Как работает стояночный тормоз

Электрический, гидравлический и другие виды стояночного тормоза

Как работает стояночный тормоз

С момента времени Х, когда заурчал двигателем первый, пока экспериментальный, прототип автомобиля, конструкторская мысль непрестанно двигалась вперед, воплощаясь в металле, пластмассе или в пластинках кремния. Шла черепашьим шагом, летела, как птица, но только вперед, придавая нашим любимцам такой привычный и узнаваемый вид.

Герой сегодняшней статьи, стояночный тормоз, так же претерпел ряд кардинальных изменений, приобрел «интеллект», а сложностью конструкции превосходит станки с ЧПУ, собиравшие автомобили в середине 70-х годов двадцатого столетия.

Сколько в автомобиле тормозных систем

Три. И все они обеспечивают функции изменения скорости движения автомобиля, остановку и удержания на месте, используя силу трения и реакции опоры между колесом и материалом дорожного покрытия. Итак, разновидности тормозных систем:

Рабочая — обеспечивает управляемое снижение скорости движения автомобиля, при необходимости вплоть до остановки. Состоит из привода для передачи усилия и тормозного механизма. Он бывает, как правило, фрикционного типа, устанавливается в колесе и делится на два типа, барабанный и дисковый. Система привода и передачи усилия так же разделяется на несколько видов:

  • Механический привод
  • Гидравлический
  • Электрический
  • Пневматический

Первые три вида приводов будут детально рассмотрены в дальнейшем материале статьи.

Запасная — выполняет функции рабочей, при ее полном или частичном отказе. Конструктивно может представлять собой автономный узел или быть частью основной системы. Использует механизмы рабочей системы.

Стояночная — известная больше как ручной тормоз, служит для длительного удержания авто на месте, препятствует скатыванию по наклонной поверхности. При вождении транспортного средства используется для начала движения по наклонной поверхности вверх. Использует элементы рабочей.

Как это работает

Принцип работы стояночного тормоза легче всего пояснить на примере системы с механическим приводом.
Механический ручной тормоз представляет собой систему из управляющего рычага, посредством тяг и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колес.

Рычаг ручного тормоза, оснащенный храповым колесом для фиксации в рабочем положении, передает усилие на систему из одного, двух или трех тросов, соединенных с тормозным механизмом задних колес транспортного средства.

Наибольшей популярностью пользуется схема с использованием трех тросов, одного центрального и двух боковых.

Для обеспечения равного усилия на тормозных механизмах правого и левого колеса, центральный трос соединен с боковыми через специальную деталь сложной формы, так называемый уравнитель.

Элементы стояночного тормоза соединены с тросами посредством регулируемых наконечников. Такая схема позволяет производить подстройку системы без трудоемкой замены основных элементов привода.

Рычаги фрикционных механизмов, связанные с тросами, разводят тормозные колодки, прижимая их к поверхности барабана. Разблокировать стояночный тормоз, или снять автомобиль с ручника, можно опустив рычаг механического привода. Возвратное устройство вернет колодки в первоначальное положение и освободит тормозной барабан.

Просмотр небольшого видеоролика позволит яснее понять принцип работы стояночного тормоза.
Историческая справка. Барабанные тормоза были изобретены французским инженером Луи Рено в 1902 году. До 1930-х годов использовалась схема, в которой колодки разводились при помощи системы рычагов, позднее стали использовать небольшие по размеру тормозные цилиндры.

Устройство барабанного тормоза подразумевает быстрый износ колодок, и до изобретения в 1950-х годах саморегулирующегося механизма, система требовала постоянной подстройки. С 1970-ого года на передние колеса легковых автомобилей устанавливают дисковые тормоза.

На задние – как правило, барабанные, поскольку стояночный тормоз наиболее эффективно работает именно с этим видом фрикционных механизмов.

Тюнинг гидравлической системы

Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля.
Простая схема включает в себя:

  1. главный тормозной цилиндр;
  2. расширительный бачок;
  3. регулятор давления;
  4. два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.

При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.

Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.

Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.

По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.

Внешний вид ручного гидравлического тормоза.

Теперь давление в тормозном контуре, отвечающем за задние колеса автомобиля можно создать не только совместно с передним контуром, как происходит при штатном срабатывании основной системы, но и затянув рукоять ручного стояночного тормоза.

Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.

Основное преимущество модификации такого рода заключается в простоте обслуживания. Гидравлический привод стояночного тормоза работает без уравнителя усилий на правом и левом колесе. Согласно закону Паскаля, описывающему поведение жидкости в сообщающихся сосудах, давление во всех точках тормозного контура будет одинаковым.

Основной недостаток – снижение надежности системы в целом. Механический привод стояночного тормоза работал независимо от гидравлической рабочей тормозной системы. Теперь же, пробой контура и потеря жидкости, грозит оставить автомобиль без средств экстренной остановки.

Развитие электронно-вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобилестроении привело к замене многих механических элементов блоками с программным управлением. Не обошло стороной это нововведение и тормозную систему. Электрический, или как его еще называют, электронный стояночный тормоз представляет собой автономный узел, работающий под управлением бортового компьютера автомобиля.

Конструктивно данное устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтового привода. Электрический стояночный тормоз устанавливается на суппорте задних колес автомобиля.

При подаче управляющего сигнала электродвигатель посредством ременной передачи сообщает вращательное движение планетарному редуктору. Последний, снизив частоту оборотов электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за прижатие колодок к тормозному диску.

Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.

Электромеханический стояночный тормоз включает в себя:

  • входные датчики;
  • электронный блок управления.

Датчик уклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно линии горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.

При нажатии кнопки включения, расположенной на передней панели автомобиля, электрический привод стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, притягивает колодки к тормозному диску. Электрический стояночный тормоз отключается автоматически, при нажатии на педаль акселератора. Предусмотрен и «ручной» режим снятия – при нажатии на педаль тормоза.

При отключении тормоза электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать правильное время для разблокировки тормозных дисков, что создает исключительно комфортные условия вождения.

Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую управляющую сеть современного автомобиля.

Общие рекомендации при использовании стояночного тормоза

Не следует оставлять автомобиль на продолжительное, более двух недель, время на стояночном тормозе. На влажном воздухе тормозные колодки могут «прикипеть» к дискам или барабану, полностью обездвижив машину. Такая же ситуация может случиться в холодное время года. Осевшая на тормозных механизмах влага может препятствовать нормальной работе системы.

Следует не реже раза в месяц проводить проверку работоспособности ручника. Особенно это касается автомобилей с механическим приводом стояночного тормоза. Тросы, передающие усилие, могут растянуться, что приведет к крайне неприятным последствиям.

Источник: https://znanieavto.ru/stop/stoyanochnyj-tormoz-ustrojstvo-i-mexanizm-ruchnogo-tormoza.html

Почему не работает стояночный тормоз и как это исправить?

Как работает стояночный тормоз

Так называемый ручник является важным узлом в автомобиле, обеспечивающим безопасность, когда водителя нет в салоне. Стояночный тормоз блокирует колеса машины, предотвращая ее самопроизвольное движение. Это особенно важно, если автомобиль паркуется в месте под уклоном. О необходимости ставить машину на ручник говорит не только здравый смысл, но и регламенты ПДД. 

Иногда автовладельцы сталкиваются с тем, что не работает стояночный тормоз. Исправить эту проблему несложно, достаточно вовремя обнаружить неисправности ручника и обратиться за помощью профессионалов. 

Принцип работы ручника

Прежде чем говорить о том, почему не работает стояночный тормоз, стоит понять общий принцип его функционирования. Он довольно прост, поэтому понять, как работает ручник, не составит труда.

