Что находится в коробке передач

Как автоматическая коробка передач поможет сэкономить деньги

Что находится в коробке передач

Компьютер, который вовремя выбирает за вас нужную передачу, тем самым сокращая потребление топлива – веская причина сказать до свидания механической коробке передач навсегда.

Давайте не будем себя обманывать. Конечно, вы можете быть уверены в том, что вы математический гений, но есть устройства, которые умнее вас, особенно когда речь идет о таких тонких расчетах. Если вы проводите достаточно много времени за рулём, если одна ваша рука постоянно находится на муфте, если вы хотите уменьшить затраты топлива – эта статья для вас!

Авторынок на сегодняшний день переполнен машинами, оснащенными компьютерами, которые выбирают за нас нужную передачу. Не подумайте, это не глобальный заговор против «механики», усилия производителей скорее нацелены на победу в войне с расходом топлива.

Истина такова: ручное переключение не всегда осуществляется в идеальное время. Когда это произойдёт – решает только водитель. И если смотреть правде в глаза, вовремя это сделает далеко не большинство. Прогресс тем временем внедряет новую формулу сокращения расхода топлива, и водитель в ней уже не является необходимой составляющей.

Развенчание распространенных мифов

В прошлом автоматические коробки передач рассматривались как пожиратели. Но это уже не так. Вы можете сэкономить реальные деньги, используя их, но для этого, как вы, наверное, догадались, вам придется следовать инструкциям производителя о замене трансмиссионной жидкости.

Автоматические коробки передач выбирают передаточное число в соответствии с данными, которые они получают о скорости движения автомобиля. Компьютер выбирает наиболее подходящую передачу всегда, тем самым постоянно регулируя эффективность и обеспечивая максимальную производительность двигателя. Это помогает производителям достичь экономии топлива. 

Постоянный прогресс и достижения в научной области сократили расход топлива у машин с автоматической коробкой передач на 10% по сравнению с механикой. Именно поэтому 50% всех транспортных средств, выпускаемых в мире в настоящее время, оснащены автоматической или полуавтоматической коробкой передач. И этот показатель продолжает расти.

Полуавтоматическая коробка передач

Это простая механическая коробка передач, которая включают в себя автоматизированную механическую коробку передач (AMT).

Также известные, как безмуфтовые механические коробки передач, они очень популярны в Европе и часто используются в автомобилях Alfa Romeo (Selespeed), Audi R8 (R-Tronic), BMW (SMG), Citroen / Peugeot (CMP), Fiat (Duallogic), Lancia (DFN) и Opel (Easytronic).

Они используют ту же трансмиссионную жидкость, как и для механических коробок передач, несмотря на то, что для автоматических коробок передач необходим другой продукт.

Автоматическая коробка передач

Традиционные автоматические коробки передач используют гидротрансформаторы. Компьютер использует гидравлическую систему для автоматического переключения передач.

Эти передачи требуют специальные смазочные материалы, такие как Dexron или Mercon; тип варьируют в зависимости от автопроизводителя. Замену жидкости необходимо производить примерно каждые 60 000 километров.

АКП могут иметь четыре, шесть, восемь передач, а иногда и больше. Они очень популярны в Соединенных Штатах, Японии и Южной Корее.

Бесступенчатая трансмиссия или вариатор(CVT)

Коробка передач, в которой два конуса, соединённые ремнем, непрерывно управляют гидравлическим вариатором для изменения скорости вращения и диаметра колбочки. Эта система используется в Audi (Multitronic S), Jeep и Dodge (AutoShift), Mitsubishi (6S-CVT), Subaru (E5-AT Sportshift) и Mercedes (Autotronic). Япония и Китай являются крупнейшими рынками, отдающими им свое предпочтение. Подбирать жидкости для них необходимо в зависимости от типапередачи.

Коробка передач с двойным сцеплением (DCT)

Такую коробку можно описать как две системы, слитые в одну. Режим переключения скоростей может быть полностью автоматизирован или, наоборот, отдан в руки водителю. Но тут на замену старой доброй ручке приходят удобные переключатели, которые обычно находятся на руле.

Этот тип передач завоевывает все большую популярность в Европе и Китае. Эту систему используют Volkswagen (DSG), BMW (DKG), Ford(PowerShift), Nissan (ATTESA E-TS), Volvo (Powershift) и Porsche (PDK).

Для таких коробок передач непригодна жидкость, которую используют для автоматических коробок, и наилучшим решением станет подбор жидкости вместе со специалистом.

Итак, если вы решили перейти на другой вид коробки передач ради экономии, помните, что специалисты Total советуют всегда использовать смазочные материалы премиум-класса, которые соответствуют требованиям вашего авто, и жидкость трансмиссионную выбирать стоит по тому же принципу.

Источник: https://www.totalms.kz/ru/transmissions

Акпп — автоматическая коробка передач

Что находится в коробке передач

Об автоматической коробке передач (в народе автомат) мечтают все девушки. Так как переключение скоростей происходит без участия водителя. Давайте рассмотрим АКПП в машине.

В автоматической коробке передач, в основном, имеются 4 передних и 1 задняя передача. Конкретные передачи выбираются автоматически, в зависимости от положения рычага селектора.

Диапазоны автоматической коробки передач

Когда ключ зажигания находится в положении ON (вкл), положение рычага селектора будет отображаться на приборной панели.

Р (парковка).

Устанавливать коробку передач в режиме Р (парковка) можно только после полной остановки автомобиля. В этом положении коробка передач блокируется, и передние колеса не могут вращаться.

Не пользуйтесь положением Р (парковка) как стояночным тормозом. Всегда провейте надежность фиксации рычага селектора в положении Р (парковка) и полностью включайте стояночный тормоз.

Переключение в положении Р (парковка) во время движения автомобиля может привести к поломке коробки передач.
Не пользуйтесь положением P (парковка) как стояночным тормозом.

R (задний ход).

Это положение для движения автомобиля задним ходом.

N (нейтраль).

Колеса и коробка передач разблокированы. Автомобиль, если не включен стояночный или рабочий тормоз, будет свободно катиться даже под малейший уклон.

D (движение).

Это обычное положение для движения вперед. Коробка передач будет автоматически переключаться в последовательности из 4-х передач, обеспечивая наилучший режим с точки зрения экономии топлива и мощности.

Для того, чтобы обогнать автомобиль или при движении на подъем, нажмите полностью педаль акселератора, что приведет к автоматическому переключению на более низкую передачу.

3 (третья передача).

Используется для буксировки прицепа во время подъема на склон или для торможения двигателем на спуске вниз.

При положении рычага “3” происходит автоматическое переключение между 1-й, 2-й и 3-й передачами. Это означает, что переключение на 4-ю передачу осуществляется при скорости автомобиля, превышающей определенное значение, чтобы предотвратить превышение допустимых оборотов двигателя.

Для возврата в нормальное положение следует перевести рычаг селектора в положение “D”.

2 (вторая передача).

Используется для движения по скользкой дороге, для преодоления подъема или торможения двигателем во время спуска вниз. При положении рычага селектора “2” происходит автоматическое переключение между первой и второй передачами.

Это означает,  что переключение на 3-ю передачу не осуществляется. Однако переключение на третью передачу осуществляется при скорости автомобиля, превышающей определенное значение, чтобы предотвратить превышение допустимых оборотов двигателя. Для возврата в нормальное положение следует перевести рычаг селектора в положение “D”.

L (пониженная передача)

Используется для движения на очень крутой подъем или для торможения двигателем на крутом спуске. Когда происходит переключение на пониженную передачу “L”, коробка передач будет работать в режиме второй скорости до тех пор, пока скорость движения не уменьшится достаточно для включения пониженной передачи.

Не превышайте скорость движения 50 км/ч на пониженной передаче. Из положения “L” можно включить только режим первой передачи. Тем не менее, переключение на вторую передачу выполняется, когда автомобиль превышает определенную скорость, и по мере роста скорости КПП будет переключаться до 3-й передачи, чтобы предотвратить превышение допустимых оборотов двигателя.

Система блокировки переключения передач

Для вашей безопасности в автоматических коробках имеется система блокировки переключения передач, которая не позволяет переключиться из положения “Р” (парковка) или “N” (нейтраль) в положение “R” (задний ход), если не нажата педаль тормоза. Чтобы переключиться из положений “Р” (парковка) или “N” (нейтраль) в положение “R” (задний ход):

1. нажмите и удерживайте нажатой педаль тормоза.
2. переместите рычаг селектора.

