Сколько лошадиных сил в газ 52

Назад в блог Можете представить себе недоумение пятилетнего мальчишки, который, благодаря поддержке родителями его интереса к технике, с высоты своего возраста несколько самоуверенно полагал, что уже знает не только все марки и модели основной отечественной техники, но и разбирается в общем назначении многих машин, когда он впервые увидел странный, как ему тогда показалось, бензовоз, в образе пожарной машины, где от «пожарной» были только «трубы над бочкой» да «мигалка» на кабине? На вопрос отцу, мол, что это за машина, тот уверенно ответил: «Специальный пожарный «газон» для села». Столь авторитетный ответ не столько удовлетворил пытливого мальца, сколько разочаровал: привычные глазу пожарные машины выглядели куда интереснее

Именно так состоялось мое первое знакомство с этой «незнакомкой», что бы много лет спустя, узнать, из купленного по случаю «с рук» справочника, о ней намного больше, включая ее правильное название — АЦУ-10(52).

Главный герой

Согласно данным сборника официальных материалов и рекомендаций «Противопожарная техника и безопасность в народном хозяйстве», выпущенным издательством «Техника» (г.Киев) в 1971 году, автоцистерна АЦУ-10(52) выпускалась Хмельникским ремонтным заводом в Винницкой области Украинского республиканского объединения Совета Министров УССР Укрсельхозтехника на шасси грузового автомобиля ГАЗ-52 и предлагалась хозяйствам по оптовой цене 2650 рублей.

Закрученный сюжет

Не секрет, что справочники и другие специальные издания той поры (да и сейчас, к сожалению) часто изобиловали неточностями, что иногда здорово-таки мешало правильному представлению о том или ином автомобиле. Не стала исключением и указанная выше книга.

Размещенное в ней рисованное изображение автомобиля, которое тогда традиционно делалось с оригинального фото, год издания, модель шасси и значение колесной базы (3300 мм) в характеристиках — вот позиции, которые ставят свой вопрос: какой же именно вариант пожарного автомобиля выпускался в курортном городе Хмельник? Как известно, серийный выпуск шасси ГАЗ-52-04 с колесной базой 3300 мм был налажен Горьковским автозаводом в апреле 1975 года.

А до того, небольшими партиями были выпущены «короткие» бортовые ГАЗ-52Ф с форкамерным двигателем ГАЗ-510) (1959) и ГАЗ-52 с форсированным мотором ГАЗ-51 (1964). Доподлинно известно, что в начале 70-х годов, на ГАЗе выпускались «52-е» исключительно с базой 3700 мм. В вышеуказанном справочнике, кроме значения «короткой» базы, указан еще и соответствующий ей радиус разворота — 7,6 м.

Но если вдуматься в соотношения указанных параметров, возникает интересный вопрос: как при этом автомобиль с базой 3300 мм, может иметь длину 6340 мм и при этом гармонично выглядеть, если длина базового бортового ГАЗ-52-04 составляет 5708 мм, а, длина, к примеру, «родственных» бензовозов с базой 3700 мм — в пределах 6100-6200 мм? даже кронштейн, вместе с установленным на нем насосом НШН-600, не может прибавить почти 80 см к заявленной длине Краткий автомобильный справочник НИИАТ 1967 года, еще больше «закручивает» сюжет. Статья, посвященная ГАЗ-52-03, проиллюстрирована изображением «короткого» опытного шасси (на это, в частности, указывает способ крепления «запаски», как у ГАЗ-51А), но при этом на схеме — 3700 мм, т.е. значение нормального «газоновского» шасси. Среди особенностей использованного фото задний мост типа «банджо» (как на ГАЗ-53А и на ранних ГАЗ-52-04), в то время, как в нашем справочнике (фото в заглавии) виден разъемный картер моста «типа Timken».

Логично предположить, что конструкторскую до кументацию по АЦУ готовили на основании перспективной разработки. По не проверенным данным документацию на АЦУ делали в Балашихе, во ВНИИПО, а значит можно предположить, что тоже не «с пустого листа» начинали.

Дальнейшее «знакомство» с данными из исследуемого издания, ставит новые загадки. Согласно приведенным техническим характеристикам, заявленная мощность — 80 л.с., при известных 75 л.с. базового шасси. Что же это за значение? «Нетто»? «Брутто?» Без ограничителя? Вряд ли: при таком «тюнинге» двигатели типа ГАЗ-52 очень быстро выходили из строя. Но с другой стороны, мощность мотора почти совпадает с параметром ранее использованного форсированного — 85 л.с.

Одна из первых АЦУ-10(52) 1975 года на шасси ГA3-52-04.

«Когда колхозы были большими» АЦУ-10(52) 1978 года на шасси ГA3-52-04.

Машина и сегодня «в строю», но уже не колхоза.

АЦУ-10(52) 1978 на шасси ГA3-52-01 1974 года.
Рестайлинговая облицовка «третьего типа» — результат замены в процессе эксплуатации.

Кто есть кто?

Откуда же тогда в хозяйствах появлялись «длиннобазые» АЦУ-10(52), если согласно справочнику, модель должна быть «короткобазой»? Конечно, вполне логичным, особенно сегодня, выглядит предположение, что это результат эксплуатации. Но регистрационные документы на уцелевшие машины подтверждают выпуск до 1975 г. Можно было бы долго еще размышлять, что и как, если бы не обнаруженная информация, что в 1969 г.

Совет Министров УССР своим распоряжением организовал производство пожарных автомобилей упрощенной конструкции в город Хмельник. А это значит, что такому решению предшествовало, как минимум, наличие конструкторской документации и реального ранее собранного образца, на основе предсерийной модели нового семейства.

Но поскольку выпуск «утвержденной» базовой модели был в перспективе, а специализированные машины для защиты народного хозяйства от пожаров требовались уже, то пожарные надстройки начали монтировать на удлиненное шасси ГАЗ-52-01. При этом использовались не только новые автомобили, но и «давальческие» шасси, что позволяло удешевить их стоимость для конечного потребителя.

На первый взгляд, вид АЦУ-10(52) на удлиненном шасси вызывает ощущение некого дисбаланса: столько полезной длины просто пропадает! Но поразмыслив, можно с уверенностью сказать, что это продуманное решение. Грузоподъемность базового шасси составляет 2500 кг.

Простая арифметика показывает: учитывая, что «паспортные» 2200 л воды — это 2200 кг да «плюс» вес цистерны — вот и выходим, примерно, на расчетное значение грузоподъемности. Кроме того, именно такое размещение надстройки — ничто иное, как стремление достичь максимальной эффективности в распределении нагрузки на оси автомобиля.

«Короткий» вариант АЦУ-10(52) обладал своим неоспоримым достоинством: за счет меньшей базы и общей длины он был более маневренным, особенно в узких улочках. Несмотря на использования другого шасси, маркировка удлиненных АЦУ оставалась без изменений.

Выпуск АЦУ-10(52) продолжался до 1980 года, после чего завод перешел к выпуску более совершенной АЦУ на шасси 53А, способной вывозить к месту пожара 4000 литров воды.

Особые приметы

В конструкции АЦУ-10(52) использована сварная цистерна эллиптического сечения, прикрепленная к раме при помощи стремянок. Внутренняя поверхность цистерны покрыта каменноугольным лаком. Горловина цистерны имеет крышку с наливным люком. Для сообщения цистерны с атмосферой, в крышке есть специальное отверстие.

Подача воды в насос возможна через смонтированную в низу передней части цистерны трубу с задвижкой Ду-70 и соединительной головкой, через резинотканевый рукав (2)75 MM, который во время работы присоединяется одним концом к всасывающему патрубку насоса, а другим — к нижней трубе цистерны. Насос НШН-600 шестеренчатого типа в рабочем положении устанавливается на кронштейне, закрепленном к переднему бамперу автомобиля.