Ручной или стояночный тормоз выглядит как специальная ручка в салоне. Расположена она рядом с водительским сидением. Иногда стояночный тормоз может быть и ножным. При подъеме рычага натягивается внутренний трос, сцепленный с планкой посредством регулировочного болта. По краям планки есть еще два тросика, уходящие в направлении к задним колесам. Когда и они натягиваются, скобы внутри барабанов разжимаются, колодки разводятся. Так и осуществляется блокировка колес. 

Признаки неисправности

О том, что перестал работать ручник можно понять по следующим характерным признакам. 

  1. После постановки на стояночный тормоз не блокируются колеса, машина не надежно фиксируется. 

  2. Для постановки на стояночный тормоз нужно приложить множество усилий. 

  3. Узел, напротив, слишком легко поддается воздействию. 

Один из этих признаков может свидетельствовать о том, что возникла неисправность стояночного тормоза. Однако, в случае с автомобилями ВАЗ ручник может даже при отсутствии проблем срабатывать не с первого раза. Как признак неисправности ручника можно считать ненадежную фиксацию машины после третьей попытки натяжения тросиков. 

Частые причины поломок

Как правило, ответ на вопрос о том, почему не работает ручник, кроется в самых банальных вещах. Существует 4 основных неисправности стояночного тормоза.

  1. Неправильно отрегулированный болт, который нужно ослабить или подтянуть. 

  2. Клин троса в оплетке. В этом случае поломка ручного тормоза происходит из-за попадания влаги внутрь, которая приводит к коррозии. 

  3. Обрыв тросиков, идущих от планке к колесам. Этот элемент легко поддается замене.

  4. Закисание тросика. Случается это, если подолгу не пользоваться стояночным тормозом.  

Кроме того, причина поломки ручника иногда кроется и в состоянии тормозных колодок. Они могут изнашиваться, из-за чего при остановке автомобиля слышен характерный скрежет. В этом случае нужно произвести замену изношенных деталей, которые, как правило, выходят из строя на правом и левом колесе одновременно. Привести к этому может и неправильное использование самого ручника. Он во время движения должен быть полностью опущен. 

Еще одной причиной того, что плохо работает ручной тормоз, является появление налета на тормозных колодках. Случается это редко, чаще всего после объезда луж.

Лед, соли и реагенты можно счистить легким нажатием на тормоз во время движения машины на короткие дистанции. Кроме того, накладки могут быть попросту замасленными из-за течи сальника или рабочего цилиндра.

В этом случае нужно вначале устранить неисправность в подтекающем элементе, а затем полностью заменить колодки или очистить их. 

Ремонт стояночного тормоза

Устранять неполадки ручника нужно своевременно. Кроме того, что он позволяет фиксировать автомобиль на стоянке, важно, что стояночный тормоз можно использовать при отказе основных для экстренной остановки. Опытные водители пользуются ручником и для того, чтобы тронуться на подъеме, а также при вхождении в резкие повороты. 

Прежде чем приступить к ремонту, необходимо выяснить, почему не работает ручной тормоз. Для этого вы можете обратиться за диагностикой в профессиональную мастерскую. Самостоятельный визуальный осмотр днища поможет определить возможный обрыв тросиков. 

Если причина неисправности кроется в образовании коррозии, можно выполнить ремонт стояночного тормоза самому. Для этого нужно нажать на кнопку и подергать рычаг вверх и вниз множество раз, пока ржавчина не отпадет от рабочих элементов. Для ремонта троса ручника можно его полностью снять и смазать, но в этом случае потребуется яма в гараже или эстакада. 

Чтобы сэкономить свое время и быть уверенным в качестве проведенных работ, можно провести ремонт ручного тормоза в автосервисе. Здесь мастера точно определят причину неисправности и оперативно ее устранят. Автовладельцев Санкт-Петербурга и области мы приглашаем в наш сервис, где можно выполнить ремонт блока ручника и других элементов быстро, качественно и по разумной цене. 

Источник: https://marshal.ru/articles/prichiny-po-kotorym-ploho-rabotaet-ruchnoy-tormoz-v-avtomobile

Как это работает: Электронный ручник

Как работает стояночный тормоз

Электронные ручники (EPB) в автомобилях начали появляться с начала 2000-х годов. В принципе электрический стояночный ручной тормоз был не нужен потребителям, так как всех устраивал классический ручник.

Зачем же автомобильные компании начали применять новую технологию электронного ручника? На самом деле для этого были веские причины в автопромышленности.

Давайте узнаем, что такое электрический (электронный) стояночный ручной тормоз, как он работает и зачем он пришел в современный автомобильный мир?

Что дает автопроизводителям электронный ручник? Во-первых, с помощью электронной системы ручника автомобильным компаниям нет необходимости в размещение в салоне автомобилей громоздкого и неудобного рычага стояночного тормоза.

Кроме того, также благодаря электронному ручному тормозу производители избавились от кабельно-тросового механизма, который соединял ручник в салоне с тормозными суппортами или цилиндрами (в зависимости от марки и модели), расположенные на задних колесах.

Где в автомобиле расположена кнопка или переключатель электронного ручного тормоза (ручника)?

Вместо огромной ручки стояночного тормоза в современных автомобилях, как правило, теперь устанавливают миниатюрный переключатель или кнопку. Это позволило освободить место в пространстве между сиденьями на центральной консоли.

Получив дополнительное пространство на центральной консоли между передними сиденьями, автопроизводители получили больше пространства для дополнительных важных удобств, таких как держатели стаканов (подстаканники), пепельниц, кнопок или колес управления информационно-развлекательной системой (в некоторых моделях в этом месте появился полноценный тачпад, которым стало возможно управлять функциями автомобиля, как смартфоном). 

Теоретически переключатель или кнопка электронного ручника может быть установлена в любом месте салона. Но чаще всего управление электронным стояночным тормозом располагается на центральной консоли между сиденьем водителя и пассажира. Это место оказалось оптимальным для легкой досягаемости водителя. 

Правда стоит отметить, что в наши дни такие компании, как Мерседес и Порше, плывут против течения и размещают кнопки управления электрическим ручником совершенно в других местах. Чаще всего слева от рулевой колонки под приборной панелью. Кнопка, как правило, обозначается литерой «Р».

Но, несмотря на ее необычное месторасположение, электронным ручником легко управлять. Но это позволило компаниям Мерседес и Порше сэкономить ещё пространство между сиденьями спереди, оснастив центральную консоль дополнительными кнопками для других функций, отвечающие за уровень комфорта и удобства в автомобиле. 

Как работает электронный ручник?

Электронный ручник (EPB) работает с помощью специального отдельного электронного блока управления сточным тормозом. В некоторых автомобилях, в зависимости от производителя, электрический стояночный тормоз работает, как часть функции системы контроля устойчивости. 

Так что электронный ручник активирует электрическую систему гидравлики задней тормозной системы, в отличие от классического ручного тормоза, который использует гидравлически-механическую систему. То есть в современном автомобиле, оснащенного электронным ручником, задние тормоза активируются с помощью электричества. 

В зависимости от типа, модели и марки автомобиля, водитель, для того чтобы поставить автомобиль на электронный ручник, просто смещает переключатель или нажимает просто на соответствующую кнопку в салоне машины. 

Далее кнопка или переключатель посылает сигнал блоку управления ручным тормозом, который в свою очередь передает сигнал на задние колеса, для включения гидравлически-электрических суппортов. В итоге автомобиль с помощью простого нажатия кнопки устанавливается на ручник. 

Чтобы выключить электронный стояночный ручной тормоз, водитель передвигает переключатель в обратное положение или снова нажимает кнопку электронного ручника («Р») на панели, и тормозная система машины отжимает задние тормозные суппорты. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проверить Дмрв elm327

Преимущества электронного стояночного тормоза

Как мы уже упомянули выше, эта система ручного тормоза освобождает пространство внутри автомобиля. Но это не все. Например, технология электрического ручника имеет некоторые и другие преимущества. 

