Для чего служит стартер в автомобиле

Втягивающее реле стартера — неисправности, проверка, принцип, схема работы и ремонт

Для чего служит стартер в автомобиле

Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика.

Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много.

В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

Вам станет известно:

Втягивающее реле с сердечником

Принцип работы втягивающего реле

Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит, состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.

В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику.

При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.

Схема работы втягивающего реле

После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера — это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.

Схема втягивающего реле стартера

Схема втягивающего реле

В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера. С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.

Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка — непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки.

Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке. Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора.

Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.

Существуют модели реле с одной обмоткой — втягивающей. Однако такой вариант непопулярен в силу значительного расхода энергии аккумулятора.

К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:

  • При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
  • После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.

Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится, А причин его поломки может быть несколько:

  • выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
  • обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
  • деформация или ослабление возвратной пружины;
  • короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.

Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром

Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.

Как проверить втягивающее реле

Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:

  • Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок, производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
  • Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 13 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 35 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.

Ремонт втягивающего реле стартера

Изношенные контактные пластины реле

На многих современных машинах втягивающее реле выполнено в неразборном виде. Это делается по двум причинам. Первая — так увеличивается надежность механизма и его долговечность в силу механической защиты от внешних факторов.

Вторая — таким образом автопроизводители хотят получить большую прибыль от продажи своих комплектующих. Если в вашем автомобиле стоит именно такое реле, то лучший выход в данном случае один — его замена.

Запишите марку реле, его технические параметры, а лучше возьмите его с собой, и отправляйтесь в ближайший магазин или на авторынок за аналогичным новым.

Однако некоторые автовладельцы проводят его ремонт своими руками. Но при этом нужно знать, как разобрать втягивающее реле стартера. Если реле разборное — то оно поддается ремонту. В случае неразборного ремонт также возможен, однако в небольшом объеме. В частности, при пригорании “пятаков”, улучшении и чистке контакта. Если же сгорела или “закоротила” одна из обмоток, то такие реле, как правило, не ремонтируют.

В процессе демонтажа пометьте клеммы, чтобы в при установке не перепутать их. Также рекомендуется зачистить и обезжирить контакты реле и стартера.

Для дальнейших работ вам понадобится отвертка с плоским жалом, а также паяльник, олово и канифоль. Разборка реле начинается с того, что необходимо вытащить из него сердечник.

После этого откручиваются два, которые держат верхнюю крышку, где расположены контакты катушек. Однако перед тем как ее снять, необходимо отпаять упомянутые контакты. При этом необязательно отпаивать оба контакта.

Обычно, чтобы добраться к “пятакам”, достаточно отпаять лишь один контакт и приподнять с одной стороны крышку.

Разборка и ремонт втягивающего реле

Ремонт втягивающего реле ВАЗ 2104

Далее нужно открутить с верхней стороны болты, удерживающие “пятаки”, и достать их. В случае необходимости нужно провести их ревизию. То есть, почистить их с помощью наждачной бумаги с тем, чтобы избавиться от нагара. Аналогичную процедуру нужно выполнить и с их посадочными местами. С помощью слесарного инструмента (лучше всего с помощью отвертки с плоским жалом) почистить посадочное место, удалив оттуда грязь и нагар. Сборка корпуса реле происходит в обратном порядке.

Разборка и сборка разборного реле происходит аналогично. Для этого нужно раскрутить болты-шпильки и разобрать его корпус. Так вы доберетесь до внутренних элементов устройства. Работы по ревизии проводятся аналогично приведенному выше алгоритму.

Типы втягивающих реле и их производители

Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
  • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
  • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

  • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
  • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
  • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
  • Dynamo AD, Болгария;
  • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

Итоги

Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной, так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ.

Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим.

Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Источник: https://etlib.ru/blog/549-vtyagivayushchee-rele-startera

Стартеры

Для чего служит стартер в автомобиле

В качестве стартеров применяют четырехполюсные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением. Сила тока, питающего стартер при его работе, зависит от напряжения на зажимах стартера и скорости вращения якоря.

Обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из проводов большого сечения, и малой длины, поэтому стартеры обладают малым сопротивлением, в результате чего при полном торможении якоря в момент включения стартеры СТ2, СТ130-Б и СТ103 потребляют силу тока, достигающую 600-850А.

При вращении якоря его обмотка пересекает силовые линии магнитного потока возбуждения, и в проводниках якоря индуктируется э. д. с., действующая навстречу току в цепи стартёра и уменьшающая силу этого тока. При холостом ходе якоря (без нагрузки) скорость вращения его возрастает до 5 тыс.

об/мин, при этом сила тока снижается до 80-110А.

С увеличением силы тока, питающего стартер, возрастает магнитный поток возбуждения, который, взаимодействуя с магнитным потоком якоря, развивает большой крутящий момент, что облегчает пуск двигателя. Наибольший крутящий момент будет при неподвижном якоре, когда в цепи стартера сила тока максимальна.

Стартеры СТ2 и СТ130-Б

Стартеры СТ2, устанавливаемые на автомобиле ЗИЛ-131, и СТ130-Б — на автомобиле ГАЗ-66 — четырехполюсные, напряжением 12 В, мощностью 1,4—1,5 л. с., с принудительным электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением. Стартеры имеют аналогичные электрические схемы и устройство. Стартер СТ2 герметизированный.

Обмотка возбуждения разделена на две параллельные ветви. Вал якоря вращается в трех скользящих подшипниках. В стартере СТ2 герметизация корпуса и тягового реле обеспечивается резиновыми кольцами 10, 16 и 17 (рис. 47), а место крепления передней крышки с картером маховика — резиновым кольцом 26.

Рис. 47. Стартер СТ2:

1 — упорное кольцо; 2 — шестерня; 3 — муфта свободного хода; 4 — буферная пружина; 5 — поводковая муфта; 6 — пружина; 7 — корпус; 8 — стяжной болт; 9 — якорь; 10, 16, 17 и 25 — резиновые кольца; 11 — коллектор; 12 и 24 — крышки; 13 — защитный колпак; 14 — щетка; 15 — обмотка возбуждения; 18 — зажим реле; 19 — контактный диск; 20 — обмотки; 21 — якорек; 22 — возвратная пружина; 23 — регулировочный винт; 25 — рычаг

Тяговое реле служит для введения шестерни стартера в зацепление с шестерней маховика и включения рабочего тока в цепь стартера. Втягивающая 3 и удерживающая 4 обмотки (рис. 48) намотаны на латунной втулке 2 и защищены магнитопроводом 5.

При прохождении тока магнитные потоки обеих обмоток обеспечивают втягивание якорька 7, который перемещает контактный диск 1 в сторону главных зажимов; одновременно при перемещении рычага привода происходит зацепление шестерни, стартера с шестерней маховика.

Реле включения служит для включения электрической цепи обмоток тягового реле при пуске двигателя и автоматического выключения стартера после пуска двигателя в том случае, когда водитель несвоевременно поворачивает ключ выключателя зажигания из второго в первое правое положение.

При установке ключа выключателя зажигания во второе правое положение ток в цепи обмотки реле включения проходит по следующему пути (см. рис. 48):

положительный зажим батареи — зажим тягового реле — выключатель зажигания ВЗ — обмотка реле включения — зажим Я реле-регулятора — зажим Я генератора — обмотка якоря генератора — масса — выключатель батареи — отрицательный зажим батареи.