После работы насос с кронштейна снимается и укладывается в предназначенный для него ящик. Пожарно-техническое вооружение и принадлежности тоже размещаются в ящиках, расположенных по обеим сторонам цистерны, а часть оборудования размещается на специальных кронштейнах, приваренных к цистерне. Выштамповка на крышках ящиков ранних версий была в виде горизонтальной полосы, а более поздние варианты на шасси ГАЗ-52-04 получили уже свои крышки, с четырьмя выштамповками.

Если ранние версии АЦУ были окрашены в красный цвет, не имея никаких светосигнальных устройств, то более поздние версии вместе с новой цветографической схемой были оборудованы «мигалкой» LBS-5 «Elektra» производства ПНР. 

Автомобильная вспышка LBS-5 “EI.EKTRA»
(Lampa Blyskowa Samochodova)

Технические данные: Напряжение: 12\/ Тип лампы: 12V-25W Потребляемый ток: 5,0А и 3,2А Частота вспышек: 2-4 Гц Температурный диапазон: от -20 до +50 ° С Рабочее положение: вертикальное Размеры: 250 x160 мм

Вес: 1,5 кг

Сегодняшние реалии

За все время производства, было выпущено около 1500 экземпляров АЦУ-10(52) с разными колесными базами, причем только за период с 1975 года по 1980 год, на шасси ГАЗ-52-04 произведено примерно 1200 машин.

Абсолютное большинство из них попали в колхозы и совхозы УССР, где со временем, были списаны, или после развала СССР, перейдя в частные руки — переоборудованные в более актуальные для развивающихся рыночных отношений бортовые грузовики и фургоны К настоящему времени, известно о существовании чуть более десятка АЦУ-10(52), которые и нынче в «боевом» состоянии.

А на территориях бывших хозяйств иногда «всплывают» «призраки» тех славных «АЦУшек»

«Полупризрачная АЦУ-10(52) 1973 года на шасси ГA3-52-01, Прикарпатье, 2008 год.

Всё еще на боевом посту.
АЦУ-10(52) на шасси ГA3-52-04 (1978), Волынь, 2013 год.

Еще одна АЦУ-10(52) на шасси ГA3-52-04 (1978), Крым, 2008 год.

Поиск информации про уцелевшие «пожарки» затрудняется еще тем, что в современных реестрах эти автомобили не всегда правильно обозначены: указано АЦУ-10(52), а на деле речь идет про пожарную версию на шасси «53-го».

На фоне вышесказанного интересен такой факт: в «Рекомендациях по организации пожаротушения в сельской местности» от 20.12.2000 года по ГПС МВД РФ, в перечне техники, найдено упоминание про АЦУ-10(52).

Появление новой масштабной модели АЦУ-10(52) на шасси ГАЗ-52-04 от “DiP models Ltd.” тоже, по-своему, способствует сохранению этой части ушедшей истории.

2015 Н. Братащук
Иллюстрации из личной коллекции автора.
В статье использованы материалы А. Говорухи и Д. Дементьева.

Статьи Николая Братащука DiP Models Новости сайта

Источник: https://adler-m.ru/blog/detetktiv_uproshchennoy_konstruktsii/

Сколько весит газ 52 — Спецтехника

Сколько лошадиных сил в газ 52

Выпуск первых среднетоннажных автомобилей ГАЗ-52 начался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1958 году. Изначально планировалось, что двигатели ГАЗ-52 будут с форкамерно-факельным зажиганием, завод установил их на первые модели ГАЗ-52Ф. Однако моторы оказались капризными, имели множество проблем с запуском и эксплуатацией.

Преодолеть их не удалось, от этой идеи пришлось отказаться. В следующем году производство было прекращено, с завода вышла лишь опытная партия. В результате на машине стали устанавливать проверенный временем двигатель от ГАЗ-51А, являвшийся прототипом.

Массовый выпуск машин начался в 1966 году и продолжался до 1989 года.

Этот период официально считается временем изготовления модели. За эти годы с конвейеров завода сошло 1 006 330 автомобилей этой модели в различных модификациях. Грузоподъемность ГАЗ-52 составляла 2,5 тонны, как и у прототипа.

Цветовая гамма в первые годы выпуска была представлена в двух вариантах — песочном и защитном (хаки), впоследствии добавились и другие.

Вернуться

Основные отличия ГАЗ-52

На мотор ГАЗ-52 устанавливался двухкамерный карбюратор К-126И, это было единственным отличием от прототипа, в остальном конструкция не изменилась. С рычага КПП исчезла «собачка» фиксатора, предохранявшего от случайного включения задней передачи.

Так выглядит карбюратор К-126

Вместо него, устанавливалась пружина, для преодоления ее сопротивления приходилось прилагать повышенное усилие при перемещении рычага КПП в положение «задний ход». Сама коробка передач получила синхронизаторы на 3 и 4 передачах. Изменилось крепление рессор, появились резиновые подушки, уменьшающие усилия кручения на основных листах.

Долговечность такой подвески возросла, упростилось техническое обслуживание. Был внедрен новый задний мост, в котором размещался кулачковый дифференциал, улучшивший проходимость автомобиля. После 1978 года модификация ГАЗ-52-01 получила гипоидную главную передачу вместо конической.

У ГАЗ-52 появилась новая кабина, капот и оперение, сильно изменившие внешний вид, автомобиль имел сходство с американскими грузовиками тех лет. Эти же элементы устанавливались на ГАЗ-53, более мощный грузовик с грузоподъемностью в четыре тонны, выпускавшийся параллельно.

Классический грузовик ГАЗ 52

Автомобили были так похожи, что определить, какая именно модель перед тобой, было непросто. Но различия имелись, например, цвет облицовки радиатора ГАЗ-52 совпадал с окраской кабины, а у ГАЗ-53 всегда ставилась только белая. Диски колес ГАЗ-52 имели шесть отверстий для вентиляции, а ГАЗ-53 — только три. Были и некоторые другие отличия.

Вернуться

Модификации

За время производства моделей ГАЗ-52 было выпущено множество различных вариантов. На конвейер попали далеко не все, многие модификации по разным причинам отклонялись после изготовления опытных образцов. Серийно выпускались модели на обычной базе (3,3 метра) и удлиненной (3,7 метра). Среди них были грузовики с деревянной платформой, седельные тягачи и шасси под установку фургонов, цистерн, и прочих.

Габаритные размеры ГАЗ 52

Расположение запасного колеса было различным: у седельного тягача оно крепилось вертикально за задней стенкой кабины, у прочих моделей — под кузовом в горизонтальном положении. С конвейеров завода сходили также «полуфабрикаты», оборудование для которых поставлялось другими предприятиями. Например, шасси ГАЗ-52-02, на который дополнительно монтировались коробка отбора мощности и гидронасос. Металлический кузов и прочее оборудование для него поставлял Саранский завод автосамосвалов.

В результате собирались самосвалы САЗ-3503 и САЗ-3504, применявшиеся в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях.

Широкое распространение получила модель ГАЗ-52-01, выпускавшаяся с 1966 по 1989 год. Это шасси на удлиненной базе 3,7 метра, на которое ставили промтоварные, мебельные, хлебные и другие кузова-фургоны, цистерны и бензовозов, ассенизаторский автомобиль, перевозки воды и прочие.

Внешний вид промтоварного грузовика ГАЗ-52-01

Машины использовались в основном для городских и пригородных перевозок.