Так благодаря электронному управлению ручника, позволило автопроизводителям автоматизировать процесс функции связанные с ручным стояночным тормозом. Так в некоторых автомобилях электроника может автоматически устанавливать и снимать транспортное средство с ручника. 

Например, во многих современных транспортных средствах с электронным ручником стало возможным, при нажатии на педаль газа, автоматически снимать машину с ручного стояночного тормоза. Правда, как правило, для этого двери машины должны быть закрыты, водитель должен быть пристегнут ремнями безопасности, а положение коробки передач, должно быть установлено в режим «Драйв». Согласитесь очень удобная функция. Но без электронного ручника реализовать что-то подобное ранее было тяжело. 

С другой стороны электронный ручник позволил автомобильным компаниям предусмотреть функцию, которая позволяет автоматически включать ручник, как только, например, откроется дверь автомобиля, ремень безопасности будет отстегнут, а коробка передач будет переведена на режим «Паркинг» или на нейтральное положение.

Правда, подобную опцию предлагают не все автопроизводители. Обычно подобной функцией оснащаются премиальные автомобили. Согласитесь актуальная опция, особенно для тех, кто забывает ставить машину на ручник.

Источник: https://1gai.ru/publ/517607-kak-eto-rabotaet-elektronnyy-stoyanochnyy-tormoz.html

Стояночный тормоз («ручник»): безопасность на стоянке

Во время стоянки с заглушенным двигателем даже тяжелый автомобиль (особенно оборудованный механической коробкой передач) легко сдвинуть с места, особенно на дороге с уклоном. С этой проблемой столкнулись еще первые автомобилестроители, и решили ее с помощью специального стояночного тормоза (в обиходе — «ручника»), о котором рассказано в данной статье.

Назначение стояночного тормоза

Во время движения в управлении автомобилем участвует основная тормозная система — с помощью педали тормоза водитель может снизить скорость или вовсе остановить машину тогда, когда это необходимо. Однако во время длительных стоянок обычные тормоза использовать или сложно, или вовсе невозможно (ведь водителя нет, и некому давить на педаль). Вот здесь на помощь и приходит специальный стояночный тормоз.

Можно выделить несколько основных функций стояночного тормоза:

— Удерживание автомобиля во время длительных стоянок; — Удерживание автомобиля на дороге с уклоном во время коротких и длинных стоянок; — Начало движения при остановке на дороге с подъемом (въезд в горку с «ручника»); — Совершение маневров (резких поворотов) на заднеприводных автомобилях (обычно используется на спортивных машинах);

— Осуществление торможения при выходе из строя основной тормозной системы (с помощью «ручника» при движении на небольшой скорости можно подтормаживать и пригнать машину к месту ремонта).

На сегодняшний день стояночным тормозом оснащаются все автомобили независимо от массы и категории, и исправность данной тормозной системы является одним из обязательных условий получения диагностической карты при прохождении технического осмотра.

Типы и виды стояночного тормоза

Стояночный тормоз можно разделить на типы по нескольким признакам.

По типу привода

Сегодня в большинстве автомобилей используется стояночный тормоз с механическим приводом — передача усилия от рычага или педали к тормозным механизмам осуществляется с помощью системы металлических тросов. Это наиболее простая система, которая при длительной стоянке работает лучше и надежнее, чем гидравлика.

По способу включения:

— С помощью рычага (наиболее распространенный тип, благодаря ему стояночный тормоз и получил название «ручник»);
— С помощью педали (данный тип часто применяется на автомобилях с АКП, педаль стояночного тормоза обычно располагается на месте педали сцепления, данный вид тормоза часто называют «ножником»).

По типу привода тормозного механизма

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса действует на колодки, прижимая их к тормозному барабану. В дисковых тормозах могут использоваться три типа привода:

— Кулачковый; — Винтовой;

— Барабанный.

Также существует особый тип стояночного тормоза, который получил название центрального или трансмиссионного. При включении он блокирует не колеса, а карданный вал автомобиля.

Обо всех типах и видах стояночного тормоза расскажем более подробно.

Общее устройство стояночного тормоза

Стояночный тормоз любого типа имеет примерно следующее устройство:

— Рычаг или педаль включения тормоза; — Тросы привода тормозных механизмов;

— Тормозные механизмы задних колес.

Если говорить о рычаге, то он имеет храповой механизм, который фиксирует рычаг и препятствует снятию со стояночного тормоза. Возврат рычага производится с помощью нажатия кнопки (она же выключает сигнальную лампу на приборной панели). В случае педали меняется только способ включения стояночного тормоза — это производится, как нетрудно понять, ногой (хотя снятие с тормоза может производиться как этой же педалью, так и специальной рукояткой).

6. Регулировочный рычаг. 7, 12. Тяги привода. 8. Кронштейн промежуточного вала с рычагом. 9. Собачка. 10. Рычаг стояночного тормоза. 11. Сектор. 13. Тяга привода тормозного крана прицепа. 14. Кронштейн опоры колодок. 15, 41, 49. Тормозные колодки. 16. Выключатель сигнализатора стояночного тормоза. 17. Прокладки регулировочные.

18. Скоба. 19. Ось колодок. 20. Эксцентрик. 21. Гайка стопорная. 22. Щит стояночного тормоза. 23. Пружины стяжные колодок. 24. Корпус регулировочного механизма. 25. Звездочка. 26. Винт регулировочный. 27, 46. Барабан тормоза. 28, 39. Фрикционные накладки. 29. Валик с рычагом. 30. Отражатель. 31. Рычаг разжимной.

32. Штанга.

Передача усилия от рычага к тормозным механизмам производится с помощью стальных тросов, количество которых может быть от одного до трех. Обычно используется три троса — центральный (или передний) и два задних. Центральный трос связан с рычагом, и через специальное устройство — уравнитель — с двумя задними тросами, которые приводят в действие тормозные механизмы. Тросы имеют регулируемые наконечники, которые позволяют изменять натяжение, а значит, регулировать степень сжатия колодок.

Принцип действия стояночного тормоза сводится к следующему: при оттягивании рычага центральный трос натягивается, это усилие через уравнитель передается на задние тросы, а через них к тормозным механизмам — происходит прижатие колодок к барабану или диску, а так как тросы остаются натянутыми благодаря храповому механизму, тормоза блокируются.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с барабанными тормозами

Стояночный тормоз автомобиля, оборудованного барабанным тормозом, устроен наиболее просто. В нем используются штатные колодки, однако в конструкции предусмотрен рычаг, с помощью которого усилие от троса стояночного тормоза передается ведущей колодке. При натягивании троса рычаг толкает колодку, которая, в свою очередь, приводит в движение вторую колодку, и колесо надежно тормозится.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с дисковыми тормозами

С дисковыми тормозами все несколько сложнее, и здесь возможны три варианта.

Кулачковый привод. Данный привод находится в суппорте тормозного механизма. Поршень колодки оборудуется толкателем, который опирается на поворотный кулачок с рычагом. При натягивании троса стояночного тормоза происходит поворачивание рычага, а вместе с ним и кулачка, который давит на толкатель и поршень — колодка двигается и упирается в диск, блокируя колесо.

Винтовой привод. Этот привод также располагается в суппорте тормозного механизма колеса. Поршень оборудуется винтом (точнее — в поршне предусмотрена резьба, в которую входит винт), который жестко связан с рычагом. При натяжении троса стояночного тормоза происходит поворот рычага, винт прокручивается, а поршень, который не может вращаться, двигается вперед — колодка тоже приходит в движение и блокирует колесо.

Барабанный тормозной механизм. Это, фактически, самостоятельная тормозная система барабанного типа, оборудованная рядом с основной (обычно используется в автомобилях, оборудованных дисковыми тормозами с несколькими поршнями). В барабанном тормозе используются колодки, которые упираются в барабан малого диаметра, предусмотренный в центральной части диска.