Если при нахождении рычага селектора в положении “Р” (парковка) периодически нажимать и отпускать педаль тормоза, то вблизи рычага может слышаться стук. Это нормальное явление.

Примеры эффективного вождения

  • Никогда не переводите рычаг селектора из положения “Р” (парковка) или “N” (нейтраль) в какое-либо другое положение при нажатой педали акселератора
  • Никогда не переводите этот рычаг в положение “Р” (парковка) во время движения автомобиля.
  • Перед переключением в положение “R” (задний ход) или “D” (движение) автомобиль должен быть полностью остановлен.
  • Никогда не двигайтесь под уклон накатом (на нейтрали). Это может быть очень опасно.
  • Никогда не выключайте передачу во время движения.
  • Не водите автомобиль “на тормозах”. Это приводит к их перегреву и повреждению.
  • При остановке обязательно задействуйте стояночный тормоз. Не надейтесь на то, что установка рычага в положении “Р” (парковка) удержит автомобиль от движения.
  • Будьте предельно внимательны при движении на скользкой поверхности. Особая осторожность требуется при торможении, ускорении или переключении передач. Резкое изменение скорости на скользкой дороге может привести к потере сцепления ведущих колес с дорогой и потере управления автомобилем.
  • Наилучшие характеристики автомобиля и максимальная экономия топлива достигаются при плавном нажатии и отпускании педали акселератора.

Движение на подъем из неподвижного состояния

Чтобы начать двигаться на подъем из неподвижного состояния, нажмите педаль тормоза и переведите рычаг селектора в положении “D” (движение). Выберите подходящую передачу в зависимости от массы груза и крутизны подъема и отпустите стояночный тормоз. Плавно нажмите педаль акселератора, одновременно отпуская педаль рабочего тормоза.

П.С. Перед тем как перевести рычаг селектора в положение D (движение) или R (задний ход), всегда проверяйте, нет ли поблизости людей, и в особенности – детей.

Прежде чем поставить машину на стоянку, всегда ставьте рычаг селектора в положение Р (парковка), включайте до конца стояночный тормоз и остановите двигатель. Если не принять этих мер предосторожности, автомобиль может резко и неожиданно прийти в движение.

Для обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации нажимайте педаль тормоза при переключении из положения “N” (нейтральное) или “Р” (парковка) на переднюю передачу или “R” (задний ход).

Полностью нажмите педаль тормоза, чтобы переместить рычаг селектора из положения “Р” (парковка) в любое другое положение.

Всегда можно перейти из положения “R”, “N”, “D”, “3”, “2”, “L” в положение “Р”. Во избежание повреждения коробки передач, автомобиль перед этим следует полностью остановить.

Как завести машину с автоматом (АКПП)

Тормозная система автомобиля

Об автомобиле и его содержимом

Источник: https://avtomirrf.ru/akpp.html

Устройство и принцип работы механической коробки передач

Что находится в коробке передач

Механическая коробка передач уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня. Однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности.

МКПП получила свое название от «ручного» (или механического) способа переключения передач. Трансмиссия относится к ступенчатым коробкам, в которых крутящий момент изменяется ступенями (передачами).

Механическая КПП считается самой надежной, но и самой сложной в управлении, особенно для начинающего водителя.

Принцип работы механической коробки передач

Механическая коробка передач

Принцип работы механической КПП следующий: крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач, далее преобразуется при помощи пар взаимодействующих между собой шестерен и затем передается на колеса.

Каждая пара шестерен (ступень) имеет определенное передаточное число, которое преобразует скорость вращения и крутящий момент коленвала двигателя. Причем если передача увеличивает крутящий момент, то скорость вращения уменьшается и наоборот.

В первом случае передача будет называться понижающей, а во втором — повышающая.

Передаточное число определяется отношением количества зубьев у выходной и входной шестерен в паре. В свою очередь, количество зубьев напрямую зависит от размера самой шестерни: чем больше зубьев — тем больше диаметр шестерни.

Например, у первой передачи самое большое передаточное число, и, следовательно, входная шестерня (на первичном валу) имеет минимальный размер, а выходная — максимальный.

Переключение скоростей в механической КПП происходит только при нажатии на педаль сцепления, поскольку необходимо прервать поток мощности, передающийся от двигателя.

Движение автомобиля, оснащенного МКПП, всегда начинается с первой передачи. Исключение составляют тяжелые грузовики — там это можно делать со второй передачи. Для этого необходимо вручную перевести селектор рычага в соответствующее положение.

Переход на повышенные передачи осуществляется последовательным переключением передач друг за другом.

Сам момент переключения скорости зависит от показаний спидометра и тахометра, поскольку каждая передача рассчитана на работу в определенном диапазоне оборотов двигателя.

Виды механических КПП

По количеству ступеней механическая коробка передач в основном подразделяется на:

  • 4-х ступенчатую;
  • 5-и ступенчатую;
  • 6-и ступенчатую.

Наиболее распространенной механикой считается трансмиссия  5МТ, т.е. пятиступенчатая коробка передач.

В зависимости от количества валов различают следующие виды КПП:

  • двухвальные механические трансмиссии, устанавливаемые на легковые переднеприводные автомобили;
  • трехвальные МКПП, которые применяются в основном на заднеприводных автомобилях, а также на грузовых машинах.

Устройство механической коробки передач

Устройство механической КПП

Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

  • ведущий или первичный вал;
  • ведомый или вторичный вал;
  • промежуточный вал (для 3-х вальной МКПП);
  • шестерни первичного и вторичного валов;
  • механизм выбора передач;
  • муфты синхронизаторов (синхронизаторы);
  • картер;
  • главная передача;
  • дифференциал.

При этом устройство и принцип работы двухвальной и трехвальной трансмиссии отличаются друг от друга.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

Схема двухвальной МКПП

Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал.

В зависимости от конструкции конкретной коробки передач часть шестерней на первичном и вторичном валах жестко закреплены на них, а часть свободно вращаются. Также на каждом валу расположен минимум один синхронизатор.

Шестерни первичного и вторичного валов находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Понять, какие из них зафиксированы, а какие вращаются, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на валу.

Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала к колесам транспортного средства передают главная передача и дифференциал. Последний обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.

Механизм выбора передач в двухвальной КПП расположен в корпусе коробки и состоит из вилок и штоков, перемещающих муфты синхронизаторов. Механизм оснащен защитой от одновременного включения двух передач.

Принцип работы двухвальной трансмиссии следующий:

  1. В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момента от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на валах свободно прокручиваются.
  2. При перемещении рычага водитель перемещает муфту синхронизатора соответствующей вилкой через систему тросиков или тяг.
  3. Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
  4. Муфта синхронизатора входит в зацепление с шестерней и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичныый.
  5. Происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.

Для движения задним ходом используется дополнительный вал с промежуточной шестерней заднего хода.

Схемы передачи крутящего момента на каждой из передач:

Нейтральное положение 1-я передача 2-я передача 3-я передача 4-я передача 5-я передача Задний ход

Трехвальная КПП: устройство  и принцип работы

Отличие трехвальной механики от двухвальной в том, что здесь используются три вида валов. Помимо ведомого и ведущего также применяется промежуточный вал.

Первичный вал, соединенный со сцеплением, передает крутящий момент на промежуточный. Передача происходит через соответствующую шестерню — таким образом, валы находятся в постоянном зацеплении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выставить зажигание по лампочке на Ваз 2101

Устройство трехвальной МКПП

Промежуточный вал расположен параллельно первичному, все шестерни на нем жестко зафиксированы.

На одной оси с первичным расположен вторичный вал. За это отвечает упорный подшипник на ведущем валу, в который входит вторичный вал. При этом шестерни ведомого вала могут свободно вращаться и не имеют жесткой фиксации с валом.

Шестерни вторичного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Следовательно, в нейтральном положении КПП крутящий момент от первичного вала передается на промежуточный и далее на шестерни вторичного вала.

Но поскольку они свободно вращаются на валу, автомобиль не двигается.

Между шестернями вторичного вала находятся синхронизаторы, работа которых заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен вторичного вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.

Синхронизаторы жестко закреплены на вале и за счет шлицевого соединения могут двигаться по нему в осевом направлении.