Рис. 48. Схема стартера СТ2 (СТ130-Б):

1 — контактный диск; 2 — латунная втулка; 3 — втягивающая обмотка; 4 — удерживающая обмотка; 5 — магнитопровод; 6 — шип; 7 — якорек; 8 — возвратная пружина; 9 — контакты; 10 — ярмо; 11 — обмотка; 12 — пружина; 13 — якорек; 14 — латунная пластина; 15 — ограничитель подъема якорька; К, Б, С — зажимы реле; ВЗ — выключатель зажигания; ВБ — выключатель батареи; КЗ — зажим тягового реле

Ток обмотки реле включения намагничивает сердечник, якорек 13 притягивается к нему и замыкает контакты 9, после чего включается цепь обмоток тягового реле. От положительного зажима батареи ток протекает на зажим тягового реле — зажим Б реле включения — ярмо 10 — якорек 13 — контакты 9 — зажим С реле включения — зажим тягового реле, а затем разветвляется на две параллельные ветви:

а) удерживающая обмотка 4 — масса;

б) втягивающая обмотка 3 — обмотка возбуждения стартера — изолированные щетки — коллектор — обмотка якоря — коллектор — массовые щетки стартера — масса. Затем ток возвращается через выключатель батареи на отрицательный зажим батареи.

При прохождении тока по обмоткам тягового реле якорек 7 втягивается внутрь магнитопровода и при помощи рычага 25 (см. рис. 47) вводит шестерню 2 стартера в зацепление с шестерней маховика. При этом контактный диск 1 (см. рис.

48) замыкает цепь стартера и аккумуляторной батареи, включая рабочий ток; одновременно диск 1 закорачивает втягивающую обмотку 3 тягового реле и добавочное сопротивление катушки зажигания.

При замыкании диском 1 основных зажимов тягового реле прекращается протекание тока во втягивающей обмотке 3, и якорек во втянутом положении будет удерживаться только одной обмоткой 4.

После того как двигатель пущен, водитель поворачивает ключ выключателя зажигания из второго в первое правое положение. Цепь тока, проходящего через обмотку реле включения, прерывается, контакты реле размыкаются и прерывают, цепь удерживающей обмотки 4 тягового реле. В этот момент втягивание якорька 7 прекращается, и под действием возвратной пружины 8 шестерня стартера выйдет из зацепления с шестерней маховика, а контактный диск 1 выключит рабочую цепь стартера.

Если после пуска двигателя ключ выключателя зажигания не переводить в первое правое положение, то стартер отключится автоматически. Так как напряжение генератора направлено встречно напряжению батареи и уменьшает силу тока в цепи обмотки реле включения, то намагничивание сердечника уменьшается, и пружина якорька размыкает контакты реле.

При этом выключается цепь обмоток тягового реле, пружина 8 возвращает якорек 7 и все детали привода стартера в первоначальное положение.

Червячная нарезка на валу якоря (см. рис. 47) при включении стартера обеспечивает не только поступательное перемещение, но и вращательное движение втулки привода и, следовательно, шестерни 2, что облегчает зацепление шестерни стартера с шестерней маховика.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает педаль тормоза

Если при включении стартера торец зуба шестерни 2 упрется в торец зуба шестерни маховика, то якорек 21 тягового реле, продолжая втягиваться внутрь магнитопровода, через рычаг 25 сожмет буферную пружину 4. В то же время контактный диск 19 замкнет главные зажимы 18 тягового реле, включая рабочий ток в стартер.

Якорь стартера, а вместе с ним шестерня 2 повернутся, и сжатая пружина 4 быстро введет шестерню 2 стартера в зацепление с шестерней маховика.

В случае заклинивания шестерни стартера в шестерне маховика в момент выключения стартера пружина 6 позволяет отвести контактный диск 19 тягового реле от главных зажимов 18, что предотвратит бесцельный разряд батареи через стартер. В это время усилием возвратной пружины 22 якорек 21 отходит от зажимов 18; при этом рычаг 25, перемещая левую половину разрезной поводковой муфты 5, сжимает пружину 6.

Муфта 3 свободного хода предупреждает передачу вращения от маховика на якорь стартера после пуска двигателя, что предотвращает разнос якоря.

Устройство и действие муфты аналогично муфтам стартеров СТ130, СТ113 и др. Винтом 23 регулируют момент замыкания контактного диска 19 с зажимами 18 тягового реле при зазоре 2-4 мм между торцом шестерни привода и упорным кольцом 1.

Стартер СТ103

Стартер СТ103 — четырехполюсный напряжением 24 В, мощностью 9-11 л. с. (в зависимости от емкости аккумуляторной батареи) с электромагнитным включением и дистанционным управлением устанавливают на двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

Увеличение мощности стартера СТ103 по сравнению со стартерами СТ130-Б и СТ2 достигнуто повышением напряжения до 24 в и силы тока до 850 А.

Для уменьшения сопротивления стартера обмотка якоря и обмотка возбуждения стартера выполнены из проводов большего сечения и в каждый щеткодержатель установлено по две щетки. Каждые две противоположные щетки соединены параллельно. Все четыре щетки изолированы от массы.

Обмотка возбуждения распределена на две параллельные ветви. По одному концу обеих пар катушек обмотки возбуждения соединено на массу.

Якорь вращается в трех скользящих подшипниках. Выброс проводников из пазов якоря предотвращается установкой бандажей 28 (рис. 49), состоящих из стальной проволоки, намотанной на картонную прокладку. Витки проволоки скрепляются скобами и пайкой.

Рис. 49.

Стартер СТ103:

а — общий вид стартера; б — детали механизма привода; в — траверса щеткодержателей;
1 — зажим; 2 — соединительная шина; 3 — щетки; 4 — зажим тягового реле; 5 — контактный диск; 6 — тяговое реле; 7 — якорек; 8 — регулировочный винт; 9 — серьга; 10 — рычаги; 11 — возвратная пружина; 12 — шестерня; 13 — масленка; 14 — сухарь; 15 — упорное кольцо; 16 — ленточная нарезка вала; 17 — пружина; 18 — ведущая гайка; 19 — шайба на ступице стакана; 20 — стакан; 21 — буферная пружина; 22 — палец рычага; 23 — ступица стакана; 24 — фланец среднего подшипника; 25 — обмотка якоря; 26 — обмотка возбуждения; 27 — якорь; 28 — бандажи; 29 — пружина щетки; 30 — коллектор; 31 — траверса щеткодержателей; 32 — щеткодержатели; 33 — соединительная шинка двух противоположных щеток; 34 — изоляционная прокладка; Б — углубление на нарезке вала; В — выступы ведущей гайки.

Привод стартера — комбинированный, т. е. включается шестерня принудительно от тягового реле, а выключается автоматически. В тяговом реле стартера удерживающая 5 и втягивающая 3 обмотки (рис. 50) намотаны на латунную втулку 6. Магнитные, потоки обмоток действуют в одном направлении.

Стальной якорек 8 перемещается в латунной втулке; шип 7 входит в паз 9 якорька и не позволяет ему провертываться при регулировке привода. Медный контактный диск 1 изолирован от латунного штока 4. Обмотки реле включаются в цепь выключателем ВК-50.

Действие обмоток реле аналогично действию обмоток тягового реле стартеров СТ2 и СТ130-Б.

При прохождении тока в обмотках тягового реле 6 (см. рис. 49) якорек 7, втягиваясь внутрь магнитопровода, через винт 8, соединительную серьгу 9 и рычаги 10 перемещает стакан 20 по валу якоря. Стакан торцом своей ступицы перемещает ведущую гайку 18 по червячной нарезке вала. Гайка 18 через пружину 17 перемещает шестерню 12 вдоль вала до упорного кольца 15 и вводит ее в зацепление с шестерней маховика. Усилие от гайки на шестерню передается выступами В гайки, входящими в прорези шестерни.

Рис. 50.

Схема стартера СТ103:

PC103 — тяговое реле; ВК318 — выключатель аккумуляторной батареи; ВК50 — выключатель стартера; 1 — контактный диск; 2 — магнитопровод; 3 — втягивающая обмотка; 4 — шток; 5 — удерживающая обмотка; 6 — латунная втулка; 7 — шип; 8 — якорек; 9 — паз в якорьке; 10 — регулировочный винт; 11 — серьга; 12 и 14 — рычаги; 13 — возвратная пружина; 15 — крышка; 16 и 19 — пружины; 17 — контактный болт; 18 — контактный диск; 20 — шток; 21 — корпус; 22 — гайка крепления выключателя; 23 — кнопка; 24 — контакт, соединенный с массой; 25 — изолированный контакт; 26 — контактный диск; 27 — кнопка выключения; 28 — кнопка включения.