Независимо от типа стояночного тормоза, возврат колодок и всех элементов при снятии усилия осуществляется пружинами.

Трансмиссионный (центральный) стояночный тормоз

Трансмиссионный стояночный тормоз применяется, в основном, на автомобилях с большой массой — грузовых и внедорожниках, а также на автобусах. В качестве тормозного механизма могут использоваться барабан или диск с колодками, закрепленный на карданном валу. Принцип действия данного типа стояночного тормоза ничем не отличается от тормозов других типов.

Рекомендации по эксплуатации и уходу за стояночным тормозом

Стояночный тормоз — одна из систем автомобиля, которая требует минимального внимания со стороны водителя. Однако есть несколько рекомендаций, которые помогут поддерживать «ручник» в рабочем состоянии и вовремя выявлять его неисправности.

Во-первых, необходимо регулярно использовать стояночный тормоз, в том числе и на автомобилях с автоматической коробкой передач. Дело в том, что при длительном застое тросы и другие компоненты системы могут подвергаться коррозии, что чревато их быстрым выходом из строя.

Во-вторых, нужно периодически проводить проверку стояночного тормоза. Это производится следующим образом: на включенном «ручнике» завести автомобиль и начать движение на первой передаче. Если стояночный тормоз исправен, то при отпускании педали сцепления автомобиль останется на месте, а двигатель может заглохнуть. Если же в тормозе есть неисправности, то автомобиль будет двигаться — это веская причина обратиться за помощью в СТО.

Исправный стояночный тормоз — это гарантия безопасности для вас, вашего автомобиля и всех окружающих. Поэтому в привычку каждого водителя должно войти не только использование «ручника», но и его регулярная проверка — только так можно быть уверенным в надежности и безопасности своего автомобиля.

Еще в этом разделе

Источник: http://www.autoopt.ru/articles/products/4042926/

Как работает ручной тормоз?

Есть в автомобиле одна маленькая, но чрезвычайно важная система, которой автолюбители постоянно пользуются, порой даже не замечая этого. Речь о механизме ручного тормоза. Именно к его задействованию водителю приходится обращаться.

Увы, но большинство людей об устройстве ручника имеет расплывчатое представление.

В сегодняшней статьи мы попытаемся рассказать, как же устроен стояночный тормоз, какие его разновидности бывают, а также опишем основные ситуации, когда без ручника не обойтись.

Устройство и принцип работы механического ручного тормоза

Из списка внутренних компонентов данного механизма мы видим только один – рычаг. Иногда он заменяется небольшой педалью, расположенной чуть в стороне от основных педалей управления автомобилем. Рычаг соединен с помощью нескольких тросов и натяжителей с блокирующими механизмами задних колес.

Именно в рычаге установлено специальное храповое колесо, фиксирующее рабочий режим. Передаваемое водителем усилие распределяется между двумя или тремя тросами, соединенными через особые рычаги с задними колодками.

Обычно задействуется схема, состоящая из трех тросов – двух боковых, ведущих к каждому из фиксирующихся колес, и центрального, служащего для распределения прилагаемых усилий. Тросы соединяются между собой через специальную связующую деталь — уравнитель. За работу колодок отвечают специальные рычаги.

Они связаны с боковыми тросами и в случае включение рычага прижимают колодки к тормозным дискам или барабанам. Отключение салонного рычага возвращает колодки в первоначальное состояния, освобождая их от контакта со смежными тормозными элементами.

Все основные компоненты стояночного тормозного механизма выстраиваются с использованием наконечников с регулируемой длиной. В случае вытягивания тросов это позволяет подстраивать их натяжение без замены внутренних компонентов системы.

Помимо механического стояночного тормоза существует также гидравлические и электронные.

Устройство и принцип работы гидравлического ручного тормоза

Устройство гидравлического ручного тормоза очень схоже со схемой механического ручника. В нем присутствует и рычаг, и храповое колесо, лишь тросы заменены специальным жидкостным гидроцилиндром, соединенных с гидравлическим контуром основных тормозов.

Основное преимущество подобного рода модификации состоит в упрощенной процедуре обслуживания. Водителю не требуется ничего подтягивать. Все функции механических устройств выполняет гидравлика. Из «минусов» отметим тот факт, что в случае нарушения герметичности тормозного контура, машина остается без возможности экстренного торможения.

Вытекшая жидкость лишит водителя не только основных тормозов, но и ручника.

Источник: https://servicing-auto.ru/kak-rabotaet-ruchnoj-tormoz/

Электромеханический стояночный тормоз — как это работает? Плюсы и минусы EPB

Ручной стояночный тормоз (РСТ) несмотря на прогрессивность и инновационность тормозной системы (ТС) автомобиля по-прежнему остается такой себе палочкой-выручалочкой, альтернативой, которая всегда подстрахует. Вместе с развитием основной тормозной системы существенно эволюционировал и «ручник», который теперь выглядит не так архаично, а функцию большого рычага теперь выполняет миниатюрная кнопочка.

На смену привычному РСТ пришел более продвинутый электронный аналог — электромеханический стояночный тормоз (ЭМСТ), который представлен небольшой кнопкой с надписью «(P)».

Электронный ручник сегодня можно встретить на многих современных авто, причем переход от механики к электронике вполне закономерно, так как большинство систем автомобиля уже перекочевали в раздел электроники.

На английском данная система обозначается аббревиатурой «EPB» (Electromechanical Parking Brake), что дословно так и переводится — электромеханический стояночный тормоз.

Как устроен электронный ручник, в чем его преимущества, а также недостатки, вы узнаете из моей сегодняшней статьи.

Главные функции EPB:

  • Фиксация автомобиля на месте во время остановки и стоянки на месте;
  • Возможность аварийного торможения на случай отказа основной тормозной системы;
  • Предотвращение произвольного качения автомобиля вперед или назад во время стоянки на подъеме или спуске.

Устройство EPB

  1. Электронный ручник воздействует на задние колеса и представлен следующим перечнем комплектующих:
  2. Система управления электроручником;
  3. Тормозной механизм;
  4. Электропривод.

Система управления электронным ручником представлена отдельным блоком (ЭБУ), который работает с датчиками и исполнительными механизмами. Датчики следят за массой различных факторов (уклон, положение педалей, и т. д.

), после чего сигнал предается в ЭБУ системы и обрабатывается согласно установленным алгоритмам. Блок управления принимает в учет положение кнопки включения электронного ручника, датчика уклона и датчика педали сцепления, который расположен на приводе сцепления. Последний следит за положением и скоростью отпускания педали.

После полученная информация обрабатывается и ЭБУ посылает команду исполнительным устройствам (проводы, электромоторы, вспомогательные системы двигателя и т. д.).

Тормозной механизм включает в себя штатные дисковые тормоза, которые особо ничем не отличаются от обычных, разве что рабочие цилиндры стали другими. Также на суппортах тормозных механизмов теперь расположены приводы электромеханического стояночного тормоза.

Электропривод ручника включает в себя:

  1. Электромотор;
  2. Планетарный редуктор;
  3. Ременную передачу;
  4. Винтовой привод.

Электромотор передает крутящий момент через ременную передачу на планетарный редуктор, чем приводит его в движение. Редуктор в свою очередь перемещает винтовой привод, который преобразует движение в поступательное и перемещает поршни тормозных механизмов. Таким образом удается добиться бесшумной работы механизмов, сохранив при этом высокую эффективность.

Как работает электромеханический стояночный тормоз?

Активация и деактивация ЭМСТ происходит следующим образом. Когда водитель нажимает на кнопку, сигнал от нее идет в ЭБУ, который анализирует ряд параметров, после чего посылает команду на электроприводы, которые выполняют блокировку колес.

Деактивация происходит либо автоматически, после того как водитель завел мотор включил передачу и собирается начать движение, либо в ручном режиме посредством нажатия на кнопку. Выключение EPB происходит после анализа блоком управления множества факторов, таких как угол уклона кузова, положение педали газа (или сцепления), положение селектора и т. д.