В отличие от двухвальной КПП, механизм переключения в трехвальной трансмиссии располагается на корпусе коробки и состоит из рычага управления и штоков с вилками. Механизм также оснащен блокирующим устройством для предотвращения одновременного включения двух передач.

Он может также иметь и дистанционное управление. При этом дистанционный механизм переключения обеспечивает кулиса или шарнирные тросы.

Принцип включения передач в трехвальной КПП аналогичен принципу работы двухвальной трансмиссии.

Немного о синхронизаторе МКПП

Синхронизатор служит для безударного включения передач за счет выравнивания угловых скоростей вала и шестерни. Конструктивно синхронизатор состоит из муфты, двух блокировочных колец, трех сухарей и двух проволочных колец.

В процессе включения передачи вилка передвигает муфту к нужной шестерне, куда вначале перемещается блокировочное кольцо. Возникающая сила трения за счет разности угловых скоростей элементов поворачивает блокировочное кольцо до упора. Дальнейшее движение муфты синхронизатора и зацепление происходит только после выравнивания угловых скоростей. Более подробно почитать про синхронизатор можно в нашей статье Устройство и принцип работы синхронизатора КПП.

Преимущества и недостатки МКПП

Для наглядности положительные и отрицательные стороны механической коробки передач представим в виде сравнительной таблицы.

ПреимуществаНедостатки
Стоимость и масса коробки ниже в сравнении с другими типами КПП Меньший уровень комфорта для водителя в сравнении с другими КПП
Высокие динамика разгона, топливная экономичность и КПД Утомляющий для водителя процесс переключения передач
Высокая надежность за счет простоты конструкции Необходимость периодической замены сцепления
Простое и недорогое обслуживание Более низкая плавность хода автомобиля в сравнении с другими типами КПП
Возможность более эффективного движения по бездорожью
Возможность буксировки автомобиля

Заключение

Несомненно, эксплуатация механической коробки передач сопровождается множеством плюсов. Одна экономическая сторона использования коробки чего стоит! А вкупе с надежностью трансмиссии и более «драйверскими» ощущениями от вождения МКПП является отличным решением для любителей быстрой езды или езды по бездорожью. Если комфорт для вас не является первостепенным, то выбор в пользу МКПП очевиден.

(10 4,70 из 5)

Источник: https://techautoport.ru/transmissiya/korobka-peredach/mehanicheskaya-korobka-peredach.html

Устройство, принцип работы и ремонт коробки переключения передач (КПП) МТЗ-80

Одной из важнейших частей трактора МТЗ-80/82 и других агрегатов является коробка переключение передач (КПП). Она предназначена для выполнения передвижения на разных скоростях и разной тяговой мoщности.

Также КПП предназначается для работы заднего хода и бокового вала отбора мощностей. В КПП МТЗ-80 имеется 9 ступeней привода в переднюю и 2 ступени в заднюю сторону. Таким образом, КПП МТЗ 80 имеет возможность переключать 18 скоростей при направлении движения вперед и 4 скорости зaднего хода. В то же время существует возможность поставить ходоуменьшитель в КПП для достижения меньшей скорости движения, нежели при стандартной КПП.

Устройство коробки передач МТЗ 80 не совсем можно назвать простым. В корпусе коробки на одной оси находятся первичный и вторичный вал. Парaллельно первичному и вторичному валу вместе с валом пeрвой передачи и заднего хода устроен промежуточный вал. Первичный вал крепится двумя подшипникaми, один из которых находится в стакане корпуса КПП. Вторым подшипником пeрвичный вал крепится к вторичному через переднюю крайнюю часть последнего.

На шлицы первичного вала присоединены ведущие шестерни III, IV и V передачи. Также на шлицы первичного вала прикреплен понижaющий редуктор через ведомую шестерню.

Промежуточная шестерня регулирует понижение передачи. Данная запчасть сцепляeтся с ведомой шестерней и со скользящей шeстерней III передачи.

Промежуточный вал КПП МТЗ 80

Промежуточный вал КПП вращается на втулке и шaрикоподшипниках. Втулка в свою очередь крепится к главной шестерне II ступени редуктора (она установлена на двух роликовых подшипниках). За шестерней находятся кулачки для заднего синхрoнного вала отбора мощности. Над главной шестерней находится крыльчатка. Ее функция заключается в смазывании шестеренки главной передачи и дифференциала КПП.

При помощи шлицов ведущая шестерня глaвной передачи и ведомая шестерня второй ступeни редуктора одеваются с помощью гайки на вторичный вал коробки передач МТЗ 80.

Редуктор и коробка передач трактора МТЗ 80

При включении любой ступени редуктора задействован блок шестерен. В зависимости, какая ступень редуктора включена, движение трактора осуществляется на опрeделенной скорости. Первая ступень КПП переключает I, II, III, IV и V передачи и также регулирует скорость на заднем ходу. Вторая же ступень предоставляет возможность осуществлять все остальные передачи.

Неисправности и ремонт коробки передач МТЗ 80

Состоянию КПП трактора МТЗ 80 стоит уделять должное внимание. Со временем даже самые надежные детали могут прийти в непригодность, и настанет час, когда их нужно будет заменить.

Если вам слышен шум и стук при работе КПП, шестеренки сами по себе могут выключаться, либо же зубчатые муфты и шестерены выключаются довольно туго при переключении передачи, но вам стоит заняться ремонтом коробки передач. Чаще всего неисправность возникает из-за дефектов вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Есть доля вероятности, что причина в зацеплении шестерен.

Если вам слышно скрежетание шестерен при перeключении передачи, то у трактора износились диски аппaрата управления сцепления. Также возможно неправильно отрегулировано сцeпление шестерней.

В то же время, если после такого осмотра, регулировки, замены деталей скрежет не прошел, возможно проблема с аппаратом управления тормозками. Необходимо отрегулировать пружину механизма. Ее длина в сжaтом состоянии не должна быть больше 32 мм.

Могут возникать и другие неисправности. К примеру, если заметен свобoдный ход переключaтеля ступеней понижaющего редуктора, то причина в износе вилки.

Шум при работе КПП МТЗ 80 также может наблюдаться из-за сломавшихся подшипников. Они могут зaклиниваться или быть вообще разрушенными.

Одним из вариантов стука при переключeнии передач может быть то, что стерлись некоторые зубцы шестерене КПП МТЗ 80. Необходимо проверить их состояние и заменить порченные детали.

Источник: https://agrovesti.net/lib/advices/ustrojstvo-printsip-raboty-i-remont-korobki-pereklyucheniya-peredach-kpp-mtz-80.html

Техническое обслуживание

Регулярное техническое обслуживание повышает эксплуатационную надежность коробки передач. Поэтому соблюдение периодичности технического обслуживания является особенно важным.

Марки масла

УКАЗАНИЕ

  • Для заправки коробок передач допущены только масла действующего ZF перечня смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02.
  • Перечень смазочных материалов можно получить во всех ZF пунктах технического обслуживания или запросить в Интернете на сайте http://www.zf.com.
  • Мы рекомендуем использовать ZF-Ecofluid M.

Заправочный объем масла

Определяющим для точного объема масла является правильная заправка масла (см. раздел 4.2.2). Заправочный объем указан на заводской табличке (находится сбоку на коробке передач) или в технических данных (Стр. 6).

Контроль уровня масла см. в соответствующем разделе.

Объем масла/ коробка передач 9 S 1110 9 S 1310
При первой заправке 9,0 дм3
При смене масла 8,0 дм3

Заправочные объемы при нормальном монтаже (наклон 0° – 3°)

Интервал смены масла

Интервалы смены масла указаны в ZF перечне смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02.

УКАЗАНИЕ
Для сохранения эксплуатационной надежности коробки передач должны выдерживаться указанные там интервалы смены масла!

Слив отработанного масла

Рис. 11 Положение пробок (вид снизу) показано для модели 9 S 1110 1 Отверстие для заправки масла (60 Нм) 2 Резьбовая пробка маслосливного отверстия (60 Нм)

3 Магнитная пробка маслосливного отверстия (120 Нм)

ОСТОРОЖНО

Масло не должно попадать в почву, грунтовые воды или канализацию. Переливающееся масло собирать в подходящую емкость и утилизировать без загрязнения окружающей среды.