В случае упора торцов зубьев зацепляемых шестерен окружной зазор в резьбе вала и шестерни 12 (см. сечение по А—А) допускает поворот шестерни относительно вала якоря на один зуб, что облегчает введение шестерен в зацепление.

В конце хода шестерни контактный диск 5 тягового реле включает цепь рабочего тока стартера и якорь начинает вращаться.

При вращении якоря вследствие трения ступицы 23 стакана о вал якоря происходит перемещение стакана в первоначальное положение, при этом палец 22 рычага 10 скользит по винтовому пазу стакана. В это время ведущая гайка 18 прижимает шестерню 12 к упорному кольцу 15.

После пуска двигателя шестерня маховика значительно увеличит число оборотов шестерни 12 стартера, которая, перемещаясь по резьбе вала, выйдет из зацепления с шестерней маховика. Пружина 21 смягчает удар торца шестерни 12 о ступицу 23.

При отключении стартера возвратная пружина 11 устанавливает якорек 7 и рычаги 10 в исходные положения. Ведущая гайка 18 фиксируется в исходном положении углублениями Б вала якоря.

В.М. Кленников, Н.М. Ильин

Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». другие статьи из

Глава «Электрооборудование»:

авточтиво, Устройство грузовых автомобилей

Источник: https://own.in.ua/view/item/1016

Последние публикации из рубрики

Для чего служит стартер в автомобиле

» Стартер

Стартер это основной механизм в автомобильной системе зажигания, работоспособность которого обеспечивает запуск двигателя. Неисправности в работе устройства приведут к проблемам эксплуатации авто, поэтому автовладельцы должны следить за состоянием механизма. Что это за узел, в чем заключается его принцип действия, какие бывают виды стартеров — читайте ниже.

Что такое ручной стартер автомобиля, как работает устройство, какое его назначение, как выглядит и где находится механизм в машине? Сначала рассмотрим характеристики узла с фото и видео, для чего нужен стартер.

Место расположения, назначение и устройство

Для чего служит узел? Назначение роторного или инерционного электрического автомобильного стартера заключается в запуске двигателя внутреннего сгорания.

По конструкции этот узел может включать в себя от 40 до 60 конструктивных элементов, самые важные:

  • электродвигатель, обеспечивающий работу механизма;
  • бендикс (муфта);
  • втягивающее реле;
  • маска устройства;
  • держатель щеток;
  • корпус, в котором установлены все компоненты;
  • подшипниковое устройство;
  • якорь.

Вал электромотора при поворачивании ключа в замке зажигания передает вращение на коленвал силового агрегата. Благодаря электродвигателю запускается ДВС машины. Бендикс или муфта используются для кратковременного соединения вала механизма с маховиком мотора. Благодаря реле обеспечивается замыкание и размыкание контактов электромотора.

Принцип работы

Принцип работы девайса заключается в использовании напряжения, которое выдается аккумулятором авто, для его преобразования в механическую энергию.

Принцип действия состоит в следующем:

  1. При установке и повороте ключика в выключателе зажигания водителем в выключателе замыкаются контакты. В итоге появившийся то поступает на втягивающую обмотку благодаря реле.
  2. Затем якорь реле перемещается в среднюю часть корпуса устройства. С помощью якоря выдвигается бендикс механизма из корпуса, что способствует введению в зацепление приводной шестерни муфты с маховиком.
  3. Когда якорь поступает в конечное положение, в выключателе зажигания контакты замыкаются. Ток поступает на два обмоточных элемента — электромотора и реле. Его попадание осуществляется в момент, когда шестеренка муфты входит в зацепление с венцом маховика.
  4. После этого происходит вращение непосредственно вала, благодаря чему заводится силовой агрегат авто. При увеличении скорости перемещения маховика растет и скорость передвижения вала. С ростом скорости муфта покидает зацепление с венцом, это достигается благодаря возвратной пружинке. Затем муфта поступает в первоначальное положение.
  5. Когда мотор автомобиля заведен, ключ в замке возвращается в изначальное состояние, это приводит к тому, что на стартер перестает подаваться энергия (автор видео — Михаил Нестеров).

Разновидности

Теперь вкратце рассмотрим виды механизмов, которые могут использоваться в машинах:

  1. Редукторный стартер. Устройства такого плана советуют использовать многие эксперты, поскольку они требуются меньше тока для обеспечения оптимальной работы. Благодаря этому свойству узел сможет запустить коленчатый вал и завести мотор даже при разряженном аккумуляторе. Ключевым преимуществом редукторных стартеров является наличие постоянных магнитов, что способствует снижению вероятных проблем в его работе в будущем. Из недостатков выделим ускоренный износ вращательной шестерни механизма, такая проблема актуальна для бракованных или откровенно дешевых устройств.
  2. Безредукторные механизмы, особенность которых лежит в прямом воздействии на вращение шестерни. Безредукторные устройства имеют упрощенную конструкцию, так что при поломке без проблем можно произвести ремонт. Напряжение от аккумулятора в безредукторных системах поступает на электромагнитный выключатель, это приводит к зацеплению шестерни с маховиком. Такой принцип действия обеспечивает более простой и быстрый запуск мотора.
    В отличие от редукторных, безредукторные устройства имеют увеличенный срок службы в силу своих конструктивных особенностей. Основным недостатком является то, что в мороз такой стартер может работать менее стабильно.

Самодельный стартер: возможно ли это?

Как сделать стартер? Никак, поскольку использование самодельных механизмов в современных автомобилях не допускается. Некоторые наши соотечественники практикуют изготовление стартеров своими руками, но на практике еще ни одно устройство не показало эффективность работы. Мощность самодельных механизмов более низкая, поэтому если летом их использование возможно, то в зимнее время работать они не смогут (видео снял Александр Храмцов).

Нюансы перемотки узла своими руками

Для ремонта механизма можно произвести перемотку полюсных катушек. Процедура перемотки несложная, но для ее выполнения нужно иметь определенные знания и навыки.

На практике изоляция обычно перегорает в одной катушке, но мы рассмотрим пример с перемоткой двух устройств:

  1. Демонтируйте устройство из посадочного места. Процесс снятия может отличаться на разных авто, поэтому руководствуйтесь конструктивными особенностями машины. После демонтажа механизм нужно разобрать.
  2. Для откручивания болтов полюсных элементов воспользуйтесь инерционной отверткой, сам башмачок при этом нужно надежно зафиксировать.
  3. Когда обмотка демонтирована, ее надо очистить. Очистка выполняется путем сжигания изоляции и зачистки элементов щеткой. Отогните сами катушки и прогрейте их, пока они не покраснеют. После катушки надо поместить в моду, это позволит сделать изоляцию более мягкой.
  4. Для удобства корпус очищается, при наличии следов коррозии поверхность стартера можно зачистить и загрунтовать. Грунтовка предотвратит образование ржавчины. На самих полюсных башмачках имеются метки, их надо отметить до того, как вы разберете механизм.
  5. Для изготовления межвитковой изоляции можно использовать тонкий прессшпан, на который наклеивается двухсторонний скотч. Затем материал разрезается на полоски, они должны быть шире шинок.
  6. После раздвиньте катушку гармошкой и приклейте получившуюся полоску на одну сторону шинки. Ее надо сдвинуть, а затем обжать катушку и намотать в двух местах скотчем. Скотч нужен двухсторонний, при его отсутствии можно воспользоваться клеем типа Секунда или Момент. После сборки одной катушки аналогично собирается вторая.
  7. Затем обе катушки перематываются специальной киперной лентой, при перемотке нужно соблюдать перехлест на 50% ее ширины. Каждый виток во время перемотки надо подтягивать. При отсутствии ленты можно воспользоваться полосками их хлопчатобумажной ткани. Ткань нужна крепкая, чтобы она не порвалась во время подтяжки полосок.
  8. Катушки нужно собрать и заизолировать с помощью изоленты. Оба элемента обжимаются по корпусу. Если у вас есть устройство для проверки якорей, то протестируйте собранную конструкцию. Когда корпус готов, надо припаять щетки, потребуется паяльник.