Выключение электроручника может происходить с небольшой задержкой особенно в ранних моделях EPB, так как на анализ всех факторов и условий ЭБУ требовалось определенное время.

В большинстве случаев система электронного ручника дополнена опцией Auto Hold, данная опция в переводе на «человеческий» язык звучит как система автоматического удержания при кратковременных остановках. Данная система является своего рода расширением или дополнением системы электромеханического стояночного тормоза.

Ее работа заключается в том, чтобы освободить водителя от необходимости удержания педали тормоза после остановки автомобиля. Данная опция очень удобна на авто с АКПП во время движения в городских «тягучах», которые утомляют водителей частыми остановками с нажатием на педали газ/тормоз. Электронный ручник активируется автоматически после длительной стоянки автомобиля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как прокачать тормоза с абс на калине

Также EPB автоматически активируется при выключении зажигания, открытии двери и оттягивании ремня безопасности.

Преимущества электронного ручника:

  1. Возможность автоматической активации и деактивации ЭМСТ;
  2. Экономия места в салоне, более эстетический вид кнопки по сравнению с рычагом;
  3. Удобное использование всего одним касанием, не нужно прилагать никаких усилий, особенно оценит опцию слабый пол;
  4. Отсутствие необходимости регулировки. Система имеет функцию самодиагностики и при необходимости может самостоятельно подтянуть «ручник»;
  5. Надежная фиксация авто в любой ситуации.

Недостатки электронного стояночного тормоза:

  1. Сложность системы;
  2. Дорогой ремонт и обслуживание;
  3. Невозможно вручную контролировать степень затяжки тормоза, например, в случае необходимости выполнения какого-то маневра (дрифт, занос, и т. д.);
  4. В случае если АКБ полностью разряжена, вы не сможете снять авто с «ручника»;
  5. Сама опция стоит недешево, что влияет на конечную стоимость авто.

В заключение

Электронный ручник очень удобная и весьма перспективная опция, которая со временем полностью заменит классическую «кочергу». Благодаря данной системе вам не нужно постоянно думать о том «снялись вы с ручника» или нет.

Электроручник постоянно подстрахует в случае движения под уклоном и не позволит вашему авто покатиться назад или вперед. В тандеме с опцией Auto Hold движение по городу и в пробках становится более комфортным и не таким утомительным.

Несмотря на стоимость данных опций и более сложное исполнение считаю, что они вполне оправдывают потраченные на них средства.

Рекомендую посмотреть данное видео об электронном ручнике, в нем более наглядно и детально рассказано и показано как работает электромеханический ручной тормоз

Источник: https://avtopulsar.ru/elektromexanicheskij-stoyanochnyj-tormoz-kak-eto-rabotaet-plyusy-i-minusy-epb/

Как работает ручник на дисковых тормозах?

Стояночный тормоз, или ручник, – неотъемлемая часть тормозной системы всего автомобиля. Без него немыслима безопасная эксплуатация транспортного средства, его применяют как при стоянке авто, так при движении.

Занятия в любой автошколе начинаются с того, что инструктор объясняет основы работы стояночного тормоза и насколько важным является его значение. Совершенно зря многие пренебрегают использованием этого механизма, ведь в любой момент с автомобилем может произойти непредвиденное из-за простой халатности водителя.

Но в данной статье мы не будем обсуждать, как важно ставить машину на ручник при каждой стоянке. Мы расскажем о видах и особенностях такого механизма, как ручник в автомобиле.

Для чего нужен ручной тормоз?

Прежде чем говорить о том, нужно использовать ручной механизм или делать это не обязательно, следует понять для чего он вообще нужен. К сожалению, многие начинающие водители недооценивают значение данного механизма до тех пор, пока дело не дойдет до сдачи экзаменов в ГИБДД.

Ученик садится в машину, набрасывает ремень безопасности, регулирует сидение и зеркала, выжимает сцепление и включает первую передачу. И на этом весь экзамен может закончиться. Ведь машина, если она не была поставлена на ручник, и при этом находится на наклонной поверхности, непременно покатится назад. Вот и все, экзамены придется пересдавать.

Но это лишь первая и далеко не последняя злая шутка, которую может преподнести ручной тормозной механизм. Если в машине отсутствует водитель, а она при этом не поставлена на ручник, автомобиль может своевольно поехать в том направлении, куда наклоняется плоскость под ним. О последствиях можно только догадываться.

Ручник выполняет функцию блокировки колес. Причем, это действие будет продолжаться до тех пор, пока автомобиль не будет снят с него. Как известно, основная тормозная система автомобиля прекращает свое воздействие на колеса, как только убирается нога с тормоза. Такое воздействие ручника на задние колеса автомобиля обусловлено особенностями механизма.

Тормозные механизмы автомобиля

Странно, но не все водители знают, что в автомобиле имеется три вида тормозных механизмов, которые обеспечивают такие функции, как изменение скорости движения, остановку автомобиля и его удержания на дороге.

Они делятся на три вида:

  1. Рабочий механизм. Он отвечает за снижение скорости автомобиля при его движении. Если необходимо – вплоть до остановки. Его основные составляющие – это привод для передачи усилия и тормозной механизм. Как правило, рабочие тормозные системы бывают фрикционного типа и устанавливаются непосредственно в колеса. Они, в свою очередь, делятся на дисковые и барабанные.
  2. Запасная тормозная система выполняет функции рабочей при ее полном или частичном отказе. Она может быть выполнена в виде автономного узла или конструктивно дополнять рабочую систему. Тем не менее, в работе она использует механизм основной тормозной системы.
  3. Стояночная механизм обеспечивает дополнительную фиксацию автомобиля на месте, тем самым препятствуя его непроизвольному скатыванию. Кроме того, стояночный, или ручной тормоз, может быть полезен при движении по наклонной поверхности. Чаще всего необходимость в его использовании возникает при движении в пробках.

Как работает ручной тормоз?

Ручник практически не изменился с момента его создания. Кстати, его изобретателем является французский инженер Луи Рено. Его детище увидело мир в далеком 1902-м году. С тех пор кардинально поменялась только регулировка механизма.

Простое и надежное устройство с минимальным количеством уязвимых узлов на сегодня устанавливается в большинстве автомобилей. Гидравлическая тормозная система включает в себя следующие детали:

  • основной тормозной цилиндр;
  • расширительный бачок;
  • регулятор давления в тормозной системе;
  • тормозные контуры. Их два, для передних и задних колес.

Устройство стояночного тормоза достаточно простое. Именно по этой причине данный механизм является максимально надежным и может эксплуатироваться на протяжении длительного периода времени без замены основных деталей. Давление, возникающее в системе, передается на цилиндры.

В результате они прижимают колодки к тормозным дискам или к барабанам, в зависимости от типа тормозной системы. Возвратный механизм приводит систему в исходное состояние и разблокирует тормозные диски.

Дисковый тормоз устанавливается на многих автомобилях из-за простоты и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах напоминает принцип, используемый в велосипеде. В зависимости от моделей автомобиля, тормозные диски и вся система в целом могут иметь разную конструкцию.

Но чаще всего встречается однопоршневый тип конструкции, то есть плавающий суппорт. Сжимая ротор, он оказывает гидравлическое воздействие.

Вот основные составляющие дисковой тормозной системы:

  • суппорт, дополненный поршнем;
  • колодки;
  • ротор, крепящийся к ступице.

Несмотря на удобство и надежность ручной тормозной системы, многие автолюбители все же недовольны ее работой. В результате они полностью меняют систему, после чего она почти не отличается от основного тормозного механизма.

Гидравлический ручной тормоз

Несмотря на удобство и надежность ручной тормозной системы, многие автолюбители все же недовольны ее работой. В результате они полностью меняют систему, после чего она почти не отличается от основного тормозного механизма.