Технические характеристики всех моделей ГАЗ-52 в основном совпадали. Вот основные данные ГАЗ-52-01:

  • Грузоподъемность, кг — 2500;
  • Длина/ширина/высота по кабине, мм — 6150/1965/2190;
  • Количество мест (включая водителя) — 2;
  • Вес, кг — 2300;
  • Наибольшая скорость, км/ч — 70;
  • Клиренс под задним мостом, мм — 245;
  • Расход бензина на 100 км, литров — 22;
  • Емкость бензобака, литров — 90.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как посмотреть сколько литров в баке Ларгус

Запчасти на грузовой автомобиль ГАЗ-52

Шасси ГАЗ-52-01 использовали также под салоны автобусов. Не меньшей популярностью пользовалась модель ГАЗ-52-04, выпускавшаяся с 1975 по 1989 год. Этот универсальный грузовик с открытым деревянным кузовом имел базу 3,3 метра, на него нередко устанавливали тент. Вместо обычной платформы, машину иногда оборудовали кузовом-фургоном.

Сфера применения модели весьма велика: доставка строительных и прочих грузов, перевозка людей, сельскохозяйственной продукции и так далее. Автомобиль использовался в городах и сельской местностях. На базе ГАЗ-52-04 создавались другие машины, например, такси с увеличенными по высоте тентами, тягачи для буксировки полуприцепов, автомобили с моторами, работавшими на газе и прочие.

Выпускались две модели в экспортном исполнении — для средних широт и тропиков. Технические характеристики ГАЗ-52-04 были такими же, как у ГАЗ-52-01. Заслуживает внимания ГАЗ-52-07. Машина производилась с 1974 года, являлась одной из модификаций ГАЗ-52-04, топливом для двигателя служил сжиженный газ. Стоимость авто была выше, но за счет уменьшения расходов на топливо разница достаточно быстро окупалась.

Газовый баллон (красного цвета) устанавливали на раме слева по ходу.

Варианты расположения газового баллона в грузовике ГАЗ 52

Дублирующим топливом был бензин А-76, переключатель видов горючего расположен рядом с местом водителя. Похожая модель ГАЗ-52-08 выпускалась с 1977 года, являлась одной из вариантов ГАЗ-52-01, то есть использовала удлиненную базу.

За время выпуска (23 года) изменений в конструкции ГАЗ-52 было немного. Мотор запускался с помощью педали, при нажиме на которую шестеренка стартера (бендикс) вводилась в зацепление с венцом маховика, одновременно замыкались контакты пускового реле, соединяя аккумулятор со стартером.

Такой механизм стоял на большинстве выпущенных авто. Позднее появилось более современное втягивающее реле, приводившееся в действие поворотом ключа зажигания (часто ставилось на ГАЗ-52-01). В тормозную систему добавили вакуумный усилитель, некоторые изменения произошли в конструкции мотора.

Вместо двух фильтров, в системе смазки стали устанавливать один, пропускавший весь масляный поток.

Регулировка карбюратора грузового автомобиля ГАЗ-52

Вернуться

Двигатель

Изначально ГАЗ-52 использовался с тем же мотором, который был и на прототипе ГАЗ-51А.

Двигатель на ГАЗ 52

Двигатель надежный, простой по устройству и обслуживанию. Его основные технические характеристики:

  • Тип — рядный, шестицилиндровый;
  • Бензин — А-72, затем А-76;
  • Объем, литров — 3,48;
  • Степень сжатия — 6,2, затем 6,7;
  • Максимальная мощность, л. с. — 75;
  • Наибольший крутящий момент, кг*м — 21.

После модернизации в ГБЦ устанавливались свечи А11 (вместо М8), при этом уменьшились камеры сгорания, степень сжатия повысилась. В результате двигатель перешел на бензин А-76. Отличить новую головку блока несложно: на ней выбиты цифры «76», обозначающие октановое число топлива. У двигателя ГАЗ-52 имелась серьезная проблема — плохая смазка вкладышей шатуна.

К сожалению, в них предусмотрено лишь одно отверстие для масла, этого недостаточно для хорошей смазки трущихся поверхностей. Резко повышается износ вкладышей, особенно при повышении числа оборотов мотора, а для замены необходима разборка всего мотора. Интересную идею предложил на форуме один из владельцев автомобиля «ЗиМ» с двигателем от ГАЗ-52.

Водитель (Старый «зимист», как он себя назвал на форуме) сумел улучшить смазку вкладышей на своем авто и описал, что именно сделал. Он взял вкладыши от ЗИЛ-130, они хорошо подходят по размерам и выполнены из сплава стали и алюминия. В них прорезал канавки размером примерно 2 х 2 мм (затронут только слой баббита, он достаточно мягкий, сделать вырезы было несложно).

Смазка сразу значительно улучшилась, но снизилось давление в системе. Автор вставил проставку под масляный насос, то есть увеличил его высоту.

Так выглядят вкладыши от ЗИЛ 130

Все проблемы со смазкой вкладышей и давлением были решены, получился практически «неубиваемый» мотор ГАЗ-52. После переделок двигатель работал еще пять лет, машина прошла 200 тысяч километров, никаких неприятностей не было. Дальнейшая судьба мотора неизвестна, «ЗиМ» был продан. Повысить давление в системе смазки можно и иначе. Надо перебрать масляный насос и уменьшить зазоры между его шестернями — производительность и давление повысятся.

Система зажигания ГАЗ-52

Вернуться

Кабина и оперение

Внешний вид автомобиля начали разрабатывать задолго до появления первых опытных образцов. Решающее значение в создании нового облика авто отводилось кабине, капоту и оперению двигателя. С начала и до конца выпуска ГАЗ-52 эти элементы почти не менялись, такие же устанавливались и на более мощном ГАЗ-53. В цельнометаллической кабине размещались водитель и один пассажир.

Панорамное лобовое стекло без центральной стойки обеспечивало значительно лучший обзор (по сравнению с двумя плоскими лобовыми стеклами ГАЗ-51А, стоящими под углом друг к другу).

Боковые стекла опускались, форточки в дверях поворачивались, при движении поток воздуха можно было направить в любую сторону. К особенностям кабины следует отнести возможность обдува лобового стекла горячим воздухом из отопителя и установку вакуумных стеклоочистителей с приводом от специального насоса.

Внешний вид кабины газ 52

На автомобилях первых лет выпуска имелось только одно небольшое круглое зеркало слева (как у ГАЗ-51А), установленное на одинарном кронштейне. Крепление часто ослабевало из-за вибрации, зеркало смещалось и дрожало при движении. Впоследствии его заменили на овальное, размеры увеличились. Монтировать зеркало стали на тройном кронштейне, уменьшилась его вибрация. Такое же начали устанавливать и на правой стороне кабины, обзорность улучшилась.

На панели приборов ГАЗ-53 размещались указатели уровня бензина, температуры охлаждающей жидкости, давления масла, спидометр и амперметр. Имелись также контрольные лампочки аварийного давления масла, температуры воды, дальнего света и переключателя поворотов. Там же устанавливался и замок зажигания.

Приборная панель ГАЗ-52

В отличие от современных авто, панель была небольшая, но основную информацию водитель получал. Рядом находился небольшой ящик для вещей (бардачок). Переключатель поворотов устанавливался на рулевой колонке, что было значительно удобнее (на ГАЗ-51А он находился на торпедо, к нему приходилось тянуться).

В облицовке радиатора первых автомобилей фары располагались выше подфарников, в 1975 году их поменяли местами. А в 1984 году поворотники были перенесены ближе к крыльям, этот вариант производился до конца выпуска модели. Выпуск ГАЗ-52 прекращен в 1989 году, но старые автомобили продолжают работать, особенно часто их можно видеть в сельской местности.

