышения уровня защиты охладительной системы от замерзания до температуры -35 градусов окружающей среды, необходимо:

  • открутить крышку слива ОЖ под днищем авто;
  • слить из системы около полутора литров хладагента;
  • закрыть пробку слива ОЖ;
  • долить около полутора литров хладагента в расширительный бачок. 

При чрезмерной концентрации ОЖ в системе значительно снижается ее охлаждающие свойства и, соответственно, уменьшается порог замерзания. Как правило, это наблюдается при процентном содержании хладагента в жидкости от 60% и выше.

Таблица концентрации хладагента в зависимости от температуры

Какая должна быть?

Показатель плотности ОЖ в охлаждающей системе является очень важной характеристикой, хотя он зависит не от присадок, а в основном от температуры. По ГОСТу пределы плотности стандартного «Тосола» составляют от 1,065 до 1,085 г/см3. Ниже представлена таблица зависимости между такими показателями, как:

  • температура замерзания отдельно взятой ОЖ;
  • уровня содержания в ОЖ гликоля;
  • плотностью ОЖ.

Состав «Тосола» и антифриза

Состав «Тосола» и традиционного хладагента может различаться между собой. Как сказано выше, «Тосол» является разновидностью охлаждающей жидкости, поэтому его состав зависит исключительно от производителя. Так или иначе, оба вида ОЖ имеют одинаковый состав, разница заключается только в использовании присадок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится диагностический разъем Лада Гранта лифтбек

Проверка концентрации ОЖ при помощи ареометра

В основе «Тосола», как и в любом хладагенте, есть этиленгликоль и дистиллированная воды. Что касается присадок, то в нем, как правило, используются химические составляющие на основе солей неорганических кислот, в частности:

  • фосфаты;
  • нитраты;
  • силикаты;
  • нитриты.

В любой другой ОЖ присутствует дистиллированная вода и этиленгликоль, а также:

  • глицерин;
  • спирт;
  • пропиленгликоль.

Иными словами, любая традиционная ОЖ (кроме «Тосола») — это пропиленгликоль, присадки и вода. Присадки являются важным компонентом любой ОЖ, поскольку именно они определяют антипенные и антикоррозийные свойства расходного материала. Что касается конкретно присадок, то в антифризе, в отличие от «Тосола», используются присадки органических кислот.

Свойства

Измерение концентрации ОЖ

И, хотя состав у этих ОЖ в чем-то может различаться, их свойства абсолютно одинаковые:

  • высокий уровень теплопроводности и теплоемкости;
  • низкий диапазон температур замерзания, в результате чего обеспечивается безопасная эксплуатация транспортного средства при любой отрицательной температуре окружающей среды;
  • высокий диапазон температур, при которых ОЖ может воспламеняться, что позволяет обеспечить безопасность при эксплуатации ОЖ;
  • высокая температура кипения, что дает возможность обеспечить нормальную работу мотора во время жары;
  • малый уровень вязкости при низких температурах окружающей среды — позволяет обеспечить должный уровень циркуляции ОЖ в системе охлаждения;
  • малый уровень вероятности образования пены — если жидкость пенится, то она уже потеряла свои свойства, а это может вызвать перегрев и кипение мотора;
  • антикоррозийность — это свойство позволяет избежать возникновения коррозии на металлических элементах охладительной системы;
  • инертность к резиновым патрубкам и уплотнителям — позволяет избежать разрушения резиновых элементов системы от химических свойств ОЖ.

от Романа Романова «Как замерять плотность хладагента в автомобиле»

В этом видео показан процесс замера концентрации ОЖ в расширительном бачке транспортного средства.

Вам понравился этот материал? Что вы знаете о концентрации того, чего не рассказали мы? Расскажите об этом, оставьте свой отзыв!