Гидравлический ручник в данном случае устанавливается на контур, то есть обслуживающий механизм колес. Основные составляющие механического тормоза полностью удаляются. Внешне такой механизм ничем не отличается от его классической версии. Сохраняется рычаг стояночного тормоза и храповое колесо. Но вместо тросов здесь присутствует гидроцилиндр, похожий на тот, что является составляющей частью основной тормозной системы.

Суть данной системы заключается в том, что теперь давление в контуре задних колес возникает не только совместно с передним контуром, но и отдельно, при затягивании ручного механизма. Данная система носит название «гидравлический ручной тормоз».

На сегодня многие автомобили выпускаются именно с таким вариантом ручного тормозного механизма. Но те, кто желают модифицировать классический механизм, поменяв его на гидравлику, может произвести замену самостоятельно либо доверить данную процедуру профессионалам из сервисного центра. Это достаточно распространенная услуга.

Кран ручного тормоза по-прежнему блокирует задние колеса автомобиля, но обслуживание данной системы значительно упрощается. Не нужна подтяжка ручного тормоза, как в случае с тросовым ручником. Основное преимущество заключается в отсутствии уравнителя для правого и левого колеса. Гидравлика выравнивает давление во всех точках тормозного контура.

Но гидравлический ручник имеет и один существенный недостаток: конструкция значительно теряет в надежности. Если механический ручник работал не зависимо от рабочей тормозной системы, то пробой контура и потеря жидкости в данном случае может оставить автомобиль вообще без средств остановки.

Электрический ручной тормоз

Электромеханический, или электронный тормоз, – это автономный прибор, которым управляет бортовой компьютер.

Составляющие электрического ручника:

  • электродвигатель;
  • ременная передача;
  • планетарный редуктор;
  • винтовой привод.

Ручник устанавливается на суппорт задних колес. После подачи сигнала электродвигатель передает вращательное движение на планетарный редуктор. Он в свою очередь снижает обороты электродвигателя. Воздействие передается на винтовой механизм, который прижимает колодки к тормозным дискам.

Источник: https://v-mireauto.ru/kak-rabotaet-ruchnik-na-diskovyx-tormozax/

Устройство и принцип работы стояночного тормоза

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля.

В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

Функции и назначение ручного тормоза

Общий вид ручного тормоза

Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.

Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.

Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механического) и тормозных механизмов.

Виды стояночного тормоза

По типу привода ручной тормоз подразделяется на:

  • механический;
  • гидравлический;
  • электромеханический стояночный тормоз (EPB).

Тросовый привод стояночного тормоза

Наиболее распространен первый вариант благодаря простоте конструкции и надежности. Для активации ручника достаточно потянуть рукоятку на себя. Натянутые тросы заблокируют колеса и приведут к снижению скорости. Произойдет торможение автомобиля. Гидравлический ручник используется значительно реже.

По способу включения стояночный тормоз бывает:

  • педальный (ножной);
  • с рычагом.

Ножной стояночный тормоз

Ручник, приводимый в действие при помощи педали, используется на автомобилях с автоматической коробкой передач. Педаль ручного тормоза в таком механизме расположена на месте педали сцепления.

Различают также следующие виды привода стояночного тормоза в тормозных механизмах:

  • барабанный;
  • кулачковый;
  • винтовой;
  • центральный или трансмиссионный.

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса начинает воздействовать на тормозные колодки. Последние прижимаются к барабану, и происходит торможение.

При активации центрального стояночного тормоза происходит блокировка не колес, а карданного вала.

Также имеет место электрический привод ручного тормоза, где дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.

Устройство стояночного тормоза

Схема стояночного тормоза

К основным элементам ручника относятся:

  • механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг);
  • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению.

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

Стояночный тормоз в дисковом тормозном механизме

Что касается автомобилей с дисковыми тормозами, то здесь применяются следующие разновидности стояночного тормоза:

  • винтовой;
  • кулачковый;
  • барабанный.

Винтовой применяется в дисковых тормозах с одним поршнем. Последний управляется за счет вкрученного в него винта. Винт вращается за счет рычага, соединенного с другой стороны с тросом. Поршень по резьбе вдвигается и прижимает тормозные колодки к диску.

В кулачковом механизме поршень перемещается за счет толкателя, имеющего привод от кулачка. Последний жестко соединен с рычагом с помощью троса. Перемещение толкателя с поршнем происходит при повороте кулачка.

Барабанный тормозной механизм применяется в дисковых тормозах с несколькими поршнями.

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.

Заключение

Стояночный тормоз является важным элементом в устройстве автомобиля. Его исправность повышает безопасность эксплуатации транспортного средства и снижает риск аварий. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику и обслуживание данного механизма.

(8 4,88 из 5)

Источник: https://techautoport.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/stoyanochnyi-tormoz.html

Из чего состоит ручной тормоз и как он работает?

Любое транспортное средство оснащается тремя системами торможения – рабочей, аварийной (запасной) и стояночной. Последнюю приводит в действие рычаг, установленный на центральном тоннеле справа от водителя.

Поскольку его нужно вытягивать рукой, тормозной механизм получил соответствующее название – «ручник». Система считается довольно надежной, но иногда требует вмешательства мастера СТО либо самого автолюбителя.

Чтобы справиться с ремонтом самостоятельно, владелец машины должен понимать устройство и принцип работы ручного тормоза.

Назначение и разновидности «ручников»

Стояночная тормозная система присутствует на автомобилях всех категорий – легковых машинах, грузовиках и коммерческом транспорте средней грузоподъемности. Ручной тормоз используется для таких целей:

  • фиксация транспортного средства на месте при длительной стоянке;
  • затормаживание авто с работающим двигателем на остановках, когда водителю необходимо кратковременно покинуть салон;
  • удержание машины от скатывания на участках дороги, имеющих уклон;
  • движение с места в гору;
  • в некоторых случаях – для обеспечения аварийной остановки транспортного средства.

Справка. В современных автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач, задействован алгоритм безопасности для забывчивых водителей. После включения селектора АКПП в режим Drive машина не тронется с места, пока вы не отпустите «ручник».

В зависимости от категории, марки и комплектации, на транспортное средство устанавливается ручной тормозследующих разновидностей:

  • наиболее распространенный – механический (тросовый);
  • гидравлический;
  • электромеханический (в обиходе его часто называют электронным);
  • пневматический.

Для водителей легковых машин представляют наибольший интерес тросовые и электромеханические приводы. Гидравлические встречаются реже, а пневматикой оборудованы исключительно многотонные грузовики.

Конструкция тросового привода

Устройство ручного тормоза данного типа, устанавливаемого на подавляющее большинство легковых авто, отличается простотой и предусматривает автономное включение, не зависящее от основной системы. Как функционируют штатные рабочие тормоза:

  1. Водитель, нажимающий педаль в салоне, приводит в движение поршень главного гидроцилиндра.
  2. Под воздействием поршня в трубках с несжимаемой жидкостью, проложенных ко всем колесам, создается давление.
  3. Передаваясь рабочему цилиндру колеса, давление жидкости выдвигает поршни барабанного либо дискового тормоза. В первом случае колодки раздвигаются и силой трения останавливают вращение барабана. Во втором они плотно сжимают крутящийся диск.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое должно быть напряжение в сети автомобиля

Для стояночного затормаживания «ручник» использует штатные элементы – колодки, но раздвигает их собственным механическим приводом, состоящим из таких деталей:

  • упомянутый выше рычаг в салоне, оснащенный механизмом фиксации в разных положениях и кнопочным устройством разблокировки;
  • главный трос, подключенный к рычагу и заканчивающийся кронштейном крепления либо дугообразной направляющей;
  • вторичные тросы, соединенные с главным и подключенные к рычагам тормозных механизмов задних колес;
  • регулировочные механизмы тросов (распорные втулки, гайки и пружины), кронштейны подвеса к днищу кузова;
  • распорные планки между колодками.