«Самостоятельный ремонт втягивающего реле»

Как отремонтировать стартерный механизм в гаражных условиях — подробная инструкция приведена ниже (ролик снял и опубликовал Александр Мовчан).

Источник: https://avtoklema.com/pusk/

Стартеры [1963 Вокрачко Ю.Г. — Учебник военного водителя второго класса]

Электрический стартер предназначен для вращения коленчатого вала при запуске двигателя и представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, снабженный приводом и специальным включателем или тяговым реле (реле привода).

Действие стартера основано на взаимодействии двух магнитных полей, создаваемых током якоря и током возбуждения.

Стартеры СТ8 и СТ15Б

Стартер СТ8 устанавливается на автомобиле ГАЗ-63, а СТ15Б — на автомобиле ЗИЛ-157К.

Оба стартера имеют одинаковое устройство и отличаются один от другого лишь формой рычага привода. Для повышения крутящего момента стартеры выполнены четырехполюсными. Обмотка возбуждения состоит из четырех последовательно соединенных катушек из медного провода прямоугольного сечения. Один конец обмотки присоединяется к клемме, изолированной от корпуса, другой — к положительным щеткам. Обмотка якоря выполнена также из медного провода прямоугольного сечения.

Вал якоря вращается в трех бронзо-графитовых втулках, запрессованных в двух крышках и во внутренней перегородке. В крышке со стороны коллектора крепятся четыре щеткодержателя с медно-графитовыми щетками. Отрицательные щетки соединяются с массой, а положительные — с обмоткой возбуждения.

Привод выполнен с ножным принудительным включением шестерни и роликовой муфтой свободного хода, которая предохраняет якорь стартера от разноса при запуске двигателя.

Рис. 62. Стартер СТ8: 1 — шестерня привода; 2 — муфта свободного хода; 3 и 15 — пружины; 4 — регулировочный винт; 5 — рычаг; 6 — толкатель; 7 — шток; 8 и 9 — контакты включателя; 10 — муфта; 11 — втулка; 12 — упорная шайба; 13 — ролик; 14 — плунжер; 16 — крестовина; 17 — обойма шестерни

Шестерня 1 привода (рис. 62) вращается свободно на валу якоря и соединяется с втулкой 11, посаженной на шлицах вала, роликовой муфтой 2 свободного хода. Внутренняя часть муфты представляет собой крестовину 16 шлицевой втулки с клиновидными пазами, в которых помещены ролики 13, отжимающиеся в сторону узкой части клиновидного паза усилием пружин 15 через плунжер 14. Наружной частью муфты является обойма 17 шестерни.

При передаче усилия от шлицевой втулки к обойме шестерни ролики заклиниваются в узкой части паза; при передаче усилия в обратном направлении ролики, сжимая пружины, перекатываются в широкую часть клиновидного паза, разобщая шестерню со втулкой. Таким образом, муфта свободного хода передает усилие только от якоря к шестерне, а когда маховик вращает шестерню с большим числом оборотов, чем якорь, муфта проскальзывает.

В корпусе включателя, кроме основных контактов 9, имеются два дополнительных контакта S, предназначенных для выключения вариатора. Контакты замыкаются контактными кольцами, которые установлены на штоке 7 и изолированы от него текстолитовыми шайбами и втулками.

Стартер СТ26

Стартер СТ26 (рис. 63) устанавливается на автомобилях МАЗ-200, МАЗ-502, КрАЗ-214 и КрАЗ-219.

Мощность стартера 11 л. с. при напряжении 24 в. Управление стартером дистанционное, т. е. шестерня привода включается тяговым реле.

Вал 30 стартера имеет винтовую нарезку, по поверхности которой скользит стакан 24. На стакане профрезерован винтовой паз 31, в который входит палец рычага 23.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На каком пробеге менять ремень грм на рено логан

На резьбе вала помещена ведущая гайка 26, которая своими выступами входит в пазы шестерни 28. Между гайкой и шестерней установлена пружина 27. Шестерня на резьбе имеет люфт, обеспечивающий поворот ее на один зубец без осевого перемещения.

Этим обеспечивается включение шестерни в случае попадания зубцов шестерни на зубцы венца маховика.

Тяговое реле состоит из сердечника 19, втягивающей 20 и удерживающей 21 обмоток, якоря 22, соединенного серьгой с рычагом привода, контактов 17 и 32 и контактного кольца 18, установленного на штоке якоря.

Включатель стартера типа ВК-ЗОБ одновременно является и переключателем батарей с параллельного соединения на последовательное, т. е. на 24 в. Он состоит из электромагнита с якорем 2 и контактной системы.

Работает включатель следующим образом. При нажатии на кнопку 1 по обмотке включателя идет ток от аккумуляторной батареи № 1; при этом якорь 2 втягивается и контактные кольца 4 и 7 замыкают контакты. Контакты 6 и 16 соединяют обе аккумуляторные батареи последовательно, а контакты 8 и 15 включают обмотки тягового реле. Текстолитовая шайба 12 размыкает вспомогательные контакты 10, 11, 13 и 14.

Ток в обмотки тягового реле идет по цепи: положительная клемма батареи № 2, контакты 15 и 8 включателя, клемма PC, зажим тягового реле; далее ток разветвляется и идет по двум цепям: 1) удерживающая обмотка, масса, отрицательная клемма батареи № 1; 2) втягивающая обмотка, обмотка возбуждения стартера, обмотка якоря, масса, отрицательная клемма батареи № 1.

Якорь 22, втягиваясь, заставляет рычаг 23 повернуться вокруг оси; своим нижним концом рычаг передвигает стакан 24, который в свою очередь через ведущую гайку 26 и пружину 27 вводит шестерню 28 в зацепление с венцом маховика.

Рис. 63. Стартер СТ26: 1 — кнопка стартера; 2 — якорь включателя; 3 — обмотка; 4, 7 и 18 — контактные кольца; 5 — шток; 6, 8, 15 и 16 — контакты; 9, 25 и 27 — пружины — 10, 11, 13 и 14 — вспомогательные контакты; 12 — текстолитовая шайба; 17 и 32 — контакты тягового реле; 19 — сердечник; 20 — втягивающая обмотка; 21 — удерживающая обмотка; 22 — якорь; 23 — рычаг; 24 — стакан; 26 — ведущая гайка; 28 — шестерня; 29 — упорное кольцо; 30 — вал; 31 — винтовой паз

Когда шестерня входит в зацепление, кольцо 18 замыкает контакты 17 и 32 и втягивающая обмотка выключается. Ток идет по цепи: положительная клемма батареи № 2, контакты 17 и 32, обмотка возбуждения, обмотка якоря, масса, отрицательная клемма батареи № 1.

Ток резко возрастает, и якорь стартера вращает вал двигателя. Якорь тягового реле удерживается одной удерживающей обмоткой.

Вместе с валом якоря в результате действия сил трения поворачивается и стакан; палец рычага входит в винтовой паз, и под действием пружины 25 стакан возвращается в исходное положение.

После запуска двигателя шестерня, вращаясь с большей скоростью, чем вал якоря, по винховой нарезке вала свинчивается и возвращается в исходное положение. Пружина 25 смягчает ее удар.

При отпускании кнопки 1 ток в обмотке 3 прекращается и якорь 2 возвращается в исходное положение; основные контакты размыкаются, а вспомогательные — замыкаются, соединяя батареи между собой параллельно.