Такая долговечность объясняется простотой конструкции и обслуживания, ремонт зачастую делается «на коленке», без сложных диагностических приборов и с минимальным набором инструментов. Свою роль играет и наличие запчастей, которые до сих пор можно приобрести через интернет. Там же есть и объявления о продаже автомобилей ГАЗ-52 с пробегом.

Если кому-либо хочется приобрести эту машину, найти подходящий вариант вполне возможно.

Источник: https://mzoc.ru/prochie/skolko-vesit-gaz-52.html

Технические характеристики ГАЗ-52

Сколько лошадиных сил в газ 52

Выпуск первых среднетоннажных автомобилей ГАЗ-52 начался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1958 году. Изначально планировалось, что двигатели ГАЗ-52 будут с форкамерно-факельным зажиганием, завод установил их на первые модели ГАЗ-52Ф. Однако моторы оказались капризными, имели множество проблем с запуском и эксплуатацией.

Преодолеть их не удалось, от этой идеи пришлось отказаться. В следующем году производство было прекращено, с завода вышла лишь опытная партия. В результате на машине стали устанавливать проверенный временем двигатель от ГАЗ-51А, являвшийся прототипом.

Массовый выпуск машин начался в 1966 году и продолжался до 1989 года.

Этот период официально считается временем изготовления модели. За эти годы с конвейеров завода сошло 1 006 330 автомобилей этой модели в различных модификациях. Грузоподъемность ГАЗ-52 составляла 2,5 тонны, как и у прототипа.

Цветовая гамма в первые годы выпуска была представлена в двух вариантах — песочном и защитном (хаки), впоследствии добавились и другие.

Вернуться

Первые годы войны

Незадолго до начала  Великой Отечественной войны молодая Валентина Шульгина окончила Томский медицинский институт. Полученные знания она стала применять, работая сельским врачом. Тогда Валентина еще не могла представить, что лечить людей и спасать жизни ей придется не только в тихой сельской местности.

Как и большинство советских граждан, о том, что немецкие войска напали на Советский Союз, Валентина узнала из сообщения по радио. Вскоре фашисты захватили значительную часть территории на западе страны и стремительно приближались к столице – Москве.

Валентину Шульгину вместе с другими врачами и медсестрами вызвали в военкомат и поставили на учет. 24 августа 1942 года ее направили из Томска в город Омск, где формировались дивизии из выпускников танкового, пехотного и артиллерийского училищ. Ее назначили командиром санитарного взвода.

Фото : из личного архива Валентины Шульгиной

Валентина Шульгина

В подчинении Валентины Шульгиной был 21 человек. После двухнедельного пребывания в Омске взвод Шульгиной эшелоном был отправлен в Сталинград. Однако оружия у них тогда практически не было за исключением одного пулемета «Максим» и одной винтовки.

Санитарный взвод подошел на передовые позиции, где его передали в подчинение армии Василия Чуйкова.

«Немцы к тому времени уже заняли Харьков, Ростов, Воронеж и подошли к самому Сталинграду. Уже шло контрнаступление на Сталинград и на Кавказ. У нас было вооружение такое: лошади везли пушки, винтовки со штыком и пулеметы «Максим». А у немцев была такая техника, что нам и не снилась. Мы заняли оборону, начались кровопролитные бои. Немцы бросались в бой по 14-15 раз в день. Я за один день вынесла 120 раненых, а был приказ выносить с поля боя не только раненых, но и их оружие», — вспоминает ветеран.

Несмотря на все усилия защитников, немцы сумели прорвать оборону и войти в Сталинград. «Они заняли Мамаев курган, сделали там огневые точки, оттуда просматривалось все. Плыла наша баржа, на которой были лошади, пушка и так далее, немцы как ахнули — не стало ни баржи, ни лошадей, ни пушки. Все-таки мы смогли переправиться по реке на другой берег», — рассказывает она.

Бои шли за каждый дом, за каждый клочок земли, из подбитых барж стало вытекать горючее, и Волга буквально начала гореть.

«Горели телеграфные столбы, вокруг не прекращались крики и стоны людей, и это продолжалось двести дней», — отмечает ветеран. После того, как к защитникам Сталинграда присоединилась армия Жукова и они получили в свое распоряжение «Катюши», ситуация стала меняться. 

Постепенно Красная армия стала готовиться к контрнаступлению, и уже 8 января 1943 года немецким войскам предъявили ультиматум, и несмотря на то, что часть противников начали сдаваться, основная масса отказалась это делать.

«Питание у нас было очень плохое, в основном сухарики и чай, а они очень хорошо снабжались, им самолеты сбрасывали еду. С 10 января начались ожесточенные и кровопролитные бои в Сталинграде, они продолжались 23 дня. Уже 2 февраля генерал Фридрих Паулюс вышел и сказал, что они сдаются», — рассказала Шульгина.     

Победа и приезд в Абхазию

Валентина Шульгина ездила на празднование 75-летия Победы в Сталинградской битве в 2018 году. Сейчас это цветущий и красивый город, а сразу после его освобождения там не было ни одного уцелевшего дома – все было разрушено.

После завершения Сталинградской битвы и полуторанедельного пребывания в освобожденном городе взвод был отправлен в Мичуринск на переформирование, после этого Валентину Шульгину направили на Курско-Орловскую дугу.

«В нашем взводе мало кто уцелел, в Мичуринске мы получили пополнение и бросили нас на Курско-Орловскую дугу, потом была Белоруссия, Польша, Венгрия, Чехословакия, Кенигсберг. Мы только пришли в Кенигсберг, тут же получили приказ идти на Берлин, там погибло очень много наших солдат. Победу объявили 9 мая, но немцы еще дней 20 стреляли в нас, они засели в домах и вели огонь, но наши постепенно их вычистили. На Рейхстаге есть моя надпись, чем очень горжусь», — рассказывает ветеран.

Окончательно разгромив врага, дивизии стали отправлять домой, этого ждал и взвод Шульгиной.

«Всех демобилизуют, а  мы сидим и ждем, когда же нас отправят, вдруг нас ночью погрузили в теплушки и повезли куда-то. Пока нас не довезли до Киева, мы не знали, куда направляемся, после нас привезли в Читу а затем на Японию. Я прошла всю войну в Японии и была до 1954 года в Порт-Артуре, я гвардии-лейтенант медицинской службы», — рассказала Шульгина.

Она работала на подводных лодках у берегов Японии, там она и познакомилась со своим будущим мужем.

«Мой муж был подводником-атомщиком. Из-за отсутствия должной защиты на подлодке он заболел, и мы приехали в Абхазию. Здесь нам построили домик и мы стали жить», — сказала она.

После Валентина Шульгина окончила Московский финансовый университет и много лет проработала в Абхазии бухгалтером. За мужество, проявленное в боях за Сталинград, Валентина Ефимовна награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды за Курско-Орловскую битву.

Стихи о войне

Валентина Ефимовна после Победы в Великой Отечественной войны стала писать стихи, посвященные тяжелым годам, в них она вспоминает своих боевых товарищей, тех, кто не вернулся домой к своим близким, раскрывает о многих событиях, которые произошли тогда.

Скажите всем, но пусть не знает мать,Скажите всем, друзьям, жене и близким,Но пусть никто не вздумает матери сказать,Убитых спрячьте списки.Не говорите матери, она,Все равно она такому не поверит,Она всегда ждала и будет ждать,И боль ее страдания не умерит.А коль поймет, что сына нет в живых,Упрячет взор в тоске неумолимой,И вздрогнет мир о том, что я погиб,

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличается снаряженная масса от полной массы автомобиля

Скажите всем, но только не ей любимой.