Примечание. Подключение основного троса к задним барабанным механизмам производится двумя способами: одним тросом, зацепленным серединой за направляющую, либо двумя отдельными приводами.

Система тяг обычно прячется под днищем в углублении центрального тоннеля. Тросовые приводы оборудованы защитными кожухами, препятствующими возникновению коррозии. Как работает механический ручной тормоз:

  1. Водитель поднимает рукоятку в салоне, которая автоматически защелкивается на выбранной позиции.
  2. Тяга двигает основной трос вперед, а тот увлекает за собой вторичные приводы посредством крепежного кронштейна.
  3. Рычаг внутри барабанного механизма поворачивается и раздвигает верхние концы колодок. Функцию автоматического регулирования принимает на себя распорная планка.
  4. Когда водитель снимает авто с «ручника», пружины внутри барабанов откидывают рычаг назад и колодки сдвигаются. Одновременно пружина оттягивает в первоначальное положение тросовой привод.

Вышеописанный стояночный тормоз блокирует колеса с барабанными механизмами, установленные на задней оси. На автомобилях, оборудованных тормозными дисками, работает идентичный принцип: трос тянет за рычажок, который заставляет сжиматься колодки. Разница заключается лишь в расположении и форме рычага – на дисковых тормозах он ставится снаружи, позади ступицы.

Гидравлические и электронные блокираторы колес

Устройство гидравлического привода включает дополнительный цилиндр, встроенный в жидкостные контуры задних колес. Внешне напоминает обычный «ручник», внутри которого установлены поршни, связанные с рукояткой. Для блокировки используется штатная рабочая система, действующая за счет сжатия жидкости.

Когда водитель тянет рукоять стояночного гидравлического тормоза, поршни создают давление только в жидкостных контурах задних колес, отчего штатные рабочие цилиндры зажимают диск или барабан колодками. Недостатки подобной конструкции и принципа действия очевидны: в случае протечки магистрали либо поломки задних гидроцилиндров ручной тормоз тоже перестанет нормально функционировать. Зафиксировать автомобиль будет нечем.

Принцип работы «ручника» электромеханического действия состоит в следующем:

  1. Когда нужно зафиксировать машину, шофер нажимает в салоне соответствующую кнопку, давая команду электронному блоку управления.
  2. Контроллер включает два электродвигателя с редукторными механизмами, размещенные на задних колесах.
  3. Моторчики посредством винтовых приводов сжимают колодки вокруг тормозного диска. Поскольку накладки со временем истираются, длину хода контроллер определяет по датчику.
  4. Для отключения «ручника» нужно повторно нажать кнопку. Электронный блок отдаст команду двигателям, которые отпустят колодки.

Справка. На некоторых марках японских автомобилей активация электрического тормоза происходит иначе: после включения специальный сервопривод, расположенный в салоне, начинает перемещать тягу обычной тросовой системы и традиционным образом блокирует задние колеса.

Недостаток электроники – потеря работоспособности при отсутствии электропитания (например, аккумуляторная батарея разрядилась либо демонтирована). Второй момент: механизмы с моторчиками устанавливаются вместе с дисковыми тормозами, для блокировки барабанных применяется трос и тяги.

Положительных качеств у электронного «ручника» гораздо больше:

  1. Забывчивый автолюбитель не поедет со включенным стояночным тормозом. Когда двигатель заведется и машина тронется с места, контроллер заставит электродвигатели отпустить колодки.
  2. Чтобы отключить блокировку колес, недостаточно повторно нажать кнопку. Водитель должен пристегнуться, запустить силовой агрегат и поставить ногу на тормозную педаль.
  3. На машине, оборудованной электрическим приводом «ручника», доступна противооткатная функция безопасности Auto Hold. Она действует просто и надежно: блокировка колес автоматически включается всякий раз, когда автомобиль останавливается с работающим двигателем. Это позволяет спокойно трогаться с места на любом уклоне.

Электрический ручной тормоз, управляемый контроллером, повышает безопасность вождения и отказывает значительно реже тросового привода. Простая механическая версия ломается из-за растяжения либо заклинивания тросов от ржавчины и попадания грязи. В течение эксплуатации привод нужно постоянно подтягивать, иначе колодки схватывают только в верхнем положении рычага.



Источник: https://autochainik.ru/princip-raboty-ruchnogo-tormoza.html

Как подтянуть ручник на автомобиле самостоятельно: подробная инструкция

Движение на автомобиле нельзя назвать безопасным, если один из его механизмов не работает или работает неправильно. В полной мере это относится к стояночному тормозу, который принято называть ручником. Если ручник не держит автомобиль на подъеме, это не только грозит водителю различными проблемами при стоянке, но и может аукнуться при аварийной ситуации на дороге, когда вовремя активированный стояночный тормоз может помочь избежать столкновения.

Если ручник не держит автомобиль (или держит автомобиль плохо), это говорит о его неисправности. При наличии подобной проблемы не обязательно обращаться в сервисный центр. Чаще всего решить проблему можно собственными силами, подтянув ручник. В рамках данной статьи рассмотрим, как это сделать.

1. Зачем нужен ручник на автомобиле 2. Из чего состоит ручник 3. Как проверить ручник 4. Как подтянуть ручник

Зачем нужен ручник на автомобиле

Перед тем как переходить к рассмотрению вопроса о регулировке ручника, нужно разобраться, в чем его задача. Многие водители вовсе не используют ручник автомобиля, а в некоторых современных машинах он даже «запрятан», например, под подлокотник, который чаще всего у водителя опущен.

задача ручника – воспрепятствование самопроизвольному движению автомобиля при его нахождении на горке. Например, это может быть полезно на стоянке или в пробке на подъеме. Кроме того, с ручника значительно проще трогать в горку или на спуск, особенно если автомобиль оборудован ручной коробкой передач.

Помимо этого, ручник может использоваться при отказе тормозов. Если автомобиль не реагирует на обычное торможение педалью, стояночный тормоз позволит остановить машину, но это негативно скажется на самой тормозной системе автомобиля.

Из чего состоит ручник

Задача у ручника практически идентична задачам, которые возлагаются на обычные тормоза. Отличает ручник от рабочей тормозной системы наличие у него механического привода.

Если рассмотреть простейшую конструкцию стояночного тормоза, это просто трос, который одним концом цепляется к рычагу в салоне автомобиля, а другим к исполнительным тормозным механизмам.

При натягивании рычага сжимаются тормозные колодки, из-за чего и возникает торможение. Соответственно, опуская ручник, водитель разжимает тормозные колодки.

Как можно понять из конструкции ручника, с ним может возникнуть две основные проблемы:

  1. Растяжение троса в процессе эксплуатации, вследствие чего ручник приходится поднимать выше, чтобы эффективность его удержания автомобиля оставалась на прежнем уровне;
  2. Реакция на перепады температуры. Из-за расширения и сжатия металла, входящего в конструкцию стояночного тормоза, также ручник может начать работать менее эффективно.

Как проверить ручник

Перед тем как приступать к достаточно трудоемким работам по подтягиванию ручника, нужно проверить, действительно ли имеется в этом необходимость. Провести диагностику стояночного тормоза можно при помощи специального стенда в сервисном центре, но есть и «народные» методы.

Самый простой способ проверить ручник – это вывесить одно из задних колес автомобиля, поставить автомобиль на ручник и попытаться вручную покрутить колесо. Если колесо прокручивается, значит, стояночный тормоз неправильно работает и требуется, скорее всего, регулировка или замена троса.

Есть еще один способ проверить ручник автомобиля, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам автомобиля и другим элементам тормозной системы. Способ заключается в том, что автомобиль ставится на ручник, после чего включается первая передача и давится педаль газа в пол. Если ручник хорошо держит машину, она слегка дернится и сразу заглохнет.