При размыкании контактов 8 и 15 ток в удерживающей обмотке прекращается и якорь 22 с рычагом 23 возвращаются в исходное положение.

Стартер СТ21

Стартер СТ21 с дистанционным управлением устанавливается на автомобиле М-21 «Волга». Включается стартер поворотом ключа замка зажигания.

Вал якоря имеет винтовую нарезку, на которой расположен привод с шестерней и роликовой муфтой свободного хода (по типу стартера СТ8). Перемещается привод по винтовой нарезке при помощи тягового реле. Цепь обмоток тягового реле замыкается на батарею контактами вспомогательного реле. Обмотка вспомогательного реле включена на аккумуляторную батарею через генератор, что обеспечивает автоматическое выключение цепи стартера после запуска двигателя.

После того как двигатель начал работать, обмотка вспомогательного реле оказывается под разностью напряжений генератора и батареи. Этой разности недостаточно для удержания якоря вспомогательного реле, и его контакты размыкаются даже в том случае, если водитель удерживает ключ замка зажигания.

Обслуживание стартеров

Через каждые 800 — 1000 км пробега автомобиля проверять затяжку болтов крепления стартера и состояние клемм.

Через каждые 5000 — 6000 км пробега автомобиля необходимо:

— снять защитную ленту и проверить состояние рабочей поверхности коллектора и щеток; в случае загрязнения или подгорания протереть их чистой ветошью, смоченной в бензине, или зачистить стеклянной шкуркой, затем продуть сжатым воздухом;

— проверить и при необходимости зачистить контакты включателя стартера.

При сезонном обслуживании автомобиля необходимо;

— снять стартер с двигателя;

— Проверить состояние щеток; если щётки износились до высоты 6-7 мм, заменить их; давление пружин на щетки должно быть 1200-1300 г;

— разобрать стартер, протереть все детали и продуть сжатым воздухом;

— проверить состояние рабочей поверхности коллектора и при необходимости зачистить его стеклянной бумагой № 100-120;

— проверить состояние контактов включателя (тягового реле) и при необходимости зачистить их;

— смазать подшипники жидким маслом;

— собрать стартер, проверить работу привода и отрегулировать включение стартера.

Регулировка привода стартера заключается в согласовании моментов включения шестерни и замыкания контактов включателя.

В стартерах СТ8 и СТ15-Б зазор между торцом шестерни 1 (рис. 62) и упорной шайбой 12 при нажатии до упора на рычаг 5 должен быть 0,5 — 1,5 мм. Регулируют зазор винтом 4, предварительно отвернув контргайку. Момент замыкания контактов включателя регулируют толкателем 6, предварительно отвернув обе контргайки.

Для определения момента замыкания контактов пользуются контрольными лампочками, подключенными к клеммам включателя и аккумуляторной батареи. При замыкании основных контактов зазор между шестерней и упорной шайбой должен быть 1 — 3 мм. Дополнительные контакты 8 должны замыкаться одновременно с основными или несколько раньше их.

В стартерах СТ26 при полностью втянутом якоре тягового реле шестерня 28 (рис. 63) должна касаться упорного кольца 29. Момент включения регулируется регулировочным винтом, ввернутым в якорь тягового реле. Если при полностью втянутом якоре шестерня не касается упорного кольца, винт ввернуть. Если же при не полностью втянутом якоре шестерня преждевременно касается упорного кольца, вывернуть винт.

Основные неисправности стартеров

Источник: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st044.shtml

Принцип работы стартера

Время, требующееся начинающему автолюбителю чтобы пройти расстояние от обыкновенной езды до самостоятельного выполнения ремонтно-восстановительных работ на своем автомобиле, как правило, невелико. И готовиться к этому моменту лучше заранее. Однако сразу возникает вопрос: «С чего начать?». Опытные автовладельцы в большинстве своем единодушны в ответе на этот вопрос. С изучения устройства стартера. Почему? Все очень просто.

Стартер автомобиля – агрегат, от надежного функционирования которого зависит устойчивый пуск силового агрегата, без чего движение автомобиля в принципе невозможно. Кроме того, знания конструктивных особенностей такого важного агрегата, каковым является стартер транспортного средства, позволит не только технически грамотно выполнять процедуру пуска, но и легко устанавливать источники возникающих проблем, а, значит и своевременно их устранять.

Устройство стартера автомобиля

На рисунке 1, в начале статьи, обозначены основные элементы стартера.

Любой автомобильный стартер, являющийся по сути своей электрическим двигателем, состоит из довольно большого количества конструктивных элементов (от четырех до шести десятков), входящих в его основные узлы:

  • Собственно электродвигатель.
  • Обгонную муфту, или бендикс (последнее название, являющееся фамилией изобретателя, наиболее распространено в среде автолюбителей).
  • Втягивающее, или тяговое реле (далее по тексту ВР).

Понимание устройства стартера, как агрегата, лежит в плоскости знания функционального назначения каждого из узлов, степени его приоритетности, эксплуатационных возможностях и т.д.

Электрический двигатель, являющийся основным узлом, функционально предназначен для передачи вращающего момента со своего вала на коленчатый вал силовой установки.

Другие два узла – вспомогательные, и их функциональное предназначение заключается:

— продольное перемещение обгонной муфты, обеспечивающее в свою очередь перемещение ее рабочей шестерни, вызываемое движением якоря реле;

— замыкание контактов электрического двигателя в момент зацепления зубьев венца маховика с зубьями рабочей шестерни;

  • Бендикс. Обеспечение надежного соединения вала электродвигателя с венцом маховика.

Схема стартера

Принципиальная схема обеспечения пуска силового агрегата, в которой участвует стартер (поз.3) выглядит так, как показано на рис.2, а ее основными элементами служат: аккумуляторная батарея (поз.1), генератор (поз.2) и выключатель (замок) зажигания (поз.4).

Рис.2

Кроме того, в данном разделе статьи мы посчитали уместным разместить еще одну схему, позволяющие произвести достаточно эффективную проверку работоспособности стартера.  

Схема соединений для проверки стартера на стенде

Для проверки (на стенде) механических и электрических параметров стартера собирают несложную схему, приведенную на рисунке 3. Ее элементами являются:

  • сам стартер (поз.1);
  • цифровой или стрелочный вольтметр, предел шкалы которого составляет не менее 15 Вольт (поз.2);
  • ползунковый реостат, примерно на 800 Ампер (поз.3);
  • цифровой или стрелочный амперметр, величина шунта которого составляет 1000 Ампер (поз.4);
  • выключатель (поз.5);
  • автомобильная АКБ емкостью 55 А/час (поз.6).
  • соединительные провода сечением 16,0 миллиметров квадратных и более.

Как уже упоминалось выше, стартер, являющийся электромеханическим прибором, имеет принцип действия, основанный на использовании электрической энергии, получаемой от АКБ автомобиля, и преобразовании ее в энергию механическую, то есть энергию двигателя автомобиля.

При этом внутри стартера и других элементов схемы (смотри рис.2) происходит следующее:

  • Через замкнутые контакты включателя зажигания (поз.4) ток поступает на контакты реле стартера (поз.3), а затем на клеммы втягивающей обмотки ВР.
  • Якорь ВР, выполняя поступательное движение внутри его (ВР) корпуса, перемещает обгонную муфту до зацепления зубьев ее рабочей шестерни с зубьями венца маховика.
  • Достижение якорем ВР конечного положения вызывает замыкание контактов, что, в свою очередь, вызывает поступление тока на обмотку электродвигателя и обмотку (удерживающую) реле.
  • Вал стартера, передавая вращающий момент коленчатому валу двигателя (через маховик) обеспечивает пуск силовой установки.
  • Достижение маховиком скорости вращения, превышающей скорость вращения вала двигателя стартера, выводит зубья рабочей шестерни бендикса из зацепления с зубьями венца, а возвратная пружина обеспечит возвращение обгонной муфты в первоначальное (до пуска) положение.
  • Возврат ключа в выключателе зажигания прекращает подачу тока на  контакты стартера от АКБ, и дальнейшая работа силовой установки происходит без его (стартера) участия.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что наряду со знанием устройства и принципа действия стартера, новичку-автолюбителю совершенно необходимо знать такие характеристики стартера, как: номинальная мощность, номинальное напряжение питания, величина потребляемого тока, частота вращения вала, значение крутящего момента и т.д.