Как сейчас живет ветеран

Валентине Шульгиной 97 лет, она живет в том самом домике, в котором поселилась с мужем после приезда в Абхазию. Несмотря на свой солидный возраст, ветеран войны не забывает о физическом труде, каждый год разводит на своем участке огород. Ведение подсобного хозяйства для нее не вопрос выживания — это любовь к труду и желание быть в форме.

«Я уже посеяла фасоль, щавель, кинзу и петрушку, в саду у меня цветут цветы. Работаю немного, немного покопаю, потом отдыхаю, без движения нельзя, так как мне уже 97 лет», — говорит она.

Ветеран расстроена тем, что в этом году из-за карантина она не сможет поехать в Москву на празднование Дня Победы.

«Я получила пригласительную от Владимира Путина, теперь парада не будет, в этом году будем отмечать в семейном кругу. Перед очередным юбилеем вспоминаю события войны, вчера показывали документальный фильм про взятие Берлина, я там была, моя подпись осталась на Рейхстаге», — говорит Шульгина.

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне ветеран написала стихотворение.

Победа! Юбилейные 75,Солидная по мирным меркам дата,А мы все возвращаемся назад,В победный, далекий 45-й.Люди, пережившие войну,Порой скупы бывают на беседу,Они иначе смотрят на весну,И по-иному празднуют Победу.Уже нельзя собрать однополчан,Чтобы в кругу с друзьями пообщаться,Они живут в границах разных стран,Им с родиной пришлось расстаться.Но отмечая славный День Победы,Почтим погибших памятью живых,Поднимем тост и за отцов и дедов,

За всех любимых, близких и родных

Валентина Шульгина – единственный в Абхазии живой участник Сталинградской битвы. По случаю 75-й годовщины великого сражения в 2018 году ветерана лично поздравил президент России Владимир Путин.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20200502/1030030407/Odna-iz-poslednikh-vyzhivshikh-istoriya-zhitelnitsy-Abkhazii-zaschischavshey-Stalingrad.html

Вес газ 52 бортовой – ГАЗ-52: технические характеристики — Тюнинг ВАЗ -Ремонт автомобилей своими руками

Сколько лошадиных сил в газ 52

По российским дорогам до сих пор колесят грузовые автомобили, бывшие когда-то гордостью советского автопрома. Одним из них является самосвал ГАЗ 52. Несмотря на то что его выпуск завершился в 1989 году, эта машина не сдает своих позиций. Она является незаменимым помощником сельских жителей и небольших компаний, которым не по карману покупка дорогого грузовика.

Общие сведения о 52 модели

ГАЗ 52 – это двухосный грузовик, отличающийся небольшой грузоподъемностью. В кузове этой модели самосвала можно перевозить грузы весом не более 2,5 тонн. Но этот недостаток не помешал автомобилю несколько десятилетий занимать позиции лидеров автопрома. Именно этот небольшой грузовичок составлял львиную долю автопарка грузовых авто в России и бывших союзных республиках.

По сей день грузовики ГАЗ 52 часто встречаются в тех населенных пунктах, где дорожное покрытие не отличается высоким качеством, либо дороги вовсе отсутствуют. Наряду с низкой стоимостью, грузовики ценятся за надежность, хорошую проходимость и возможность беспроблемной замены деталей.

Конструктивные особенности автомобиля

Кузов самосвалов 52 модели, вне зависимости от их модификации, снабжался задней разгрузкой. Облегчить выгрузку позволял откидной задний борт. Машины снабжались гидроцилиндром и шарнирно-рычажным подъемным устройством, которые отвечали за подъем кузова. Точно такие же механизмы ранее устанавливались на грузовики ГАЗ-93.

Габариты ГАЗ-52

Изначально на автомобиль устанавливался 6-цилиндровый рядный двигатель, изготовленный по типу карбюраторного ГАЗ-11. Двигатель работал на бензине А-72, а в дальнейшем — А-76.

Мотор ГАЗ-52

Автовладельцам он сразу не полюбился, и этому есть несколько причин. заключалась в невозможности развивать скорость более 70 км в час. Самосвал мог ехать и быстрее, но малейшее превышение скорости приводило к выходу из строя силового агрегата.

Именно поэтому в конце прошлого столетия на 52 модель ГАЗ стали устанавливать дизельные двигатели, которые пришлись по душе всем без исключения автовладельцам.

Коробка передач также была позаимствована у более старой модели ГАЗ-51А. Она оснащалась прямозубыми шестернями и не имела синхронизаторов. Но есть модели, оснащаемые короткозубыми шестернями с синхронизаторами на 3 и 4 передачах. Также машина снабжалась гипоидным задним мостом с передаточным числом 6,83.

Характеристики ГАЗ 52

На самосвалы ГАЗ 52 устанавливалась усиленная версия двигателя от 51 модели. Он более мощный, а его поршни выполнялись из высококачественного сплава, состоящего из алюминия и кремния. Другие детали двигателя также были усовершенствованы.

Продольный и поперечный разрезы двигателя ГАЗ-51

В цельнометаллической кабине установлено сиденье-диван, на котором помещаются 2 человека – водитель и пассажир. Лобовое стекло у машины ГАЗ 52 панорамное, обеспечивающее отличный обзор.

Первоначально автомобиль оснащался маленькими круглыми зеркалами. В дальнейшем модель ГАЗ 52 оснастили увеличенными зеркалами овальной формы. Обогрев лобового стекла обеспечивается теплым воздухом, поступающим из системы отопления. Его хватает для того, чтобы стекло быстро оттаяло даже в самые сильные морозы.

Вакуумные очистители стекол, работающие от специального насоса, прекрасно справляются с очисткой лобового стекла, обеспечивая качественный обзор в любую погоду.

На приборной панели размещены датчики, информирующие водителя о состоянии самосвала. Взглянув на них, можно оценить уровень топлива в топливном баке, температуру охлаждающей жидкости, давление масла. Здесь же располагаются спидометр и амперметр. На рулевой колонке расположены переключатели поворота и дальнего света.

В цифрах технические характеристики самосвала ГАЗ 52 выглядят следующим образом.

Характеристики Показатели
Грузоподъемность 2,5 т
Максимальная масса груженого кузова 2,5 т
Снаряженная масса 2,52 т
Полная масса 5,17 т
Колесная формула 4х2
Количество цилиндров 6
Диаметр цилиндров 82 мм
Ход поршня 110 мм
Тип силового агрегата карбюраторный
Мощность двигателя 75 л. с.
Объем 3,48 л
Степень сжатия 6,2/6,7
Максимальный крутящий момент 21 кГм
Масса двигателя 306 кг
Объем топливного бака 90 л
Расход топлива 20 л на 100 км

Заключение

Самосвал ГАЗ 52 – это поистине долгожитель. До сих пор можно приобрести автомобиль, который не только на ходу, но и находится в хорошем состоянии. Этот автомобиль является настоящим спасением для людей, которым приходится часто транспортировать грузы.

Источник: https://tuning-vaz2106.ru/raznoe/ves-gaz-52-bortovoj-gaz-52-texnicheskie-xarakteristiki.html

Советский грузовик-среднетоннажник ГАЗ 52

История одного из крупнейших предприятий российского автомобилестроения, Горьковского Автомобильного Завода, расположенного в Нижнем Новгороде, насчитывает уже более 80 лет.

За это время конструкторами было создано более 40 базовых моделей грузовых и легковых автомобилей, а также огромное количество их модификаций для гражданских и военных нужд. И в наши дни, и в середине прошлого века машины, сходившие с заводского конвейера были обречены на популярность.

А как иначе объяснить то, что давно снятые с производства, они до сих пор успешно эксплуатируются на всей территории постсоветского пространства и даже за её пределами?