УКАЗАНИЕ
Как правило: производить смену масла по завершении длинной поездки, пока трансмиссионное масло еще разогретое и текучее.

ОПАСНОСТЬ
Касание коробки передач, а также трансмиссионного масла может вести к ожогам!

Для слива масла отвинтить обе резьбовые пробки сливных отверстий с нижней стороны коробки передач (Рис. 11, Поз. 2 и 3), у дополнительных агрегатов также их пробки отверстий слива масла. У пробки (2) перед завинчиванием обратно заменить уплотнительное кольцо.

Очистить магнит пробки (3) перед завинчиванием обратно от возможно налипших частиц износа, и заменить уплотнительное кольцо.

Заправка масла

Производить заправку масла при стоящем горизонтально транспортном средстве. Перед открытием отверстия для заправки масла (см. раздел 11, Поз.1), которое одновременно служит для контроля переливания и уровня масла, нужно очистить поверхность около пробки.

УКАЗАНИЕ
При заправке необходимо залить в отверстие для заправки столько нового масла, пока оно не будет переливаться!

ОПАСНОСТЬ!
Слишком малый объем масла ведет к недостаточной смазке, и особо опасно проявляет себя при движении в горах. Слишком большой объем масла ведет вследствие вспенивания масла к перегреву коробки передач.

Контроль уровня масла

ОПАСНОСТЬ
малый объем масла в коробке переключения передач ведет к ее повреждению.

Регулярно проверяйте уровень масла коробки передач.

  • Контроль уровня масла только при стоящем горизонтально транспортном средстве.
  • Не производить контроль уровня масла непосредственно после поездки (ошибочный результат проверки). Производить контроль только после того, как трансмиссионное масло остыло (< 40 °C).
  • Вывинтить резьбовую пробку отверстия для заправки масла (раздел 4.2.2)
  • Если уровень масла опустился ниже края отверстия для заправки масла, необходимо долить масло (раздел 4.2.2).

УКАЗАНИЕ
При каждом контроле нужно проверять коробку переключения передач на герметичность.

Заправка и контроль уровня масла при исполнении с коробкой отбора мощности

Приводимые от двигателя и синхронные коробки отбора мощности не влияют на заправку и контроль уровня масла коробки переключения передач. Требуемый объем масла однако повышается, и причем в зависимости от исполнения коробки отбора мощности вплоть до 0,5 дм3.

Заправка и контроль уровня масла при исполнении с теплообменником

Если коробка переключения передач соединена с теплообменником (охлаждение трансмиссионного масла) (см. Рис. 12, Поз. 4 и 5), заправка и контроль уровня масла должны производиться следующим образом:

Заправка: 1. Залить в отверстие для заправки (см. Рис. 11 + 12, Поз. 1) масло до начала переливания.

2. Закрутить пробку, переключить коробку передач в нейтральное положение, затем дать двигателю поработать от 2 до 3 минут с примерно 1.200 мин-1 (это необходимо, чтобы теплообменник и соединительные трубопроводы были также полностью заполнены маслом).

3. Выключить двигатель и еще раз долить масло до начала переливания.

Контроль: 1. Сначала дать двигателю поработать с холостыми оборотами около 3 минут (коробка передач в нейтральном положении).

2. Выключить двигатель и сразу произвести контроль уровня масла (как в разделе 4.3). Долить масло, если уровень масла опустился ниже края отверстия.

Рис. 12 4 Присоединение к теплообменнику

5 Присоединение от теплообменника

Проверка сцепления

Чтобы гарантировать срок службы и правильное действие синхронизаторов, обязательно необходимо безупречное разъединение сцепления. Это действует также для включения установленных, приводимых от сцепления коробок отбора мощности.

Правильное разъединение сцепления может проверяться следующим способом: • прогретый двигатель на холостом ходу, выжать сцепление; через макс. 20 сек.* медленно включить задний ход.

Если при этом слышна “трещотка” зубьев колеса для соединения с переключающей муфтой (звук касания кулачков муфты включения), то непременно требуется регулировка или соответственно проверка сцепления.

* в зависимости от массы маховика и температуры

Вентиляция коробки передач

Трансмиссионное масло нагревается при езде.
Вследствие этого образуется избыточное давление, которое постоянно понижается воздушным клапаном.

Сапун

Обращайте внимание на то, чтобы постоянно обеспечивалась работоспособность сапуна. Сапун (Рис. 13) должен быть чистым, крышка должна быть снята.
Не поливать напрямую струей воды под напором (вода в коробке передач — опасность коррозии).

Рис. 13 – Сапун

Шланг удаления воздуха

Транспортные средства, которые вследствие условий эксплуатации нужно часто чистить, обязательно должны оснащаться сапуном с шлангом. Такими являются, например, автоцистерны для сбора молока, бетоновозы и т.д.
Шланг должен быть проложен без изломов и петель. Конец шланга должен выходить в сухое пространство (например, в моторное отделение или в полость рамы).

Рис. 14 – Шланг удаления воздуха

Техническое обслуживание компрессорной установки

В каждой компрессорной установке образуется конденсат.
Чтобы конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из воздушного ресивера не попадали в клапаны и рабочие цилиндры, требуется проводить регулярное техническое обслуживание компрессорной установки. Воздушный ресивер должен обезвоживаться еженедельно, зимой ежедневно.

УКАЗАНИЕ Вместе с воздушным ресивером нужно обезвоживать также фильтр сжатого воздуха с водоотделителем, если он не работает автоматически.

Соблюдайте при этом также данные производителя транспортного средства.

Заводская табличка

Заводская табличка содержит самые важные данные коробки передач. Она находится сверху на коробке передач. При запросах или ремонтах необходимо обязательно указывать следующие данные: 1. Номер спецификации коробки передач 2. Тип коробки передач

3. Серийный номер коробки передач

Рис. 15 – Заводская табличка (пример)

Источник: https://uzst.ru/poleznaya-informaciya/rukovodstvo-po-ekspluatacii-avtomobilej-kamaz/rukovodstvo-po-ekspluatacii-korobki-peredach-zf/tehnicheskoe-obsluzhivanie

Как пользоваться механической коробкой передач

» Блог » Как переключать скорости на механической коробке передач

63959

Автомобили с механической коробкой передач имеют массу преимуществ перед автомобилями с автоматической коробкой. Они сложнее в управлении, но стоимость их ремонта гораздо ниже по сравнению с автоматом. К тому же, если вы научитесь пользоваться МКПП, то машина на автомате покажется вам в управлении очень простой. Сегодня рассмотрим, что такое механическая коробка и как научиться ею управлять.

Как устроена МКПП

Механическую коробку в отличие от автоматической водитель должен переключать сам. Большинство машин с механикой имеют 4-5 передних и одну заднюю скорость передачи. Чтобы научиться управлять МКПП, необходимо знать нахождение и назначение каждой из скоростей. Рассмотрим каждую подробнее:

  • нейтральная передача означает, что крутящий элемент двигателя не передается колесам. При включенном двигателе и нейтральной передаче при нажатии на газ движения не произойдет. Из нейтральной передачи можно переключиться в любое другое положение;
  • первая передача нужна для начала движения;
  • вторая и последующие передачи необходимы для скорости. Их количество зависит от конкретного автомобиля;
  • передача заднего хода необходима для разгона, но не для постоянного использования.

Перед тем, как сесть за руль, стоит выучить положение каждой скорости на рычаге управления. Это важно, потому что во время движения нужно смотреть на дорогу, а не на рычаг. Скорость переключения придет с опытом. По началу каждый водитель мысленно вспоминает, где находится нужная скорость. Со временем вы привыкните к местоположению, и переключение будет происходить без лишних мыслей.

Расположение педалей

В автомобиле с механической коробкой передач есть три педали:

  1. Левая педаль – это сцепление;
  2. Средняя педаль – тормоз;
  3. Правая – газ.

Расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных машин.

Педаль сцепления служит разделителем работы двигателя и колес и позволяет переключать КПП. Ее необходимо нажимать перед каждым переключением. Понятно, что педаль тормоза необходима для остановки, а педаль газа – для движения.