Устройство и работа стартера

Источник: https://vipwash.ru/starter/princip-raboty-startera

Назначение стартера в автомобиле – Как устроен автомобильный стартер, принципы работы

  • Как устроен автомобильный стартер, принципы работы
  • Стартер
  • Назначение, особенности устройства и принцип работы стартера автомобиля
  • устройство, назначение и принцип работы, фото и видео, где находится и для чего нужен в машине
  • Автомобильный стартер: назначение и устройство
  • Техническая информация о стартере и генераторе. О ремонте стартера и ремонте генератора.
  • Оглавление

Большинство водителей очень быстро переходят от желания просто ездить к желанию проводить самостоятельно некоторые ремонтные работы своего авто. Для того чтобы совершенствовать свой автомобиль нужно знать принцип его работы и внутренне устройство.

А приступить к изучению лучше с самого начала, то есть со стартера автомобиля – то, без чего движение ТС изначально невозможно.

Стартер, его назначение

Стартер – это устройство относительно маленьких размеров, которое, в силу своей конструкции, преобразовывает электрический поток энергии в механический. Из самого названия следует, что служит деталь для запуска двигателя.

Визуально, стартер – это небольшой мотор постоянного тока, который имеет механический привод. Он запускает первичное движение коленвала с частотой, необходимой для запуска ДВС и является обязательно составляющей электрического оборудования транспортного средства.

Если разбирать структуру стартера более детально, то можно понять, что он выглядит как четырехполюсный двигатель. Питает такой мотор аккумулятор автомобиля – сразу после поворота ключа зажигания, на клемму реле поступает ток. Мощность у элемента бывает разная, но производители предусматривают для большинства бензиновых ДВС стартеры на 3кВт. Напряжение от АКБ автомобиля значительно усиливает работу электромотора.

Поскольку, в идеале, стартер – единственный способ завести двигатель, автомобильные производители изобретают массу дополнительных функций и блокирующие механизмы для повышения безопасности при запуске двигателя и снижения риска угона.

К примеру, некоторые модели автомобиля предусматривают запуск двигателя только при выжатом сцеплении. При АКПП включение стартера происходит, только если селектор находится в положении «parking».

Виды стартеров

Среди всего спектра автомобильных деталей выделяют только два типа стартеров двигателя:

  1. Без редуктора. Не имея редуктора, такие детали обладают возможностью прямого воздействия на шестерню. Кроме того, после момента получения тока на контроллер, стартер обеспечивает более быстрое зажигание, за счет мгновенной цепкости шестерни и маховика. Такие устройства имеют большое преимущество в виде простой конструкции, легкой возможности ремонта и очень низкой вероятности поломки из-за влияния электричества. Однако среди недостатков автомобилисты выделяют иногда перебойную работу в условиях низкой температуры.
  1. С редуктором. Казалось бы, после большого списка преимуществ безредукторного стартера, выбор можно остановить, но нет. Большинство специалистов настаивают на эксплуатации стартера с редуктором. За счет последнего эффективная работа возможна, даже если заряд АКБ на исходе. Сниженная потребность тока усиливается наличием постоянных магнитов. Подобный тандем снижает вероятность проблем с обмоткой практически к нулю. С другой стороны, продолжительная эксплуатация такого устройства чревата поломками основной шестерни. Хотя чаще к этому приводит производственный брак.

Внутреннее устройство и особенности

ДВС генерирует энергию для работы при помощи оборотов коленвала. Другие электрические системы транспортного средства работают от этой же энергии. Чтобы запустить ТС с неподвижной точки необходимо правильное взаимодействие электродвигателя и внешнего источника – аккумулятора.

Общий тандем обеспечивается благодаря некоторым составляющим:

  • Якорь. Имеет запрессованный сердечник и несколько коллекторных пластин. Основа изготовляется из легированной стали.
  • Щетки и держатели. По ходу главного цикла, щетки способствую повышению мощности. В первую очередь, служат для подачи рабочего напряжения на набор пластин якоря.
  • Реле. Главное назначение втягивающего реле – подача питания от зажигания и выталкивание обгонной муфты. Производители предусмотрели в структуре несколько силовых контактов и специфичную перемычку.
  • Непосредственно электромотор. Включает несколько сердечников и обмотки возбуждения; имеет форму цилиндра.
  • Бендикс и шестерня. Главный рабочий механизм стартера, который перенаправляет момент вращения на венец маховика ДВС через шестерню при помощи роликового механизма. После запуска система разрывает связь венца маховика и приводной шестерни, сохраняя работоспособность всего устройства.

Подобным образом устроено большинство автомобильных стартеров, хотя могут быть некоторые отличия. В целом, если разобрать элемент, можно насчитать порядка 50 различных составляющих компонентов.

Чаще всего отличия между разными устройствами заключаются в механизме рассоединения шестерен.

В автомобилях с АКПП стартер может иметь несколько дополнительных обмоток, чтобы предотвратить запуск мотора при ходовой позиции селектора.

Принцип работы автомобильного стартера

Автомобильный стартер относится к ряду электромеханических приспособлений ТС. В основе лежит преобразование природы одной энергии в другую, и чтобы в итоге завести двигатель, происходят следующие процессы:

  1. Ток попадает на обмотку тягового реле после прохождения по реле стартера, исключительно после замыкания контакта замка зажигания.
  2. Якорь взаимодействует с бендиксом. Через втягивающее реле внутри мотора бендикс заставляет венец маховика и шестерню сцепиться.
  3. При достижении верхней точки, контакты взаимодействуют для передачи напряжения к обмотке стартера.
  4. Движение вала провоцирует запуск ДВС. В момент, когда скорости маховика и вала отличаются в положительную сторону, зацепление прекращается и бендикс возвращается в стартовую позицию за счет пружины.
  5. Подача энергии прекращается при повороте ключа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работают масляные амортизаторы

С виду может показаться, что механизм работы стартера достаточно запутан, но это чувство преследует водителя до первого самостоятельного ремонта элемента.

Возможные проблемы стартера

Естественно, что на стартер приходится гораздо меньше нагрузки, чем на многие другие узлы транспортного средства, но даже при лояльных нагрузках полностью исключить вероятность поломки невозможно.

  • Стартер «отказывается» запускаться. Причин для такого поведения устройства может быть несколько, и все они напрямую связаны с внутренней конструкцией элемента – неисправности реле, нарушение контактов или обмотки.
  • Медленное движение коленвала. Возможной основой для замедленного вращения вала может стать повышенная вязкость масла, снижение заряда внешнего источника питания или окислением контактов проводов.
  • Вращение якоря не приводит в движение коленчатый вал. Скорее всего, подобная неприятность возникает из-за буксировки муфты свободного хода привода или помехи в передвижении элемента по винтовой нарезке вала.
  • Скрежет шестерни. За нехарактерным поведением шестерен стоит неправильно отстроенное замыкание контактов или задиры на зубчиках венца маховика ДВС. Маловероятной, но все-таки причиной, может быть ослабление пружины привода.
  • Излишне продолжительная работа стартера. Специалисты считают, что причина кроется в заедании замка зажигания или обмотки в структуре стартера, неправильная работа контактов.
  • Усиление шума. Нехарактерные громкие звуки появляются по причине ослабевания креплений деталей стартера или из-за медленного выхода шестерни из зацепления.