Как все начиналось

Третье поколение среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ было представлено несколькими моделями грузоподъемностью от 1,2 до 4,5 тонн.

Необходимость создания мало- и среднетоннажных грузовиков была обусловлена насущной потребностью страны, в которой полным ходом шло восстановление народного хозяйства, разрушенного во время войны и активное строительство городов.

Автомобилей для работы в городской среде катастрофически не хватало, не развиты были и грузоперевозки в составе автопоездов.

В связи с этим, перед конструкторами советских автозаводов была поставлена задача – разработать проект грузовика (-ов), в первую очередь, предназначенных для развозных перевозок в городе и в селе. Группа нижегородских инженеров под руководством А.Д.

Просвирина начала работу над созданием новой модели – ГАЗ 52 грузоподъемностью 2,5 тонн на основе ГАЗ 51 А, выпускавшегося с 1955 года. Впоследствии усовершенствованная модель успешно заменила собой предшественника.

От него новинка отличалась кабиной, дизайн которой во многом был схож с американскими грузовиками 50-х годов.

В то время никто и не мог и предположить, что эта конструкция останется востребованной на протяжении более 30 лет. Разработанная для ГАЗ 52 цельнометаллическая кабина, имеющая капотную компоновку, была оснащена улучшенным ветровым стеклом.

По сравнению с V-образным с плоскими стеклами, которое устанавливалось на ГАЗ 51А, новое стекло обеспечивало водителю панорамный обзор. Кабина была рассчитана на двух человек.

Что касается её внутреннего комфорта, то конструкторы добавили отопительное устройство, которое позволяло включать обдув ветрового стекла, стеклоочистители вакуумного типа, работавшие от специального насоса и новые стекла на боковых дверях, с возможностью опускаться/поворачиваться.

Особенности кабины ГАЗ 52

Новая кабина должна была стать унифицированной для всех капотных грузовых автомобилей ГАЗ, внешние отличия проявлялись лишь в некоторых деталях. Об этом знали далеко не все, поэтому многие часто путали модели ГАЗ 53, с которым, кстати, унифицирована база и большая часть основных узлов машины, и ГАЗ 52. Первые автомобили этого семейства по дизайну были схожи с ранними ЗиЛами: подфарники располагались внизу, фары – строго над ними.

В 1975 г. было решено несколько модернизировать внешний вид кабины, в связи с чем подфарники были перемещены наверх, а внешний вид решетки радиатора напоминал «улыбку». Начиная с 1984 года, облицовка радиатора грузовиков претерпела очередные изменения — её отверстия стали были вытянутыми, а поворотники были смещены каждый к своему краю.

В таком виде автомобили сходили с конвейера вплоть до 90-х годов, когда им на смену пришли обновленные ГАЗы-3307.

Основными цветами, в которые окрашивались кабины грузовиков ГАЗ 52, были песочный и защитный хаки. На рубеже 60-х и 70-х годов цветовая гамма пополнилась такими вариантами, как «морская волна» и «кофе с молоком». В 1978 году появились машины с кабиной голубого цвета.

В этом же году на крыше кабины появились штампованные ребра жесткости, по которым многие и различали 52-ю и 53-ю модели. Отличались и колесные диски этих двух машин: резина ГАЗ 52 была более узкой, а вентиляционных отверстий было 6, у ГАЗ 53 же отверстий этих было три и расположены они были под углом 120°.

Но все-таки, несмотря на небольшую разницу во внешних деталях, основным отличием между этими двумя моделями был двигатель.

Технические характеристики

На «пятьдесят второй» изначально планировалось установить силовой агрегат, созданный на основе 70-сильного карбюраторного шестицилиндрового двигателя, которым комплектовали ГАЗ 51А. Однако установка этого мотора вызывала ряд проблем: при увеличении его мощности с 70 до 90 л.с.

, его эксплуатация оказывалась абсолютно неэкономичной. Увеличить мощность мотора можно было, увеличив его степень сжатия.

Так, благодаря совместной работе конструкторов и ученых, в начале 60-х годов был создан новый двигатель, который впоследствии стал основой для более современных 8-цилиндровых агрегатов.

Двигатель ГАЗ 52, сходивших с заводского конвейера с 1958 по 1959 гг., был форкамерно-факельным (ГАЗ 51Ф). Карбюратор рабочим объемом 3,4 литра имел мощность 85 л.с. Он позволил значительно повысить динамические качества автомобиля и одновременно снизить расход топлива. Первая опытно-промышленная партия грузовиков ГАЗ 52Ф была представлена бортовыми машинами с базой 3 300 мм и грузоподъемностью 2,5 тонны.

Кроме нового двигателя, машины получили новую, более надежную и бесшумную КПП. Четырехступенчатая (4 передних + 1 задняя передачи) коробка ГАЗ 52 имела синхронизаторы на 3-й и 4-й передачах.

Рессорная подвеска колес также была усовершенствована. Измененное крепление концов рессор, которое теперь осуществлялось с помощью специальных резиновых подушек, позволило максимально освободить основные листы от усилий, возникающих при скручивании рессор. В свою очередь, техническое обслуживание грузовика стало более простым, а ремонт не таким частым.

Для того, чтобы улучшить проходимость автомобиля на не очень качественном или скользком дорожном покрытии, конструкторы разработали принципиально новый для советского автомобилестроения задний мост с кулачковым дифференциалом. Благодаря ему ГАЗ 52 более уверенно проходил сложные участки дороги и, в целом, был более устойчивым, чем его предшественники.

Основные модификации популярного советского грузовика

Вообще, модельный ряд этой серии был представлен огромным количеством модификаций. Так, в 1966 г. начался выпуск шасси ГАЗ 52-01 с увеличенной до 3 700 мм колесной базой, которое использовалось для создания автобусов и других специализированных транспортных средств. С конвейера это шасси сходило более 20 лет, последние образцы были выпущены в 1989 году.

Параллельно с 1966 по 1989 годы было налажено производство шасси ГАЗ 52-02, ставшее основой для самосвалов ГАЗ-САЗ. ГАЗ 52-03 был максимально унифицирован с более тяжелым ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 тонны, «забрав» от него раму, кабину и более вместительную платформу, правда, с уменьшенной высотой бортов. Двигатель же, впрочем как и остальные основные узлы, этому автомобилю достался от ГАЗ 51А.

Достаточно популярной в советское время стала модификация ГАЗ 52-04 (годы производства 1975 – 1989 гг.) с базой 3 300мм. Размеры этого грузовика (д х ш х в) были 5 708 х 2 200 х 2 150 мм. Модель явилась тандемом шасси ГАЗ-51А, но с более компактным кузовом, и кабины ГАЗ-53А.

При этом 75-сильный двигатель также было решено оставить от предшественника – «пятьдесят первой» модели. На основе этой модификации было создано грузовое такси, получившее индекс 52-05.

Седельный тягач этого семейства, выпуск которого осуществлялся с 1977 по 1985 годы, назывался ГАЗ 52-06.

В конце 1976 года конструкторами нижегородского завода была разработана модель ГАЗ 52-07, которая работала на сжиженном газе. Она комплектовалась 73-сильным двигателем. В 1977 году появились ГАЗ 52-08 и ГАЗ 52-09 – модификации ранее созданных версий, двигатель которых также работал на сжиженном газе. Кроме того, Горьковский завод выпускали экспортную и тропическую версии автомобиля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли использовать бустер в машине

Технические характеристики ГАЗ 52, несмотря на большое количество модификаций, были схожи у всех автомобилей этого семейства горьковских грузовиков. В основном, они комплектовались 6-цилиндровым 4-х-тактными двигателями мощностью 75 л.с. Расход топлива составлял 17 литров / 100 км. Топливный бак вмещал до 90 литров горючего.