Для правильного переключения КПП необходимо полностью нажимать на педаль сцепления. В противном случае включение каждой скорости будет сопровождаться скрежетом, что неизбежно приведет к поломке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит черный дым из выхлопной трубы

Принцип переключения передач на механике

Принцип работы механической коробки основывается на соединениях между входным и выходным валом через сочетания шестеренок с разным количеством зубьев. Иными словами, работа двигателя происходит за счет изменения количества оборотов, регулируя усилие на ведущих колесах. Это позволяет добиться оптимального режима работы двигателя при начале движения, разгоне и снижении скорости. Принцип работы не зависит от привода, но в каждой модели будут свои особенности.

Механическая коробка предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего элемента. МКПП включает в себя несколько передач, управление которыми происходит с помощью рычага. Связующим элементом между коробкой и двигателем является сцепление. Постоянно вращающийся коленчатый вал зацеплен с первичным валом коробки передач. А сцепление позволяет разъединять и соединять эти элементы, благодаря чему происходит движение.

1. Старт

При первых попытках научиться вождению на механике важно не торопиться, а все делать последовательно. Перед началом движения первое, что необходимо сделать, это пристегнуть ремень безопасности. Если обучение происходит в теплое время года, можно открыть окна, чтобы лучше слышать и понимать двигатель
Далее следует отрегулировать сиденье, чтобы дотягиваться до педалей и нажимать на них без усилий. В этот момент можно поучиться плавно отпускать сцепление.

Затем нужно перевести рычаг переключения в нейтральное положение, из которого он может свободно двигаться в разных направлениях. После этого можно запустить двигатель с помощью ключа зажигания и нажатой до конца педали сцепления.

Для начала движения нужно нажать педаль сцепления, переключиться на первую передачу, немного поднять ногу со сцепления и нажать на педаль газа. Чтобы начать движение, машине нужно приложить много усилий, именно поэтому в этот момент может заглохнуть двигатель. Плавное начало движения обеспечивает одновременное нажатие педалей газа и сцепления.

Для того, чтобы включить передачу, нужно до конца нажать педаль сцепления и плавно подвинуть рычаг. В случае сопротивления и наличия непонятных звуков следует вернуть рычаг в исходное положение, отпустить сцепление и снова нажать. Когда нужное положение включится, усилие рычага снизится, а его движение остановится, поскольку он столкнется с ограничителем.

При морозной погоде можно стартовать со второй передачи, чтобы избежать пробуксовки или заноса. Для этого надо выбрать вторую передачу и плавно балансировать между педалями сцепления и газа.

2. Движение

Для плавного движения автомобиля необходимо понять:

  1. в какой момент нужно переключать передачи;
  2. как достичь оптимальной динамики;
  3. что нельзя делать, чтобы не сломать коробку передач.

Грамотное переключение скоростей при движении обеспечивает правильную динамику всей системы механической коробки, продлевает срок ее службы и позволяет снизить расход топлива. Самая главная рекомендация для начинающих водителей, это следить за показателями тахометра.

При показателях от 2,5 до 3,5 тысяч оборотов в минуту работа двигателя происходит наиболее правильно и нет необходимости переключаться на другую передачу.При более высоких показателях тахометра необходимо переключиться на более высокую передачу, чтобы снизить нагрузку. Педаль сцепления при этом стоит жать до конца.

При снижении оборотов необходимо произвести переключение на более низкую передачу. Чтобы ехать без рывков.

При разгоне переключать КПП необходимо поочередно, начиная от первой и доходя до нужной. Переключаться через несколько ступеней в целом не запрещено, но стоит делать это, предельно обращая внимание на сцепление. При неполной выжатой педали вероятен риск повреждения валов коробки.

Благодаря МКПП можно заранее подготовиться к сложной дорожной обстановке. Например, если следовать правилам дорожного движения, переключение передач на более низкую ступень необходимо:

      • при приближении к крутому подъему;
      • при движении по опасному спуску;
      • при обгоне;
      • на крутых поворотах.

МКПП может помочь даже в тех ситуациях, когда нельзя воспользоваться тормозом. Например, по скользкой дороге или при движении под уклоном. В этих случаях можно тормозить с помощью двигателя. Нужно отпустить газ и переключаться с высокой передачи до низкой, пока скорость не снизится. Но не стоит сильно повышать обороты и, при возможности, использовать тормоз.

3. Снижение скорости и остановка

Для снижения скорости нужно переключаться на более низкую передачу. При слишком медленной скорости для текущей передачи автомобиль будет вибрировать, как будто вот-вот заглохнет. Для снижения скорости нажмите сцепление, отпустите газ, сделайте переключение скорости, отпустите сцепление, надавив при этом на педаль газа. Чтобы остановиться, переключайте передачи поочередно, пока не включите первую передачу.

При необходимости остановки нажмите правой ногой на тормоз. Во время достижения скорости в 15 км в час машина завибрирует. В этот момент нужно до конца нажать сцепление, перевести рычаг в нейтральное положение и нажать на тормоз, чтобы окончательно остановиться.

Сделать остановку можно на любой передаче. Для этого необходимо до конца нажать на сцепление, нажать на тормоз и переключиться на нейтральную. Но в этом случае контроль за автомобилем ослабевает, поэтому пользоваться этим способом можно только в крайнем случае. В любом случаем можно посмотреть уроки вождения на механике для начинающих, как правильно трогаться с места на механике, пошаговая инструкция.

Важные правила управления МКПП

Машины с механической коробкой более выносливы и надежны, чем автомобили на автомате. Но управление МКПП также требует к себе особого внимания. Необходимо знать несколько простых правил, чтобы автомобиль на механике прослужил дольше:

  • нельзя оставлять ногу на нажатой педали сцепления. Нередко водители при переключении с одной передачи на другую оставляют ногу на педали сцепления, но так делать не рекомендуется. Снимайте ногу с педали сразу после переключения передачи, иначе вы рискуете повредить выжимной подшипник и диск сцепления;
  • запрещено включать 3,4 и 5 передачи на низких оборотах двигателя. При неравномерном включении передач на механическую коробку создается большая нагрузка, которая со временем неизбежно приведет к износу всех деталей сцепления. С самого начала привыкайте переключать передачи на нужных оборотах двигателя, чтобы потом не пришлось переучиваться;
  • не нажимайте на педаль сцепления при остановке на уклоне, иначе быстро произойдет износ диска. Для удерживания автомобиля от ската при подъеме следует нажимать педаль тормоза. А когда необходимо тронуться, уже нажимать сцепление, затем плавно на газ, отпуская сцепление;
  • на светофоре стоит переключаться на нейтральную передачу, а не нажимать на сцепление с включенной скоростью. Если оставлять скоростную передачу при остановке, то система сцепления находится под большой нагрузкой, что приведет к ее быстрому износу;
  • не стоит оставлять руку на рычаге переключения передач, поскольку такая привычка создает давление на коробку. Ненужное давление со временем может привести к износу механизма переключения передач и других деталей коробки;
  • на скользкой дороге не выключайте сцепление и не осуществляйте движение на нейтральной передаче;
  • в зимнее время нельзя оставлять автомобиль с включенной передачей;
  • регулярно проходите технический осмотр, не забывайте чистить коробку передач и поддерживать нужный уровень масла.

Эти простые правила позволят сохранить работоспособность автомобиля с механической коробкой и прослужить ему как можно дольше.

Основные ошибки начинающих водителей

Начинающие водители часто делают одни и те же ошибки:

  1. не понимают, когда нужно сменить передачу, из-за чего двигатель работает на очень высоких оборотах, машина теряет скорость, а водитель – контроль за движением;
  2. у новичков не получается начать движение по причине резкого бросания педали сцепления. Именно поэтому автомобиль глохнет. Со временем это может привести к износу всех деталей коробки;
  3. опоздание с включением второй скорости. При начале движения на вторую передачу можно переходить достаточно быстро, но новички забывают об этом;
  4. не убирают ногу с педали сцепления, из-за чего она быстрее изнашивается, а нога устает;
  5. при смене передач левая рука начинает поворачивать руль.

Когда вы знаете, чем грешат начинающие водители, вы заранее будете помнить и не допускать таких ошибок.

Секреты экономии расхода топлива

Существует несколько особенностей, которые могут помочь снизить расход топлива и нагрузку на двигатель:

  • при разгоне переключение передач стоит делать побыстрее. Моменты переключения индивидуальны для каждого автомобиля, но переход от первой до второй передачи оптимально делать при скорости 25 км в час. На следующие ступени можно переходить при достижении 55-60 км в час;
  • при чрезвычайно интенсивной работе двигателя стоит перейти на более высокую передачу, если автомобилю не нужна такая мощность для поддержания скорости;
  • переключение на низшую ступень необходимо, если без нажатой педали газа машина снижает скорость. Стоит избегать медленной езды на высоких передачах, так как это сильно повышает расход топлива.