Проблем в работе стартера лучше не допускать. Естественно, что практически любую его поломку можно компенсировать грамотным ремонтом, но правильнее будет приобрести новое исправное устройство, не стараясь при этом сэкономить на стоимости элемента.

Чтобы разбираться в пусковой системе автомобиля, необходимо не только знать устройство стартера, но и разбираться в его технических характеристиках: напряжение, мощность, потенциальная скорость движения вала, величина крутящего момента и необходимый ток. Естественно, что любые знания лучше закрепить практикой. Для начала можно ознакомиться с некоторыми видео в сети:

Источник: https://cgt24.ru/raznoe/naznachenie-startera-v-avtomobile-kak-ustroen-avtomobilnyj-starter-principy-raboty.html

Стартер ВАЗ. Все о стартере для автомобилей ВАЗ

Основная функция автомобильного стартера для ВАЗ – запуск ДВС. Именно им обеспечены изначальные обороты коленвала с заданной точностью. Стартер входит в обязательную комплектацию любого автомобиля отечественного или зарубежного производства. Его конструкция являет собой двигатель постоянного тока, обладающий четырьмя полюсами. Питание стартера происходит от аккумулятора. Для автомашин ВАЗ достаточно образца, имеющего мощность 3 Киловатт.

Из чего состоит классический стартер для ВАЗ:

  • Корпус. Обладает цилиндрическими очертаниями, изготавливаются из стали. Служит для размещения сердечников и обмотки.
  • Якорь. Имеет вид оси и производится из легированной стали. Служит для запрессовки коллекторных пластин и сердечника.
  • Втягивающее реле. Подает ток от зажигания на корпус стартера для ВАЗ. Дополнительной функцией является выталкивание муфты.
  • Приводная шестерня и бендикс. Механизм, служащий для передачи крутящего момента на маховик.
  • Щетки и держатели. Подают напряжение на пластины якоря, увеличивает мощность корпуса стартера.

Часто встречаются модели, в которых присутствуют и иные элементы, но вышеперечисленный список является необходимой основой для каждого стартера.

Разновидности стартеров по конструкции

Имеются две разновидности данного механизма, различных по типу конструкции: с наличием редуктора и без него. На автомобилях ВАЗ чаще устанавливается второй вариант.

Редукторные стартеры входят в непосредственный контакт с шестерней. Это обеспечивает простоту ремонта и упрощенную комплектацию элемента. За счет отсутствия редуктора мотор запускается быстрее и способен выносить большие нагрузки.

Модели, оснащенные редуктором , предполагаются для автомашин, предназначенных для установки повышенной мощности или на дизельном питании. Эта модель более эффективна и потребляет меньше энергии, обладает более компактными размерами и неплохо переносит перепады силы тока.

Как производится работа стартера

Профессионалы подразделяют три стадии его работы:

  • сцепление маховика и шестерни;
  • запуск;
  • расцепление шестерни и маховика.

Можно рассмотреть его работу более подробно:

  • После поворота ключа в замке зажигания, происходит подача питания на замок и реле.
  • Далее шестерня бендикса цепляется с маховиком.
  • Одновременно с этим происходит замыкание цепи и ток подается на корпус стартера.
  • В этот же момент запускается мотор автомобиля , а после того, как его обороты начнут иметь более высокую частоту, чем у стартера, происходит расцепление шестерни и вала муфтой.

Ремонт и диагностика стартеров для ВАЗ

Стартер является одной из тех деталей, за которыми очень сложно ухаживать. Единственное, что может сделать водитель, это проводить регулярный тех осмотр и диагностику данного элемента. В случае, если стартер перестанет работать, машина перестанет ездить и ее владелец превратится из автолюбителя в обычного пешехода, поэтому откладывать диагностику – недопустимо.

Источник: https://startservice.ru/starter-vaz-vse-o-startere-dlya-avtomobilej-vaz.html

Стартер приора 16 клапанов — Авто-ремонт

В ответственный момент всегда приятно, когда двигатель автомобиля заводится легко и не нужно беспокоиться о том, что куда-то опоздаешь. К примеру, утром спеша на работу, пуск двигателя автомобиля Приора станет радостным событием, особенно, если до этого были проблемы с ним. Осведомленность в том, как происходит этот самый запуск, позволит существенно сократить время устранения проблемы, а также сэкономить свои финансы.

Стартер Лада Приора: устройство и принцип действия

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, питающийся от АКБ. Он предназначен для кратковременной работы 10-15 с. Между периодами работы стартера нужно делать перерывы, в 1,5-2 раза превышающие время его включения.

Это объясняется тем, что при пуске двигателю автомобиля Приора надо сообщить большой крутящий момент, направленный на преодоление компрессии в цилиндрах и сил трения.

В период работы стартер потребляет ток большой величины, порядка 300-400 А, что приводит к нагреву проводников.

Конструкция стартера позволяет его разобрать, а также выполнить ремонт, не покупая его полностью (в сборе). Стартер состоит из:

  • Якоря;
  • Постоянных магнитов;
  • Щёток с щёткодержателям;
  • Тягового реле;
  • Муфты и шестерни;
  • Задней, передней крышки.

Это основные детали стартера, не учитывая уплотнителей, стопорных, ограничительных колец, втулок и проч.

Принцип действия основан на взаимодействии магнитного поля постоянных магнитов с полем якоря. Тяговое реле передвигает вдоль вала муфту с шестерней, т. е. вводит и выводит её в зацепление с зубчатым венцом маховика.

Якорь стартера

Основные неисправности и способы их устранения

Стартер автомобиля Лада Приора – узел довольно надёжный, однако, с ним случаются проблемы. Наиболее распространенными являются неисправности тягового реле или, как его ещё называют в народе, втягивающим реле.

Основные проблемы с тяговым реле:

  • Подгорание контактов;
  • Замыкание обмотки;
  • Препятствие для движения якоря реле.

При подгорании контактов слышен щелчок, но якорь стартера не вращается или вращается медленно.

Такое происходит по причине прилегания контактов не по всей площади, в результате чего появляется зазор, соответственно, электрическая дуга, которая нагревает медь до высокой температуры и на её поверхности образуется плёнка из оксида меди, который выполняет роль изолятора.

Бывает так, что на контакте появляется воронка от плавления меди, и площадь соприкосновения со временем уменьшается. Устраняется путём замены контактов, их очистке или замены тягового реле полностью.

Причиной замыкания обмотки реле может быть попадание воды или снижение изоляционной способности эмульсии, покрывающей провод в результате сильного нагрева.

Но чаще всего, это перегрев и попадание влаги, особенно, если она превращается в лёд и разрушает изоляцию. Обмотка реле находится в закрытом корпусе, но проникновение воды возможно с торцов, поэтому нужно обеспечить гидроизоляцию реле со стороны двигателя автомобиля Приора, нанеся тонкий слой герметика.

Влага, попавшая в зазор между реле и стартером, приводит к коррозии металла якоря, что, в свою очередь, может создавать препятствия для его движения.

Такое бывает, когда после эксплуатации автомобиль хорошо нагрелся и не заводится. Вероятно, это связано с температурным расширением якоря, т. к. стартер находится на двигателе и часть тепла передаётся ему, или со значительным увеличением силы трения из-за коррозии. В такие моменты щелчок слышен не сразу, а с запаздыванием или звук от него слабый. Устранить можно зачистив якорь наждачной бумагой, а при необходимости смазать якорь.

Сильному износу подвержены щётки и втулки, т. к. на них приходится большая нагрузка. Шестерня стартера Лада Приора выходит из строя не часто, но если слышен треск и понятно, что он исходит не от тягового реле, то, скорее всего, неисправна шестерня стартера либо зубчатый венец маховика.

Проверить работу тягового реле и электродвигателя можно с помощью проводов для “прикуривания” аккумулятора, соединив ими батарею и соответствующие контакты стартера автомобиля Приора. В случае, если стартер работает хорошо стоит проверить состояние АКБ и цепь его включения на автомобиле, в которую входят контакты и реле. Возможен также обрыв проводов. Начинать нужно с внешнего осмотра мест соединений проводов к стартеру и к аккумулятору.