Источник: https://avtozam.com/dvigatel/ohlazhdenie/plotnost-i-sostav/

Проверка плотности антифриза, заливаемого в радиатор автомобиля. Таблица плотности

При утечке антифриза или тосола из радиатора автомобиля водители нередко летом добавляют воду, если нет охлаждающей жидкости под рукой.

О том, что разбавили тосол, автовладельцы вспоминают лишь зимой, когда он начинает замерзать в охлаждающей системе. В этой статье мы рассмотрим, что такое плотность антифриза, какой она должна быть, и как пользоваться таблицей плотности.

Зная состав охлаждающей жидкости (ОЖ), можно определить, нужно ли менять тосол перед зимой или добавлять в него концентрат.

Охлаждающая жидкость для автомобилей

Тосол (антифриз) в радиаторе автомобиля выполняет две основные функции:

  • защищает от перегрева двигатель во время его работы;
  • предотвращает замерзание ОЖ при отрицательных температурах окружающей среды зимой.

Антифриз промышленностью выпускается по международным стандартам, существуют классы G13, G12, G12+ и G11. Как правило, антифриз G11 окрашен в синий или зеленый цвет, замерзает при температуре около -40ºC. Составы G13 и G12 обычно концентрированные, не теряют своих свойств до t минус 80 градусов Цельсия.

Тосол по своей сути – тот же самый антифриз, только производится для российских автомобилей. Существует три вида этой охлаждающей жидкости – А40, А65 и АК (концентрированный состав), соответственно, тосол А40 замерзает при температуре -40ºC, марки А65 – при -65ºC. Концентрат в любом случае необходимо разводить водой, при смешивании двух компонентов в пропорции 1:1 ОЖ будет кристаллизоваться при 30-ти градусах мороза.

Чем измеряют плотность антифриза

Проверить плотность антифриза можно рефрактометром или ареометром, но показания при измерении последним из названных приборов получаются ориентировочными, к тому же замер желательно проводить при t, близкой к +20 градусам. Плотность антифриза измеряется в граммах на сантиметр кубический, для определения количества этиленгликоля и температуры замерзания по плотности составлены специальные таблицы.

Проверка плотности антифриза ареометром

Измерять плотность тосола (антифриза) чаще всего приходится перед зимой, когда необходимо произвести доливку или замену охлаждающей жидкости – важно, чтобы она не замерзала при любых отрицательных температурах воздуха. Можно измерить плотность антифриза ареометром, при получении результата следует руководствоваться данными таблицы. Замер ни в коем случае нельзя проводить на горячем двигателе:

  • есть риск обжечься ОЖ;
  • полученные результаты будут неточными.

Измерять плотность можно не только у той ОЖ, которая находится в радиаторе, но и у антифриза, купленного в магазине – не исключается, что этиленгликоль разбавили водой больше положенного. Для проверки плотности понадобится:

  • тара с охлаждающей жидкостью;
  • ареометр для электролита и тосола;

На специальном ареометре есть две шкалы, для замера плотности электролита на измерительном приборе имеется разметка плотности и температуры замерзания.

Купленный в магазине тосол проверяем так:

  • отворачиваем пробку на канистре;
  • набираем ОЖ в колбу измерительного прибора.

Колбу антифризом необходимо заполнить в достаточном объеме, с малым количеством ОЖ показания могут быть неверными. Еще нужно, чтобы поплавок обязательно плавал в жидкости.

Для точности измерения следует встряхнуть ареометр – это необходимо сделать для того, чтобы из ОЖ вышли пузырьки воздуха, и поплавок не залип в колбе.

Если охлаждающая жидкость по показаниям ареометра соответствует норме, ее можно заливать в радиатор, но не мешает проверить тосол на его подлинность. Нередки случаи, когда нечестный производитель для увеличения плотности добавляет в состав ОЖ серную кислоту. Этот компонент очень вреден для охлаждающей системы, он разъедает изнутри стенки ГБЦ и блока цилиндров. Проверить наличие серной кислоты в антифризе очень просто:

  • наливаем ОЖ в емкость;
  • добавляем в него соду.

Если происходит реакция (антифриз шипит), значит, кислота добавлена. Отсутствие каких-либо реакций говорит о том, что-то тосол в норме.

Измерения ареометром следует производить при температуре охлаждающей жидкости плюс 20 градусов, поэтому здесь будет не лишним воспользоваться термометром.

Замер плотности непосредственно в охлаждающей системе производится с частичным погружением ареометра в радиатор (установкой в заливную горловину) или в расширительный бачок.

Еще можно произвести вторичную проверку через пять-семь дней эксплуатации автомобиля, при необходимости скорректировать плотность антифриза путем добавления дистиллированной воды или концентрата в зависимости от полученных показаний.

Проверка плотности антифриза рефрактометром

В отличие от проверки ареометром, измерение плотности ОЖ рефрактометром производится очень быстро, и для замера достаточно одной капли антифриза.

Проверять охлаждающую жидкость можно в любом состоянии, температура здесь не влияет на полученные показания. Порядок измерения такой:

  • с помощью пипетки каплю тестируемого антифриза размещаем на призме прибора;
  • окуляром рефлектометра наводим резкость;
  • со шкалы значений считываем показания (по разделительной линии).

Прибор настраивается по дистиллированной воде, при ее тестировании полоса в окуляре должна находиться в самом низу шкалы, то есть, на нуле. Если прибор настроен неточно, он регулируется винтом, находящимся под защитным колпачком. В комплект рефрактометра входит отвертка, пипетка и лопаточка.

Недостаток у рефрактометра только один – это его цена. Если ареометр в среднем стоит от 100 до 400 рублей, то средняя цена рефрактометра – 5000-6000 руб.

Проверка плотности антифриза народным способом

Во многих современных холодильниках температура в морозильной камере регулируется, можно выставить ее минимальное значение -24ºC. Приблизительно проверить плотность тосола здесь можно следующим образом:

  • небольшое количество ОЖ (50-100 граммов) наливаем в пластиковую бутылочку и плотно ее закупориваем;
  • размещаем емкость в морозильной камере на один час.

Если антифриз не кристаллизовался, значит, он сможет выдержать эту температуру и в радиаторе при таком морозе не замерзнет.

Источник: https://avtobrands.ru/proverka-plotnosti-antifriza-zalivaemogo-v-radiator-avtomobilya-tablitsa-plotnosti/

Плотность антифриза: как проверить, от чего зависит, какую можно считать нормальной

Охлаждающая жидкость, которую также принято называть антифризом, должна работать в широком диапазоне температур. Важно, чтобы антифриз зимой сохранял свои свойства и на нем не образовывался ледяной налет, а сам он не превращался в лед. Летом же, даже при самых высоких температурах, антифриз не должен закипеть, иначе двигатель перегреется.

К сожалению, даже в крупных автомобильных магазинах может попасться антифриз, качество которого значительно ниже желаемого. Еще чаще водитель может столкнуться с такой проблемой, если он приобретает охлаждающую жидкость на рынке, заправке или просто «с рук». Если качество антифриза вызывает сомнения, нужно проверить его плотность. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать, и какую плотность охлаждающей жидкости можно считать нормальной.

От чего зависит плотность антифриза

Многие водители знают, что в продаже можно найти концентрат антифриза, разбавив который дистиллированной водой, удастся получить охлаждающую жидкость для двигателя. Данный концентрат является этиленгликолем, то есть двухатомным спиртом. Именно от массовых долей этиленгликоля (спирта), кислот и воды зависит плотность антифриза.

Естественно, современный антифриз является более сложной жидкостью, нежели просто смесь спирта с водой. В него также добавляют целый ряд компонентов: присадки, красители, поверхностно-активные вещества, отдушки и прочее. Несмотря на это, основная часть антифриза состоит именно из спирта и воды, а на различные добавки приходится не более 5%, соответственно, они практически не влияют на итоговую плотность охлаждающей жидкости.