Источник: https://mosavtoshkola.org/blog/kak-polzovatsya-mehanicheskoj-korobkoj-peredach/

Механическая тросовая коробка передач Лада Гранта, Калина 2 (устройство и отзывы)

 28 октябрь 2015  Лада.Онлайн    161 499     

В 2013 году АвтоВАЗ решил доработать механическую коробку передач (МКПП 2180). На замену привода переключения передач с тягами пришел трос. Конструкцию коробки модернизировали, а в название добавили следующий порядковый номер (МКПП 2181). Рассмотрим особенности тросовой КПП.

Сравнение МКПП 2180 и МКПП 2181

Разница между двумя коробками значительная:

  1. Вместо жестких тяг используется трос (японская фирма Atsumitec). За счет этого уменьшается вибрация на кузов и ручку КПП.
  2. На 1 и 2 передачах установили многоконусные синхронизаторы. Это увеличивает срок службы узлов и снижает усилие при включении передач.
  3. Диаметр сцепления увеличили до 215 мм. В связи с этим пришлось использовать другой картер, а стартер расположить не вдоль коробки, а вдоль двигателя.
  4. Уменьшили угол скоса зубьев синхронизаторов (со 125 до 100º), а также усилие предварительного поджатия (со 150 до 70 Н). Это позволило облегчить переключение.
  5. Механизм выбора передач был разработан заново (группа компаний Schaeffler).
  6. Механизм выбора передач перенесли снизу вверх. Это позволило устранить течь масла и облегчить переключение передач в мороз. 
  7. В конструкции механизма выбора передач предусмотрена селекторная пластина, обеспечивающая чёткую схему переключения передач.
  8. В механизме предусмотрели блокировку от случайного включения заднего хода.
  9. Объем масла в КПП уменьшился с 3,3 литров до 2,2.
  10. С завода в КПП заливают вместо минералки — полусинтетику.

Схемы и устройство МКПП 2181

Основные элементы коробки передач ВАЗ-2181:

1 – ведущая шестерня главной передачи; 2 – вторичный вал; 3 – первичный вал; 4 – вилка включения пятой передачи; 5 – вилка включения третьей и четвертой передач; 6 – выключатель фонарей заднего хода; 7 – картер сцепления; 8 – механизм переключения передач; 9 – центральный фиксатор.

Устройство синхронизаторов коробок ВАЗ-2110 (А) и -2181 (Б):

1 – шестерня первой передачи; 2 – промежуточные кольца; 3 – блокирующее кольцо; 4 – муфта синхронизатора; 5 – ступица муфты синхронизатора; 6 – фиксатор; 7 – шестерня второй передачи.

Механизм выбора передач:

1 – рычаги выбора передач; 2 – штифт селекторной решетки; 3 – селекторная решетка; 4 – механизм блокировки заднего хода; 5 – центральная трехмерная пластина.

Что получили?

Конструкцию коробки передач удалось не только оптимизировать и сделать более надежной, но и практически полностью устранить неприятные вибрации на рычаге и кузове автомобиля. Люфты стали меньше, а переключения четче.

Стоит отметить, что использование модернизированной коробки передач на Лада Гранта и Лада Калина 2 повлекло за собой увеличение стоимости этих автомобилей в среднем на 5000 рублей.

Кстати, тросовая коробка не устанавливается на Лада Приора, на этом автомобиле используется МКПП-2180 с жесткими тягами.

Напомним, по отзывам первые экземпляры доработанной коробки передач были не совсем удачные. Владельцы заметили уменьшение вибраций, но столкнулись с новой проблемой, коробка стала выть. После этого АвтоВАЗ внес изменения в конструкцию, но осадок остался..

Ключевые слова: коробка передач лада гранта | коробка передач лада калина

9.5 4.5

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..

Источник: https://xn--80aal0a.xn--80asehdb/reviews-tests/lada-granta-reviews-tests/759-ustroystvo-kpp-ladaggranta-kalina-2-s-trosovym-privodom.html

Устройство коробки переключения передач

Коробка переключения передач (сокр. КПП или коробка передач) предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.

Устройство механической коробки передач (кликабельно).Механическая коробка передач — КПП, в которой выбор передач и их включение осуществляется вручную, механическим способом. Механическая коробка передач уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня.

Однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности.

статьи:

Сцепление

Сцепление является неотъемлемым компонентом механической КПП, осуществляющим разъединение двигателя и коробки в момент переключения ступеней без последствий для агрегатов. Говоря упрощенно — сцепление отключает крутящий момент. В момент выжатой педали сцепления мотор и колеса автомобиля вращаются отдельно друг от друга.

Сцепление создано для аккуратного соединения мотора и колес. Состоит из двух дисков, один из которых соединен с двигателем, второй — с колесами. В момент отпускания педали сцепления диски прижимаются и начинаются вращаться вместе. Именно поэтому и важна плавность отпускания педали.

Шестерни и валы

В стандартных МКПП оси валов расположены параллельно, на них располагаются шестеренки.
Ведущий (первичный) вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления, находящиеся на нем продольные выступы передвигают второй диск сцепления и передают через жестко закрепленную ведущую шестерню вращающий момент на промежуточный вал.

В хвостовике ведущего вала расположен подшипник, к которому примыкает конец вторичного. Отсутствие фиксированной связи делает возможным крутиться валам независимо друг от друга в разных направлениях и с разными скоростями.

На ведомом вале имеется целый набор различных шестерней как жестко закрепленных, так и свободно вращающихся.

Синхронизаторы

Угловые скорости первичного и вторичного валов уравниваются при содействии синхронизатора и становится возможным смена ступени. Синхронизаторы обеспечивают более щадящий режим эксплуатации КПП и пониженный шум.

Во время включения водителем передачи муфта подается в сторону нужной шестеренки. Во время перемещения усилие переходит на одно из блокировочных колец муфты.

За счет разных скоростей между шестерней и муфтой конические поверхности зубьев взаимодействуют с помощью силы трения. Она поворачивает блокировочное кольцо на упор.

Зубья последнего устанавливаются против зубьев муфты, поэтому последующее смещение муфты становится невозможным. Муфта заходит без противодействия в зацепление с малым венцом на шестерне. Шестерня за счет такого соединения жестко блокируется с муфтой. Такой процесс осуществляется за доли секунды. Один синхронизатор обычно обеспечивает включение двух передач.

Принцип работы МКПП

Суть функционирования МКПП состоит в создании соединений между первичным и вторичным валом путем варьирования шестерней с различным количеством зубьев, что адаптирует трансмиссию под постоянно меняющиеся обстоятельства передвижения транспортного средства.

Данный силовой агрегат обеспечивает необходимые режимы работы мотора путем изменения количества оборотов, изменяя передаваемое усилие на ведущие колеса. Соответственно, при уменьшении количества оборотов снижается передаваемое усилие, а при увеличении — увеличивается. Это необходимо при удержании требуемого режима работы мотора при начале движения, снижении скорости или разгоне.

Трехвальная коробка передач: устройство и принцип работы

Подшипники, расположенные в корпусе, обеспечивают вращение валов. На каждом валу имеется комплект шестеренок с различным числом зубьев.

Ведущий вал примыкает к двигателю посредством корзины сцепления, ведомый с карданным, промежуточный передает вращающий момент вторичному.

На первичном валу имеется ведущая шестеренка, которая раскручивает промежуточный с расположенным на нем крепко зафиксированным набором шестеренок. На ведомом валу имеется свой комплект шестеренок, перемещающихся по шлицам.

Между шестеренками вторичного вала находятся муфты синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости шестеренок с оборотами самого вала. Синхронизаторы крепко закреплены на валах и передвигаются в продольном направлении по шлицам. На современных МКПП такие муфты находятся на каждой ступени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает датчик скорости в машине

Как пользоваться механической коробкой

Использование автомобиля с механической КПП имеет некоторые особенности, которые нужно знать автолюбителю.