Проверить исправность цепи можно тестером или контрольной лампой. Следует помнить, что проверку нужно начинать с аккумулятора. Возможно, он разряжен и не даёт необходимого тока для стартера.

Источник: https://555-shop.ru/vaz/starter-priora-16-klapanov.html

Устройство и принцип работы стартера

Большинство водителей очень быстро переходят от желания просто ездить к желанию проводить самостоятельно некоторые ремонтные работы своего авто. Для того чтобы совершенствовать свой автомобиль нужно знать принцип его работы и внутренне устройство. А приступить к изучению лучше с самого начала, то есть со стартера автомобиля – то, без чего движение ТС изначально невозможно.

Стартер, его назначение

Стартер – это устройство относительно маленьких размеров, которое, в силу своей конструкции, преобразовывает электрический поток энергии в механический. Из самого названия следует, что служит деталь для запуска двигателя.

Визуально, стартер – это небольшой мотор постоянного тока, который имеет механический привод. Он запускает первичное движение коленвала с частотой, необходимой для запуска ДВС и является обязательно составляющей электрического оборудования транспортного средства.

Если разбирать структуру стартера более детально, то можно понять, что он выглядит как четырехполюсный двигатель. Питает такой мотор аккумулятор автомобиля – сразу после поворота ключа зажигания, на клемму реле поступает ток. Мощность у элемента бывает разная, но производители предусматривают для большинства бензиновых ДВС стартеры на 3кВт. Напряжение от АКБ автомобиля значительно усиливает работу электромотора.

Поскольку, в идеале, стартер – единственный способ завести двигатель, автомобильные производители изобретают массу дополнительных функций и блокирующие механизмы для повышения безопасности при запуске двигателя и снижения риска угона.

К примеру, некоторые модели автомобиля предусматривают запуск двигателя только при выжатом сцеплении. При АКПП включение стартера происходит, только если селектор находится в положении «parking».

Виды стартеров

Среди всего спектра автомобильных деталей выделяют только два типа стартеров двигателя:

  1. Без редуктора. Не имея редуктора, такие детали обладают возможностью прямого воздействия на шестерню. Кроме того, после момента получения тока на контроллер, стартер обеспечивает более быстрое зажигание, за счет мгновенной цепкости шестерни и маховика. Такие устройства имеют большое преимущество в виде простой конструкции, легкой возможности ремонта и очень низкой вероятности поломки из-за влияния электричества. Однако среди недостатков автомобилисты выделяют иногда перебойную работу в условиях низкой температуры.
  2. С редуктором. Казалось бы, после большого списка преимуществ безредукторного стартера, выбор можно остановить, но нет. Большинство специалистов настаивают на эксплуатации стартера с редуктором. За счет последнего эффективная работа возможна, даже если заряд АКБ на исходе. Сниженная потребность тока усиливается наличием постоянных магнитов. Подобный тандем снижает вероятность проблем с обмоткой практически к нулю. С другой стороны, продолжительная эксплуатация такого устройства чревата поломками основной шестерни. Хотя чаще к этому приводит производственный брак.

Внутреннее устройство

ДВС генерирует энергию для работы при помощи оборотов коленвала. Другие электрические системы транспортного средства работают от этой же энергии. Чтобы запустить ТС с неподвижной точки необходимо правильное взаимодействие электродвигателя и внешнего источника – аккумулятора.

Общий тандем обеспечивается благодаря некоторым составляющим:

  • Якорь. Имеет запрессованный сердечник и несколько коллекторных пластин. Основа изготовляется из легированной стали.
  • Щетки и держатели. По ходу главного цикла, щетки способствую повышению мощности. В первую очередь, служат для подачи рабочего напряжения на набор пластин якоря.
  • Реле. Главное назначение втягивающего реле – подача питания от зажигания и выталкивание обгонной муфты. Производители предусмотрели в структуре несколько силовых контактов и специфичную перемычку.
  • Электромотор. Включает несколько сердечников и обмотки возбуждения; имеет форму цилиндра.
  • Бендикс и шестерня. Главный рабочий механизм стартера, который перенаправляет момент вращения на венец маховика ДВС через шестерню при помощи роликового механизма. После запуска система разрывает связь венца маховика и приводной шестерни, сохраняя работоспособность всего устройства.

Подобным образом устроено большинство автомобильных стартеров, хотя могут быть некоторые отличия. В целом, если разобрать элемент, можно насчитать порядка 50 различных составляющих компонентов.

Чаще всего отличия между разными устройствами заключаются в механизме рассоединения шестерен.

В автомобилях с АКПП стартер может иметь несколько дополнительных обмоток, чтобы предотвратить запуск мотора при ходовой позиции селектора.

Принцип работы

Автомобильный стартер относится к ряду электромеханических приспособлений ТС. В основе лежит преобразование природы одной энергии в другую, и чтобы в итоге завести двигатель, происходят следующие процессы:

  1. Ток попадает на обмотку тягового реле после прохождения по реле стартера, исключительно после замыкания контакта замка зажигания.
  2. Якорь взаимодействует с бендиксом. Через втягивающее реле внутри мотора бендикс заставляет венец маховика и шестерню сцепиться.
  3. При достижении верхней точки, контакты взаимодействуют для передачи напряжения к обмотке стартера.
  4. Движение вала провоцирует запуск ДВС. В момент, когда скорости маховика и вала отличаются в положительную сторону, зацепление прекращается и бендикс возвращается в стартовую позицию за счет пружины.
  5. Подача энергии прекращается при повороте ключа.

Источник: http://starter-generator32.ru/novosti/ustrojstvo-i-princip-raboty-startera/

Устройство втягивающего реле

Назначение втягивающего реле стартера: втягивающее реле (его еще называют тяговое реле) предназначено для подачи тока управления на мотор стартера для осуществления выталкивания бендикса стартера в зацепление с маховиком. Реле стартера достаточно прост в конструкции, но его неисправность приведет к проблемам с запуском двигателя.

Устройство втягивающего реле

Итак, с назначением мы разобрались, тяговое реле служит для введения бендикса в зацепление с маховиком. Работа втягивающего реле основана на принципах электромагнетизма.

Устройство втягивающего реле.

Втягивающее реле состоит из: 1) корпуса;2) якоря, 3) магнита с двумя обмотками, 4) возвращающей пружины 5) контактов.

Магнит выполнен в виде двух катушек: одна катушка является удерживающей, вторая — втягивающей. Удерживающая катушка соединяется с выводом управления и соединена с корпусом. Втягивающая катушка соединена с клеммой управления и электродвигателем.

Когда к контакту управления стартера поступает ток, в катушке образуется магнитная индукция, которая приводит к образованию магнитного поля. Магнитное поле воздействует на якорь, который сжимает возвратную пружину. При этом якорь вращает бендикс, соединяющий стартер с аккумулятором.

Во время замыкания контактов втягивающая обмотка питается от плюсовой клеммы, на катушке перестает генерироваться ток, а якорь удерживается полем катушки. После запуска двигателя питание не подается и возвратная пружина выталкивает якорь обратно в первоначальную позицию. Контакты размыкаются и бендикс выходит из зацепления.

Неисправности втягивающего реле стартера

Одними из самых распространенных неисправностей реле стартера является выгорание контактных пластин реле, сгорание обмотки, разрушение материалов реле стартера.

Как определить неисправности тягового реле?

  • После запуска двигателя стартер продолжает работать, издавая характерные звуки.
  • Поворот ключа зажигания в положение запуска стартера не сопровождает его включения.
  • При повороте ключа зажигания стартер вращается, но двигатель не запускается.

Источник: https://www.autoezda.com/elect/1082-устройство-втягивающего-реле.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист
Сколько весит колесо в сборе от Камаза

Закрыть