Как подтянуть ручник

Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно. Чтобы подтянуть ручник из-под автомобиля, необходимо:

  • Поднять ручник на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля данный показатель может разниться);
  • Воспользоваться домкратом, чтобы приподнять машину. Также можно использовать смотровую яму, чтобы проводить работы было удобнее;
  • Ослабить затяжную гайку на регулировочном узле. Вращая другую гайку, натягивайте трос. Со временем вы заметите, что тормозящее усилие на свешенном колесе станет больше. Когда его нельзя будет прокрутить руками, это говорит о том, что трос достаточно натянут;
  • Далее опустите в салоне ручник, чтобы проверить, будет ли при его подобном положении колесо прокручиваться без трудностей;
  • Если все нормально, попробуйте вновь поднять ручник, рекомендуется провести такие тестирования несколько раз;
  • Далее остается затянуть контргайку, и на этом процесс подтягивания ручника можно считать завершенным.

Как отмечалось выше, происходить регулировка ручника может из салона автомобиля. сложность в таком случае – это добраться до нужных регулировочных элементов. Чаще всего, чтобы добраться до регулировочной гайки, достаточно снять панель, которая прикрывает отсек ручника.

(442 голос., 4,59 из 5)

Источник: https://okeydrive.ru/kak-podtyanut-ruchnik/

Как работает электрический стояночный тормоз (EPB)

25 октября 2018.
Категория: Автотехника.

Независимо от марки и года производства автомобиля в нем всегда будет неизменным одно – наличие стояночного тормоза. Этот нехитрый элемент позволяет блокировать задние колеса машины и предотвращает ее движение в случае, если мотор выключен.

Но, как известно прогресс не стоит на месте и механическая громоздкая ручка, занимающая относительно много места между передними сиденьями, перестала устраивать производителей. Так в 00-х годах появилась электронная система EPB (Electromechanical Parking Brake, но, также ее часто называют S), которая пришлась по вкусу автовладельцам.

Как работает электроручник

Данная система состоит прежде всего из тормозного механизма. Он включает в себя штатные тормоза с небольшой модернизацией конструкции цилиндров. Так как в работе задействуется электроника, то логично, что будет не обойтись без входных датчиков. К ним относится кнопка, включающая систему.

Она может быть установлена как рядом с рычагом ККП, так и на основной консоли (все зависит от марки и года выпуска авто).

Также в системе присутствует датчик уклона (чаще всего монтируется в ЭБУ) и датчик сцепления (установлен на приводе сцепления и передает данные о скорости отпускания и точного расположения педали сцепления).

ЭБУ получает необходимую информацию от датчиков и преобразует ее в сигнал, который отправляется исполнительным механизмам. В дело вступает тормозной привод (активирует колодки), который состоит из:

  • Электродвигателя. Он передает вращательный импульс.
  • Ременной передачи (получает импульс вращения и передает его на редуктор).
  • Планетарного редуктора (позволяет снизить массу привода и частично подавляет шум). Этот элемент перемещает винтовой привод.
  • Винтового привода. Благодаря ему осуществляются поступательные движения тормозных элементов.

Полезно! Электроручник объединен с системой управления авто и блоком, отвечающим за курсовую устойчивость (ESP).

Благодаря такой системе автовладельцу не нужно каждый раз тянуть на себя или отщелкивать громоздкий рычаг стояночного тормоза (о чем иногда многие забывают). Поэтому EPB значительно упрощает жизнь автомобилистов.

Включение и выключение

Работает такой механизм циклически:

  • Включается. Активация устройства осуществляется за счет нажатия кнопки, которая активирует электродвигатель. Тормозной диск жестко стопорится.
  • Выключается. Деактивация устройства происходит автоматически, как только транспортное средство трогается с места. При этом блок управления, благодаря датчикам анализирует уклон авто, в какой позиции находится педаль газа и как быстро отпускается сцепление. В большинстве моделей стояночный тормоз не отключается, пока автовладелец не пристегнет ремень безопасности.

Полезно! Если машина долго находится без какого-либо движения или автовладелец оставил двигатель заведенным, открыл дверь или отстегнул ремень безопасности, то происходит автоматическое включение EPB.

Также во многих автомобилях, оснащенные EPB присутствует кнопка Auto Hold. Она отвечает за то, чтобы задние колеса авто фиксировались при временных остановках.

Особенно такая «фишка» придется по вкусу тем, кто часто ездит на АКПП по городским пробкам. Благодаря этому режиму не придется постоянно удерживать педаль газа после каждой кратковременной остановки транспортного средства.

С этой точки зрения электромеханический стояночный тормоз действительно можно считать более современным механизмом.

Преимущества и недостатки EPB

Если сравнивать более современную систему с привычными механическими ручниками, то у электромеханического агрегата будут как довольно весомые плюсы, так и минусы. Например,:

  • В салоне EPB не занимает много места, так как система оснащена удобной кнопкой, а не рычагом, который постоянно заедает и «не хочет» вставать в нужное положение. Но, в отличие от более современной конструкции механический ручник позволяет контролировать с каким усилием будет совершаться торможение.
  • Хоть EPB и не нужно регулировать в процессе использования (каждую 1 000 км электроника проводит самостоятельную диагностику и подтягивает ручник при необходимости), он становится совершенно бесполезным элементом, когда АКБ автомобиля полностью разряжена (причем при долгой стоянке сам ручник первый будет разряжать аккумулятор). Поэтому снять с ручника не получится.
  • В отличие от старой системы электромеханический ручник не позволяет машине откатываться на подъеме.
  • EPB способен самостоятельно включаться, он обладает большим функционалом, но, и стоит значительно дороже.
  • В электромеханическом ручнике отсутствуют тросики, которые имеют свойство рваться в самый ненужный момент или примерзать при отрицательных температурах.

Многие сомневаются, что в критической ситуации электромеханика сработает лучше. Допустим, водитель ТС внезапно потерял сознание во время движения. Если между сиденьями расположен привычный рычаг, то пассажир, находящийся рядом, может сообразить быстро его дернуть.

Догадаться о кнопке, которая установлена где-то на консоли будет намного сложнее. Кроме этого EPB тормозит более плавно, поэтому в случае экстренного торможения от него будет меньше толку. То же самое касается и любителей «подрифтовать».

Им придется забыть о красивых вхождениях в резкие повороты, так как электромеханика просто не допустит таких виражей.

Очень редко (но, все же такое происходит) электроника выходит из строя и элементарно не дает разблокировать тормоза. Некоторые жалуются, что такое частенько происходит при высоких морозах. В такой ситуации остается только вызывать эвакуатор.

Есть у такой «умной» системы и еще один, хоть и незначительный, минус – меры предосторожности в процессе использования и обслуживания.

О чем нужно помнить

Хоть EPB может самостоятельно себя регулировать, периодические проверки проходить придется. При этом авто устанавливается на стенд и с помощью специального диагностического оборудования механик проверяет исправность работы системы.

Если пришла пора менять тормозные колодки, то действовать нужно очень осторожно. При любых технических работах электромеханическая часть должна пребывать в сервисном режиме. Если упустить этот момент, то есть большой риск того, что электроручник самостоятельно активируется в процессе работ и повредит ТС или самого мастера.

В заключении

В целом можно сказать, что ручник такого типа является умной и более удобной системой. Автовладельцу не нужно в истерике дергать заедающую ручку и постоянно держать в голове, что ее нужно отщелкнуть перед началом движения. Однако, многие полагают, что нет ничего надежнее старой доброй механики, которая не начнет «глючить» и не заблокирует авто в случае разряженного аккумулятора.

Источник: https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/318-printsip-raboty-elektricheskogo-stoyanochnogo-tormoza.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист
Как снять бампер на Лада Калина 2

Закрыть