Во-первых, это последовательность действий при запуске машины:

  • выжать педаль сцепления до упора и передвинуть рычаг КПП в положение нейтральной передачи, если есть сомнения правильно ли выбрана скорость необходимо пошевелить рукоятку рычага в стороны, при нахождении рукоятки КПП в нейтральном положении рычаг свободно ходит вправо и влево;
  • при переводе автомобиля на нейтральную ступень необходимо зафиксировать транспорт во избегании неконтролируемого движения, для этого машина ставится на ручной тормоз или выжимается педаль тормоза;
  • при выжатом сцеплении и удерживании машины тормозом необходимо повернуть ключ зажигания, при этом должны загореться значки на панели приборов, как только потухнут почти все значки следует дальше повернуть ключ и после запуска двигателя отпустить ключ.

Во-вторых, схема переключения на МКПП. Она чаще всего находится на внешней части рукоятки рычага. При переключении передачи рекомендуется ориентироваться на тахометр. Переключаться на более высокую передачу можно раскрутив обороты двигателя до 1500–2000 об/мин в случае дизельного мотора и до 2000–2500 об/мин в случае бензинового.

В-третьих, процесс переключения передач. Он состоит из нескольких этапов:

  • отпустить педаль газа;
  • левой ногой выжать педаль сцепления до упора;
  • рукой передвинуть рычаг в необходимое положение;
  • аккуратно отпустить педаль сцепления и потихоньку нажать педаль акселератора.

В-четвертых, регулярная проверка уровня рабочей жидкости и замена ее согласно указаниям производителя продлят период эксплуатации механической КПП.

Механическая коробка передач (МКПП). Синхронизатор КПП

Механическая коробка передач (МКПП) – является устройством для передачи, преобразования и изменения направления крутящего момента от маховика двигателя. В данном виде коробки передач переключение ступеней производится направленными механическими движениями рычага переключения передач.

В МКПП осуществляется ступенчатая передача крутящего момента на вторичный вал и, далее на привод колес.

Ступенчатая передача подразумевает под собой определенный коэффициент передачи (передаточное число) в паре взаимодействующих шестерен ведущего и ведомого валов, в отличие, например от вариатора, у которого плавающий коэффициент передачи.

Определяется передаточное число соотношением количества зубьев взаимодействующих шестерен. Самое большое передаточное число у меньшей ступени, соответствующей «первой» передаче.

По количеству ступеней механические коробки переключения передач делятся на четырех ступенчатые, пяти и шести ступенчатые. 4-х ступенчатая коробка на данный момент большая редкость, а вот пяти ступка является наиболее распространённой.

По количеству валов, МКПП подразделяются на трехвальные и двухвальные. Трехвальная коробка передач может применяться в автомобилях с передним и задним приводом, в то время как двухвальная более подходит для  легковых авто с передним приводом. Для большегрузных автомобилей так же применяется коробка трехвальная.

Трехвальная МКПП

В коробках этого типа применяется три вала: ведущий, промежуточный и ведомый.

Ведущий вал выходит из корпуса коробки, для соединения своими шлицами с диском сцепления и применяется для передачи крутящего момента на вал промежуточный.

Промежуточный вал располагается параллельно ведущему и соединен с ним при помощи шестерни, которая жестко установлена на ведущем валу. На промежуточном валу так же находится блок шестерен.

Ведомый вал располагается на одной оси с ведущим, но при этом вращается независимо от него. На ведомом валу располагается блок шестерен, которые не имеют жесткой сцепки с самим валом. Между шестернями располагаются муфты синхронизаторов, которые жестко сидят на валу, но могут двигаться вдоль вала.

На конце муфты синхронизатора расположены зубчатые венцы, которые в процессе работы «входят» во «внутрь» шестерни ведомого вала, таким образом, получается жесткое соединение вала и ведомой шестерни заданной передачи.

В нейтральном же положении все шестерни ведущего, промежуточного и ведомого вала вращаются в холостом ходу, ведомый вал стоит на месте, поскольку венец синхронизатора не соединен с внутренним венцом шестерни. Работа синхронизатора будет описана ниже.

Вилки переключения находятся в корпусе механической коробки передач, шарнирно связаны с рычагом переключения передач и предназначены для перемещения муфт синхронизаторов вдоль ведущего и ведомого вала.

Корпус МКПП выполнен из легкого металла, предназначен для крепления внутри всего механизма переключения и заливки смазывающего вещества, обычно это трансмиссионное масло. В старых советских версиях коробок передач применялся нигрол.

Рычаг переключения передачи может находиться непосредственно в коробке передач, или смонтированным на кузове автомобиля. В этом случае применяется дистанционное управление с помощью тросов или рычагов на шарнирах. Механизм дистанционного переключения передач в народе именуется «кулиса».

Рассмотрим принцип работы трехвальной МКПП. Крутящий момент от диска сцепления передается на первичный вал, который, как говорилось выше, передает вращение на промежуточный вал, шестерни промежуточного вращают шестерни ведомого, но сам ведомый вал не вращается. Водитель поворачивает рычаг включения передачи, например первой скорости, передвигая его влево. В этот момент выбирается нужная для включения вилка, далее происходит продольное движение рычага.

Под его действием вилка начинает двигаться вдоль ведомого вала, приводя в действие синхронизатор. Синхронизатор совмещает угловую скорость вала и шестерни, после этого в действие приводится зубчатый венец, который входит в шестерню, жестко связывая ведомый вал и шестерню. Именно этот щелчок вхождения венца и фиксации ощущает на рычаге водитель.

После этой процедуры крутящий момент передается на хвостовик коробки передач, далее через карданный вал на задний мост автомобиля (для заднеприводных моделей).

Варьировать передаточное число можно применяя меньшее количество зубьев на ведущей шестерни и большее на ведомой, со ступенчатым изменением количества зубьев в сторону уменьшения, для ведомой.

Но наступит тот момент, когда число оборотов двигателя внутреннего сгорания автомобиля приблизится к числу оборотов ведомого вала, тогда передача крутящего момента посредством шестерен теряет смысл.

Именно поэтому в трехвальных коробках применяется прямая передача, то есть ведущий вал напрямую, через синхронизатор коробки передач соединен с ведомым валом, коэффициент передачи равен единице. У двухвальных МКПП прямая передача отсутствует.

Для передачи «задний ход» вводится дополнительная шестерня, которая располагается на отдельном валу и включается между промежуточным валом и ведомым, тем самым обеспечивая реверсное вращение ведомого вала. В МКПП применяются косозубые шестерни, благодаря чему происходит «мягкое» включение передач.

Двухвальная МКПП

В двухвальной коробке есть только два вала – ведущий и ведомый.

Предназначение всех элементов такое же, как и у трехвальной. Различие состоит в параллельном расположении валов, и передача создается одной парой шестерен (у трехвальной работают две пары). У двухвальной механической коробки передач нет прямой передачи. Шестерня главной передачи жестко крепится на ведомом валу, между остальными шестернями находятся синхронизаторы.

Как правило, у двухвальных коробок передач совмещены в одном корпусе непосредственно узел переключения передач, валы, блоки шестерен, синхронизаторы и дифференциал. Для уменьшения продольного размера в двухвальных коробках могут применяться несколько ведомых валов. В этом случае все вторичные валы (попеременно) своей шестерней главной передачи, вращают ведомую шестерню, которая в свою очередь приводит в действие дифференциал.

Для передачи «задний ход», так же как и в трехвальной коробке применяется дополнительный вал с промежуточной шестерней. Принцип действия тот же.

Для удерживания включенной передачи в МКПП (для всех видов) применяются фиксаторы, а для исключения включения сразу двух передач устройство блокировки.

Существенно отличается и механизм включения передачи в двухвальной коробке. Если в трехвальной переключение происходит выбором вилки рычагом переключения, то в двухвальной применяется шток переключения и рычаги выбора передачи.

Сам процесс выглядит следующим образом – при повороте рычага переключения передачи в салоне авто, в действие приводится рычаг выбора передачи, далее следует продольное движение и привод в действие штока, который и толкает нужную вилку для блокировки шестерни на ведомом валу при помощи зубчатого венца муфты синхронизатора.

Синхронизатор коробки передач

Схема устройства синхронизатора: 1 — ступица; 2 — муфта; 3 — блокировочные кольца; 4 — сухари; 5 — проволочные кольца.