Как проверить плотность антифриза

Проверка плотности антифриза – достаточно простая процедура, с которой с легкостью справится любой водитель. Она проводится при помощи ареометра – прибора, приобрести который можно в строительном, автомобильном и практически любом хозяйственном магазине.

Ареометр представляет собой колбу с «носиком» для погружения в жидкость с одной стороны и резиновой «грушей» с другой стороны. Внутри колбы находится поплавок с проградуированной шкалой. Когда внутрь ареометра набирается жидкость, поплавок всплывает, а по высоте, на которой он оказался, можно определить плотность.

Обратите внимание: Большинство ареометров имеют градацию по температуре, и они являются наилучшим вариантом для использования с целью проверки плотности антифриза. Набрав в такой ареометр охлаждающей жидкости, можно сразу посмотреть, при какой отрицательной температуре антифриз начнет замерзать.

Чтобы проверить плотность антифриза при помощи ареометра, достаточно набрать в прибор немного охлаждающей жидкости средней комнатной температуры, то есть, от +15 до +25 градусов по Цельсию. Антифриза нужно набрать столько, чтобы поплавок в нем свободно плавал, чаще всего производители указывают отметку, до которой лучше заливать жидкость внутрь инструмента. Далее остается снять показания по шкале и сравнить их с нормальной плотностью антифриза.

Какую плотность антифриза считать нормальной

Если ареометр не имеет градуированной шкалы с температурой, показатель плотности мало о чем скажет водителю. Однако даже при наличии температурной шкалы, лучше проверить качество антифриза именно по плотности, сравнив ее с нормальной.

Современные производители выпускают в продажу антифриз, плотность которого находится на уровне около 1,069 – 1,072 г/см3. Такой антифриз замерзает при температуре ниже -40 градусов по Цельсию.

Но важно здесь учесть тот факт, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40 градусов по Цельсию при плотности 1,071 г/см3 и 1,104 г/см3.

Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см3, поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а в производстве она будет дешевле.

Удобнее всего ориентироваться при измерении плотности антифриза по таблице, представленной ниже. На ней отчетливо видно, какая должна быть плотность антифриза, чтобы он не замерзал при различных отрицательных температурах.

Как определить поддельный антифриз

При покупке определить «неправильный» антифриз практически невозможно, даже с помощью ареометра. В последнее время мошенники активно используют для разбавления с водой и создания «антифриза» кислоты, сахар, соль, вместо необходимого этиленгликоля. Соответственно, при измерении таких смесей ареометром, их плотность будет находиться на правильном уровне.

Проблема в том, что поддельный антифриз, в отличие от настоящего, быстрее теряет свойства во время работы. То есть, достаточно ему несколько недель поработать в цикле охлаждающей жидкости – постоянно нагреваясь и охлаждаясь, и он придет в негодность.

Чтобы убедиться в качестве антифриза, нужно изначально проверить его ареометром. Если показатель нормальный, жидкость можно залить в автомобиль и проездить на ней неделю. Через неделю нужно забрать ареометром из радиатора жидкость на анализ плотности:

  • Если показатель не изменился — все нормально;
  • Если изменился незначительно – повторите проверку через неделю;
  • Если изменился сильно, нужно слить антифриз и залить новый.

Эксплуатация автомобиля на поддельной охлаждающей жидкости быстро приведет двигатель машины к выходу из строя.

(443 голос., 4,51 из 5)

Источник: https://okeydrive.ru/kak-proverit-kachestvo-antifriza-po-plotnosti/

Как проверить плотность тосола? — АвтоЖидкость

Такой показатель, как плотность охлаждающей жидкости, на практике применяется редко. Используется в основном при оценке ориентировочной температуры замерзания самостоятельно приготовленной ОЖ из концентрата или перед наступлением холодов, если в расширительный бачок по какой-либо причине доливалась вода.

Плотность тосола в зависимости от концентрации этиленгликоля

Тосол, если в двух словах, это отечественный антифриз. То есть жидкость с низкой температурой замерзания для системы охлаждения двигателя.

Состоит тосол из двух основных компонентов: воды и этиленгликоля. Более чем на 90% от всего объёма составляют именно эти жидкости. Остальное – антиокислительные, противопенные, защитные и другие присадки. Ещё в тосол добавляется краситель. Его назначение – указание температуры замерзания жидкости и индикация износа.

Плотность этиленгликоля составляет 1,113 г/см³. Плотность воды – 1,000 г/см³. Смешивание этих жидкостей даст состав, плотность которого будет находиться между этими двумя показателями. Однако зависимость эта нелинейная.

То есть, если смешать этиленгликоль с водой в пропорции 50/50, то плотность образовавшейся смеси не будет равной средней величине между двумя значениями плотностей этих жидкостей. Связано это с тем, что размер и пространственное строение молекул у воды и этиленгликоля различаются.

Молекулы воды несколько меньше, и они занимают место между молекулами этиленгликоля.

Для тосола А-40 средняя плотность при комнатной температуре равняется примерно 1,072 г/см³. У тосола А-65 этот показатель несколько выше, примерно 1,090 г/см³. Существуют таблицы, в которых расписаны значения плотности для тосола разной концентрации в зависимости от температуры.

В чистом виде этиленгликоль начинает кристаллизоваться примерно при –12 °C. При концентрации от 100% и до примерно в 67% этиленгликоля в смеси температура застывания движется в сторону минимума и достигает пика при –75 °C. Далее, с увеличением доли воды, температура замерзания начинает расти в сторону положительных значений. Соответственно, уменьшается и плотность.

Зависимость плотности тосола от температуры

Здесь работает простое правило: с понижением температуры плотность тосола увеличивается. Кратко разберём на примере тосола А-60.

При температуре, близкой к точке замерзания (–60 °C) плотность будет колебаться около значения 1,140 г/см³. При разогревании до +120 °C плотность тосола приблизится к отметке в 1,010 г/см³. То есть практически как у чистой воды.

От плотности тосола зависит и так называемое число Прандтля. Оно определяет способность охлаждающей жидкости отводить тепло от источника разогревания. И чем больше плотность, тем эта способность более ярко выражена.

Как проверить плотность тосола?

Для оценки плотности тосола, также как и для проверки плотности любой другой жидкости, используется ареометр. Желательно использовать специально предназначенный для замера плотности тосола и антифриза ареометр. Процедура измерения довольно проста.

  1. Наберите порцию исследуемой смеси в узкую глубокую ёмкость, достаточную для свободного погружения ареометра (большинство приборов комплектуется штатной колбой для замеров). Узнайте температуру жидкости. Удобнее всего проводить замер при комнатной температуре. Для этого предварительно нужно дать тосолу отстояться в помещении не менее 2 часов, чтобы он набрал комнатную температуру.
  2. Опустите ареометр в ёмкость с тосолом. Замерьте плотность по шкале.
  3. Найдите в таблице с зависимостью плотности тосола от температуры ваши значения. При определённой плотности и температуре окружающей среды может быть два соотношения воды и этиленгликоля.

В 99% случаев правильным будет то соотношение, где воды больше. Так как экономически нецелесообразно делать тосол на основе преимущественно этиленгликоля.

Технология замера плотности антифриза в плане самой процедуры не отличается. Однако применять полученные данные в плане оценки концентрации активного вещества для разных типов антифризов нужно по-разному. Это связано с различными химическими составами этих охлаждающих жидкостей.

Источник: https://avtozhidkost.ru/plotnost-tosola-a-40-a-65-tablitsa/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист
Как сбросить то на Шкоде

Закрыть