Мотор этого грузовика доставлял немало проблем водителям – они считали его слабым и ненадежным. И не зря. Максимальная скорость, которую мог развивать автомобиль была 70 км/час, при любых попытках превысить её, двигатель попросту не выдерживал нагрузок и ломался.

Что только не делали народные автоумельцы, чтобы отодвинуть дату очередного ремонта. Уже в 90-х годах появились ГАЗ 52, работающие на дизеле.

Многие автолюбители стали переделывать своих «рабочих лошадок», ставя на них более дешевые в эксплуатации дизельные силовые агрегаты.

Несмотря на что, производство грузовых автомобилей этой модели было прекращено уже более 20 лет назад, тысячи машин до сих пор колесят по дорогам нашей страны, и купить на вторичном рынке ГАЗ 52 с пробегом не составляет никакого труда. Средняя цена грузовиков – 100 – 200 тыс.

рублей. Машины, нуждающиеся в ремонте, стоят еще дешевле – 30 – 70 тыс. рублей. Так что, если есть желание, время и силы, можно заняться «приведением в порядок» видавшего виды грузовичка. Благо, запчасти на ГАЗ 52 найти нетрудно, да и заменить их при необходимости можно на аналогичные.

Источник: https://promplace.ru/gruzovye-avtomobili-staty-i-obzory/gaz-52-1355.htm

ГАЗ-52 — самосвал-долгожитель

В СССР выпускалось огромное количество разнообразной техники, которая продолжает активно использоваться и в наши дни. Одним из представителей является самосвал на базе грузовика ГАЗ-52. Его часто можно встретить с сельской местности, так как он остается одним из самых дешевых.

Самосвал ГАЗ 52

ГАЗ 52 представляет собой двухосный грузовой автомобиль с довольно скромной грузоподъемностью в 2,5 тонны, а с учетом установки самосвального оборудования и того меньше.

Однако машина и её различные модификации в прошлом составляли больше половины всего парка грузовых авто в СССР, а позже и в России. Даже сейчас часто можно встретить эти рабочие лошадки, особенно в селе.

Свою репутацию они заслужили за хороший тяговитый двигатель, крепкое шасси, унифицированность деталей, а также за превосходную надежность.

Из-за почтенного возраста, замены многих деталей, а также не самого лучше технического состояния, довольно легко перепутать самосвалы ГАЗ 52 и ГАЗ 53.

Причиной этому стало так же и то, что конструирование машины сильно затянулось и уже на подходе была следующая модель, однако производство всех деталей освоить не успели. Из-за этого ГАЗ-52 получил часть деталей от более ранней машины ГАЗ-52, а часть от новой модели.

Конкретно под самосвалы применялось шасси с маркировкой ГАЗ-52-02, которое послужило основой для сельскохозяйственной машины САЗ-3503 и для строительной САЗ-3504. Последняя модель имела несколько меньшую грузоподъемность и полезный объем.

Фото самосвала ГАЗ-52

Машину изначально делали максимально унифицированной с моделями ГАЗ-51 и ГАЗ-53. Это обусловлено не только желанием помочь покупателю в дальнейшем ремонте, но и более простым производством.

В результате кабина, оперение, некоторые элементы конструкции рамы и кузова, подвеска, КП, электрооборудование, амортизаторы и рулевое управление взяли с 53 модели. Задний мост, колеса, а также двигатель были взяты с устаревшей модели 51А.

Именно эти узлы подвергаются наиболее частым заменам, из-за чего современные 52 модели по факту являются 53-ми.

Конструктивные особенности

Вне зависимости от предназначения самосвала, они имели заднюю разгрузку с откидным задним бортом, а подъем осуществляется гидроцилиндром и шарнирно-рычажным подъемным устройством, который был позаимствован с машины ГАЗ-93.

Двигатель используется шестицилиндровый рядный, основой для которого послужил довоенный образец карбюраторного ГАЗ-11. В народе силовой агрегат не любили по многим причинам.

Максимальная скорость достигала 70 км/час, а малейшее её превышение могло вызвать серьезную поломку. А примерно в 90-е годы, когда на модель стали устанавливать дизельные двигатели, многие автовладельцы начала ставить их и на свои самосвалы.

КП устанавливалась от более старого авто ГАЗ-51А с прямозубыми шестернями и без синхронизаторов. Также можно найти и короткозубые модификации с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Задний мост применялся гипоидный, а его передаточное число равнялось 6,83.

Схема самосвала ГАЗ-52

Примечательно то, что модификация ГАЗ-52-02 имела более короткую базу, которую делали из лонжеронов с меньшим сечением. Несмотря на общую кабину с 53 моделью, они немного отличались. Во-первых, радиатор выкрашивался в цвет кузова, и лишь на поздних модификациях красился в белый цвет. Во-вторых, решетка радиатора была уже за счет того, что использовался рядный двигатель. Над решеткой радиатора имелись небольшие отверстия. Место крепление оптики также отличалось формой.

Технические характеристики и руководство по ремонту ГАЗ-52

Коммерческий грузовой автомобиль ГАЗ-52 представляет собой гибридную машину, построенную с использованием узлов и агрегатов грузовика ГАЗ-53 и двигателя от ГАЗ-51. Получившаяся автомашина имела упрощенную конструкцию и сниженную себестоимость, продержалась на конвейере до второй половины 1993 года. Суммарный выпуск превысил 1 млн экземпляров.

Устройство и характеристики

Горьковский автомобильный завод выпускал несколько модификаций машины, отличавшихся длиной колесной базы и навесным оборудованием. В основе всех автомобилей находится рама, мосты оснащены рессорной зависимой подвеской, спереди используются гидравлические амортизаторы. Сзади применены дополнительные листы, которые работают при увеличении веса нагрузки. Рама машин, имеющих базу 3700 мм, была позаимствована у грузовиков ГАЗ-53.

Грузоподъемность и другие ТТХ не зависят от длины базы. Все машины рассчитаны на перевозку 2500 кг груза и развивают скорость 70 км/ч. На автомобилях применяется 4-ступенчатая трансмиссия, оборудованная синхронизатором для 3 и 4 скорости. Переключение передач выполняется рычагом, расположенным на полу кабины.

Коробка допускает установку редуктора отбора мощности, предназначенного для привода дополнительного оборудования. Примером может быть насос, установленный на бензовозе. Для комплектации самосвального шасси применялась коробка с прямозубыми шестернями, лишенная синхронизатора.

На грузовиках встречались 2 разновидности заднего моста. На части машин применялся разъемный мост с конической главной парой. Реже встречалась конструкция с неразъемным картером, оснащенная гипоидной передачей. Особенностью конструкции автомобилей стали 6-оконные диски, размер колес составлял 7,50*20 (или 220-508). Тормозная система барабанного типа, оснащена гидравлическим приводом с вакуумным усилителем.

Бортовой кузов изготовлен из древесины, борта выполнены откидными. Водитель и 2 пассажира располагаются в закрытой металлической кабине, оснащенной панорамным ветровым стеклом. На грузовиках использовались 2 разновидности облицовки — с трапециевидным и прямоугольным оформлением прорезей вентиляции радиатора.

Габариты ГАЗ-52 и технические характеристики:

  • база — 3300 и 3700 мм;
  • длина — 5708 и 6395 мм;
  • дорожный просвет — 347 мм;
  • погрузочная высота — 1210 и 1280 мм;
  • полная масса — 5170 и 5465 кг;
  • вместимость топливного бака — 90 л.