Как говорилось выше, синхронизатор КПП предназначен для бесшумного включения передачи путем выравнивания угловой скорости вала и шестерни. В устройство синхронизатора входит:

  • муфта
  • два блокировочных кольца
  • сухари
  • проволочные кольца

Ступица жестко крепится на ведомом валу. На ступице имеются пазы для сухарей и наружные зубья. На зубьях ступицы крепится муфта при помощи сухарей, которые находятся в канавках. Сухари прижимаются кольцами или подпружиненными шариками. Блокировочные кольца находятся по краям муфты и имеют снаружи зубья. На конической поверхности блокировочных колец наносятся продольные канавки или резьба для увеличения силы трения.

Работает синхронизатор так: включая передачу вилка, перемещает муфту в направлении нужной шестерни. Вместе с муфтой в сторону шестерни движется и блокировочное кольцо, благодаря усилию сухарей. Из-за разности угловых скоростей шестерни и вала на конической поверхности возникает сила трения, которая поворачивает блокировочное кольцо до упора.

Зубья муфты и блокировочного кольца станут друг против друга, значит дальнейшее движение муфты, прекратится. После наступает момент выравнивания скоростей, а затем муфта свободно проходит через блокировочное кольцо и входит в соединение с внутренними зубцами включаемой шестерни, блокируя ее вместе с ведомым валом.

Все — передача включена! Синхронизатор может включить поочередно две шестерни ведомого вала.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Источник: http://autoustroistvo.ru/transmissiya/mkpp/

Замена масла в МКПП (механической коробке передач)

Механические коробки передач (МКПП) пользуются заслуженной популярностью у большого числа автовладельцев благодаря своей надежности, высокой ремонтопригодности и сравнительной неприхотливости, а также более низкой стоимости автомобиля с мкпп. Кроме того, они значительно менее требовательны к условиям эксплуатации и сервисного обслуживания. Так, замена масла в мкпп может производиться, в среднем, в два раза реже, чем в автоматической коробке.

Безусловно, это не означает, что механическая коробка передач абсолютно не требует внимания со стороны владельца, но интервалы, через которые производителем рекомендована замена масла в мкпп и даже качественные показатели используемого масла будут заметно отличаться. Как правило, замена масла в механике рекомендуется производителями через 60-70 тысяч километров пробега, а к самим маслам предъявляются значительно более мягкие требования, нежели к жидкостям для автомата.

В первую очередь это связано с особенностями строения механической коробки передач и, как результат, функциональными отличиями применяемого масла.

Особенности строения механической коробки передач (МКПП)

Упрощенно, механическая коробка представляет собой сочетание двух (на переднеприводных автомобилях) или трех (на авто с задним приводом) валов с блоками взаимодействующих шестерен.

Каждая пара шестерен обеспечивает необходимое в конкретной ситуации изменение крутящего момента, передаваемого от двигателя к колесам, а наличие дифференциала позволяет обеспечивать разную угловую скорость колес.

Наибольшее распространение получили 5-тиступенчатые коробки передач, но ряд производителей предлагает и другие варианты.

Часть элементов коробки находится в жестком зацепе, другие должны свободно скользить относительно друг друга.

Поэтому от масла, применяемого в механической коробке, помимо непосредственно смазывающих свойств, ожидают защиты от задира и износа, сокращения потерь на трение, а также обеспечения свободного скольжения или достаточно плотного примыкания там, где необходимо то или другое. Кроме того, масло осуществляет отвод лишнего тепла, поддерживая приемлемый температурный режим рабочих поверхностей.

Тончайшая масляная пленка должна быть достаточно устойчивой к нагрузкам, чтобы не позволять деталям вступать в прямое взаимодействие «на сухую», и в то же время не должна быть слишком плотной, чрезмерно вязкой, а масляный слой слишком толстым.

Как видим, функции трансмиссионного масла предполагают наличие противоположных физических характеристик в одном продукте. На практике, в большинстве применяемых на автомобилях массового производства масел, это достигается балансом в зоне средних значений по ключевым параметрам. Специфические масла с уклоном в те или иные свойства рекомендуются лишь для ограниченного числа автомобилей, отличающихся особыми требованиями (например, гоночных, грузовых или спецтехники).

Замена масла в мкпп легкового автомобиля на «усиленное», как правило, не целесообразно, если таковое не рекомендовано производителем авто. Следование рекомендациям, указанным в технической документации к автомобилю, является, безусловно, идеальным решением при выборе масла.

Особенности российских и импортных масел

Для владельцев ряда автомобилей российского производства выбор масла может быть осложнен различием классификаций масел на российском и западном рынках. Так, в технической документации зачастую указан индекс подходящего масла (группы и вязкости) в соответствии с принятой в нашей стране классификацией, закрепленной в ГОСТах, а импортные масла имеют несколько иную маркировку.

К сожалению, на современном рынке трансмиссионных масел крайне скудно представлены российские производители, и если отдельные примеры «минералки» еще можно найти, то отечественной полусинтетики и синтетики нет.

Но, в отличие от автоматических трансмиссий, для которых минеральное масло практически не применяется, замена масла в механике допускает использование таковых (хотя синтетика и полусинтетика остается более предпочтительной).

Как правило, специалисты сервисных центров, выполняющие замену масла в мкпп, хорошо ориентируются в подходящих для той или иной модели коробки передач продуктах. Но сопоставить существующие варианты классификаций можно и самостоятельно. Сразу оговоримся, что точное сопоставление в данном случае невозможно, соответствие будет лишь ориентировочным.

Расшифровки индексов российских масел

Российские индексы типа масла содержат буквенный код, обозначающий тип продукта, в нашем случае это будет ТМ – «трансмиссионное масло» и два блока цифр, например, ТМ-2-18.

Первая цифра обозначает группу масла в соответствии с его качественно-эксплуатационными характеристиками и областью применения.

Всего выделяют пять групп минеральных трансмиссионных масел:

  • 1 группа – минеральные масла без присадок. Для замены масла в механической коробке передач легковых автомобилей, как правило, масла этого типа не применяются.
  • 2 группа – масла с противоизносными присадками.
  • 3 и 4 группы – масла с противозадирными присадками умеренной и высокой эффективности соответственно.
  • 5 группа – минеральные масла с многофункциональными и универсальными присадками.

Группы масел по ГОСТ можно применять в приемлемой степени соответствующими классификации по API. В этом случае группа ТМ-1 будет соответствовать группе GL-1 и так далее для каждого типа.

Для большинства современных легковых автомобилей для замены масла в мкпп рекомендована 4 группа (ТМ-4, GL-4).

Второе число отражает степень вязкости масла:

  • 9 класс соответствует классу 75W по SAE,
  • 12 класс – 80 или 85W по SAE,
  • 18 класс – 90 по SAE,
  • 34 класс – 140 по SAE.

Замена масла в механической коробке передач (МКПП) должна производиться лишь на масло, аналогичное ранее использованному. Смешение различных масел, и, тем более, переход с масла одной группы на масло другой, крайне нежелателен.

Замена масла в механической коробке передач (МКПП) своими силами вполне реальна при наличии смотровой ямы, необходимого инструмента и достаточного количества времени.

Но, если вам не известен тип фактически залитого в коробку масла, либо было залито масло ненадлежащего качества, работы по замене масла в механике мы рекомендуем сопровождать промывкой системы для удаления тяжелого осадка, взвесей и остатков старого масла.

В этом случае обращение в сервисный центр и замена масла в мкпп силами профессионалов будет более эффективным и безопасным для коробки вариантом.

Наша станция технического обслуживания много лет специализируется на работе с автомаслами. Проверенные поставщики-лидеры рынка, полный комплект документации, подтверждающей качество приобретаемого масла и низкие цены – дополнительный бонус к высокому профессионализму сотрудников станции. Наши квалифицированные мастера всегда помогут подобрать масло, подходящее для Вашего автомобиля и качественно произведут его замену.

Замена масла в МКПП или вариаторе позволит избежать преждевременного износа коробки передач, продлить ее срок службы, улучшить комфорт во время вождения и избежать аварийных ситуаций. Главное, это доверять работу профессионалам – СТО SPOT. Убедитесь в этом сами – позвоните по телефону 8 (812) 603-44-80 и запишитесь на замену!

Источник: https://zamena-masla-spot.ru/useful/zamena-masla-v-mkpp-mehanicheskoy-korobke-peredach

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист
Сколько поршней в двигателе v8

Закрыть