Двигатель

На серийных автомобилях применялся рядный 6-цилиндровый мотор с нижним расположением клапанного механизма. При рабочем объеме 3485 см³ агрегат развивает мощность 75 л.с. при 2600 об/мин.

Конструкция головки цилиндров обеспечивает степень сжатия 6,7, которая предусматривает использование в качестве горючего бензина А-76. При этом нормативный расход топлива на 100 км пути составляет 20 л.

На машинах ГАЗ-52-01 с длинной базой и надстройкой типа фургон затраты горючего увеличивались на 2-3 л.

В устройство мотора входит 4-опорный коленчатый вал, для привода газораспределительного вала используется шестеренная гитара. Для смазки используется минеральное моторное масло, вместимость поддона составляет 7 л. Завод серийно выпускал модификации двигателя, предназначенные для эксплуатации на сжатом или сжиженном газе. Использование сжатого газа привело к падению мощности до 65 л.с., на сжиженном мотор развивает 73 л.с.

Из-за прекращения выпуска топлива с октановым числом 76-80 владельцы переводят мотор под 92 бензин. Для этого шлифуется головка, что позволяет увеличить степень сжатия. Другим способом увеличения компрессии является установка поршней от легкового мотора УЗАМ-412.

Также необходимо увеличить угол опережения зажигания, значение подбирается опытным путем. Проблемой является стойкость выпускных клапанов, поскольку на них догорает топливо, повышая температуру.

На таком двигателе следует избегать резких разгонов и раскрутки коленчатого вала до высоких оборотов.

Электрооборудование

Примененная на грузовике схема электропроводки состоит из 1 провода, в качестве отрицательного полюса используется рама и агрегаты. Рабочее напряжение — 12 В, источниками электрического тока являются генератор и свинцовая батарея емкостью 75А/ч. Генератор со встроенным выпрямителем установлен на двигателе, оснащен клиновым ременным приводом от коленчатого вала. Для ремонта и обслуживания цепей применяется цветная электросхема, которая менялась в процессе модернизации грузовика.

Обслуживание и ремонт

Автомобиль и агрегаты рассчитаны на проведение регламентного обслуживания через 1,5-2,5 тыс. км пробега. Дополнительное обслуживание проводится через каждые 7,5-12,5 тыс. км пути. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр узлов грузовика и выполнять доливку жидкостей.

Из-за простой конструкции ремонт двигателя ГАЗ-52 не требует специального оборудования и инструмента. Проблемой является отсутствие качественных запасных частей, поскольку выпуск моторов прекращен более 25 лет назад. Неисправное навесное оборудование оригинальной конструкции меняется на новое, позаимствованное у 8-цилиндровых моделей.

Как отрегулировать клапана

Регулировка клапанов осуществляется по алгоритму:

  • Довести поршень 1 цилиндра до верхней мертвой точки. Для определения точки используются метки и шарик, запрессованный в поверхность маховика. Необходимо совместить шарик и штифт, имеющийся на картере.
  • Демонтировать боковые защитные крышки механизма.
  • Настроить зазор в выпуске, который должен быть равен 0,28 мм. При этом необходимо придерживаться порядка регулировки — 1, 3 и 5 цилиндр. Для изменения расстояния используется вращение регулировочного элемента при ослабленной контргайке.
  • Не отпуская вала, настроить впускные клапаны, зазор составляет 0,23 мм. Порядок регулировки — 1, 2 и 4 цилиндр.
  • Сделать 1 оборот коленчатого вала и по аналогии настроить выпускные клапаны 2, 4 и 6 цилиндра. Затем отрегулировать впускные клапаны в 3,5 и 6 цилиндрах.
  • Затянуть контргайки и вернуть на место снятые крышки люков.

Как выставить зажигание

Для установки зажигания на ГАЗ-52-04 необходимо:

  • Поставить коленчатый вал в положение, соответствующее верхней мертвой точке в 1 цилиндре.
  • Демонтировать крышку с распределителя, снятого с двигателя.
  • Провести замер и отрегулировать зазор между контактами прерывателя.
  • Отвернуть крепление и сместить специальную пластинку до положения, отмеченного цифрой 0.
  • Провернуть ротор до положения, при котором пластина встанет напротив клеммы 1 цилиндра.
  • Установить корпус распределителя на штатное место. При этом выступ приводного вала должен войти в ответный паз, выполненный на деталях масляной помпы. Зафиксировать детали штатными креплениями.
  • Ослабить винт и повернуть корпус по часовой стрелке до момента замыкания контактов.
  • Выставить зажигание при помощи лампочки, подсоединяя ее к катушке зажигания и проводу, идущему к распределителю. Корпус фиксируется в точке, соответствующей началу включения нити.

Как настроить карбюратор

Регулировка карбюратора на ГАЗ-52-04 выполняется на прогретом моторе после тщательной настройки системы зажигания. В конструкции карбюратора используются 2 камеры, которые оснащены индивидуальными винтами холостого хода. При вкручивании деталей происходит обеднение смеси, при выворачивании — обогащение.

Перед началом настройки требуется завернуть до упора оба винта, а затем отпустить на 2 оборота. Затем выполняется запуск двигателя и производится настройка минимальных устойчивых оборотов при помощи дополнительного винта, являющего ограничителем хода заслонок. После этого поочередно вращают винты камер, добиваясь наибольших оборотов коленчатого вала. После получения одинаковых характеристик камер следует снизить обороты при помощи упорного винта блока заслонок.

Как регулируется сцепление

Для работы сцепления необходимо поддержание зазора в пределах 4 мм между кромками оттяжного рычага и выжимным подшипником. Данный размер обеспечивается при свободном ходе вилки и педали управления в пределах 6-7 и 35-45 мм соответственно. Замеры производятся на заглушенном двигателе. Если зазор уменьшен, то это приводит к повреждению элементов узла, который придется разбирать и ремонтировать.

Регулировка сцепления на ГАЗ-52-04 выполняется при помощи изменения длины штока, соединяющего рычаг выключения сцепления с выступом на педали. Для регулировки используется вращение специальной гайки. Одновременно рекомендуется проводить смазку подшипника при помощи поворота корпуса масленки на 1 оборот.

Отзывы владельцев и сколько стоит грузовик

Стоимость подержанных грузовиков модели 5204 начинается от 50 тыс. рублей. Установка дополнительного оборудования увеличивает цену машин. Так, версия ассенизатора обойдется покупателю в 150-180 тыс. рублей, аналогичную стоимость имеют топливозаправочные цистерны. Бортовые машины ранних выпусков, прошедшие реставрацию, могут стоить до 600-700 тыс. рублей. Такая техника является коллекционной, для повседневной эксплуатации не предназначена.

Александр, 35 лет, Тверь

В хозяйстве имеется бортовой грузовик, построенный на базе бывшего фургона ГАЗ-52-01, который используется для перевозки сельскохозяйственных грузов. Нижнеклапанный двигатель не любит высоких оборотов и перегрузки, требует регулярной очистки фильтров масляной системы. Для обеспечения стабильной работы необходима периодическая регулировка газораспределительного механизма. В остальном машина надежная, но комфорта в кабине нет.

Алексей, 39 лет, Уфа

На пасеке используется грузовик 5203, выпущенный в начале 80-х гг. Машина имеет отличную проходимость на штатной резине, которая обеспечивается нижнеклапанным мотором с малой частотой вращения вала. Раскручивать двигатель не рекомендуется, есть риск выхода из строя. Установлен карбюратор от Волги, который снизил расход топлива. Мотор не требует горюче-смазочных материалов высокого качества. Минусом является возраст, на кабине имеются многочисленные очаги коррозии.

Источник: https://specmahina.ru/gaz/52.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист