Что такое октановое число химия

Октановое число, состав бензина

Что такое октановое число химия
Октановое число бензина

Октановое число и цетановое число. Из-за принципиально разного устройства двигателей Даймлера и Дизеля к бензину и дизельному топливу предъявляются прямо противоположные требования.

В двигателе внутреннего сгорания с принудительным поджигом смесь бензина и воздуха в цилиндре при сжатии не должна самовоспламеняться. Если же это случится, возникает детонация.

Впервые устойчивость бензинов к детонации была исследована в 1921 г. американским инженером Г. Рикардо. Он предложил первую шкалу детонационной стойкости бензинов. В начале 30-х г. из-за высокой стойкости к детонации за стандарт был выбран изооктан (2,2,4-триметилпентан).

Это соединение смешивали в самых разных соотношениях с гептаном нормального строения (он весьма склонен к детонации), и у каждого образца определяли детонационную стойкость.

Октановое число данного сорта бензина численно равно содержанию (в объёмных процентах) изооктана в его смеси с гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытания. Октановое число может превышать 100 (если бензин ещё более стоек к детонации, чем чистый изооктан).

*Детонация — это взрывное воспламенение топлива, которое проявляет себя в виде характерного звука и приводит к быстрому износу двигателя. При детонации фронт пламени распространяется со скоростью 2—2,5 км/с, тогда как при нормальном сгорании топлива в цилиндре скорость составляет лишь 15—60 м/с.

Если для бензина важно, чтобы он не воспламенялся в смеси с воздухом даже при высокой степени сжатия, то для дизельного топлива, напротив, необходимо, чтобы оно самопроизвольно воспламенялось в цилиндре.

Для характеристики способности разных сортов дизельного топлива к воспламенению принято использовать цетановое число.

Его определяют, сравнивая способность к воспламенению данного топлива и смеси углеводорода цетана (гексадекана C16H34 t кип=287 °C) с метилнафталином (жидкость с t кип=245 °С).

Октановое число различных бензинов

  • Бензин прямой гонки 40—70
  • Бензин термического крекинга 70—75
  • Бензин каталитического крекинга 80—90
  • Бензин риформинга 80—90

Цетановое число соответствует процентному содержанию цетана в смеси: чем оно выше, тем легче топливо самовоспламеняется при сжатии. Чем больше в топливе неразветвлённых насыщенных углеводородов и чем меньше разветвлённых и ароматических, тем выше способность к самовоспламенению и детонации.

Бензобаки автомобилей заправляют смесью бензиновых фракций, выделенных в различных процессах переработки нефти. Базовые компоненты бензина, помимо бензина прямой перегонки, — это фракции, полученные в результате процессов каталитического и термического крекинга и риформинга. Октановые числа этих фракций, как правило, не превышают 90.

Поэтому в состав автомобильного бензина включают также высокооктановые компоненты, которые получают в ходе специальных промышленных реакций.

Удлинение углеводородной цепи позволяет увеличить октановое число до 105. Смешение всех этих компонентов позволяет получить бензин с необходимым октановым числом.

Состав бензина

Бензин. Состав бензина

Проблему увеличения октанового числа бензинов можно решить с помощью специальных добавок (их называют антидетонационными присадками). Так, добавление 0,82 г тетраэтилсвинца Pb(С2Н5)4 к 1 кг изооктана увеличивает октановое число бензина до 110.

Огромный недостаток данной присадки (этиловой жидкости) заключается в том, что при её сгорании образуются высокотоксичные соединения свинца, большая часть которых с выхлопными газами выбрасывается в атмосферу.

Из-за этого во многих странах запрещено применять тетраэтилсвинец.

Сейчас основными добавками, увеличивающими октановое число бензинов, служат кислородсодержащие соединения — этиловый спирт, трет-бутиловый спирт (СН3)3СОН, метил-трет- бутиловый эфир (СН3)3СОСН3, метил-трет-амиловый эфир С2Н5С(СН3)2ОСН3. Октановые числа этих соединений высоки (например, у (СН3)3СОСН3 оно равно 120), а токсичность их, а также продуктов их сгорания (вода и углекислый газ) низка.

Качественный бензин

Качественный бензин

Качественный бензин

Помимо октанового числа бензина, которое должно соответствовать классу двигателя, к топливу предъявляется ещё несколько важных требований. Прежде всего это его фракционный состав — содержание в бензине отдельных фракций с различными температурами кипения. От фракционного состава зависят условия пуска двигателя, длительность прогрева, полнота сгорания топлива.

При промышленном выпуске бензинов в них растворяют газообразные линейные и разветвлённые бутаны, которые не только обладают высокими октановыми числами, но и характеризуются высоким давлением насыщенных паров.
Ещё одно требование — химическая стабильность.

Для увеличения стабильности в бензин при хранении добавляют специальные соединения — антиоксиданты. Их действие основано на замедлении процессов окисления за счёт превращения активных радикалов в малоактивные.

При отрыве активным радикалом атома водорода от ОН-группы образуется неактивный радикал, прерывающий цепную реакцию окисления.

Сравните дорогие духи с их сложным неповторимым ароматом и характерно пахнущую маслянистую желтоватую жидкость, заливаемую в баки автомобилей на бензоколонках. На первый взгляд может показаться, что парфюмерный шедевр — это кропотливая филигранная работа, а бензин — всего лишь продукт крупнотоннажного химического производства.

На самом же деле по сложности композиция обыкновенного бензина может потягаться с хорошими духами, а требования, предъявляемые современным обществом к качеству, экономичности, экологической чистоте бензина, стимулируют работу сотен химических лабораторий по всему миру.

Настоящие исполины мировой нефтехимической промышленности — «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Шеврон» — ежегодно тратят миллионы долларов на разработку более совершенных, безопасных для природы антидетонационных присадок, на поиск новых уникальных композиций топлива.

А поскольку не за горами тот день, когда нефтяные запасы Земли истощатся, перед химиками стоит фантастическая по своей сложности задача — как с умом истратить то, что есть, а потом найти, чем это можно заменить.

*Этиловая жидкость — раствор тетраэтилсвинца в этилбромиде С2Н5Вr. При её сгорании свинец переходит в летучий бромид PbВr2 (t пл=370 °С, t кип=893 °С).

Совет: Определить, есть ли в бензине тетраэтилсвинец, можно с помощью качественной реакции, носящей имя Кимштедта. Несколько капель бензина наносят на фильтровальную бумагу и высушивают. При обработке сероводородом или сульфидом аммония образуется сульфид свинца, и на фильтровальной бумаге появляется интенсивная тёмная окраска.

Источник: https://www.kristallikov.net/page21.html

Что такое октановое число в бензине?

Что такое октановое число химия

Любой, кому хотя бы раз доводилось заправлять топливный бак или запасную канистру бензином, знает, что он бывает разных сортов, от обычного неэтилированного до дорого бензина премиум –класса. Каждый «букет» имеет свой номер (80, 92, 95) , который соответствует его октановому числу, но что это значит? Что такое октановое число и какова его функция? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы обратились к экспертам в области топлива.

Не так давно мы опубликовали статью, повествующую о высокотехнологичных топливных баках. В ней мы затронули тему топливной системы автомобиля, и решили на ней не останавливаться, а пойти еще глубже, выяснив какие сорта топлива, заливаемого в наши баки, существуют, а также по каким признакам квалифицируются.

Оказалось, что квалифицирующим признаком в привычном для нас топливе является октановое число. Что это такое и «с чем его едят», мы не знали, потому реши разобраться в этом вопросе более подробно.

Чтобы понять функцию октана, который, по сути, является химической стойкостью бензина к самовоспламенению – чем выше число, тем меньше вероятность взрыва под большим давлением – для начала вы должны знать основы функционированиябензинового двигателя внутреннего сгорания.

Если вы уже знакомы с поршнями, клапанами и свечами зажигания , не стесняйтесь и смело пропускайте следующие три абзаца, если нет, пожалуйста, продолжайте чтение для быстрого ознакомления с двигателем внутреннего сгорания. Без этого, понять что такое октановое число не получиться.

Как работает двигатель автомобиля?

Двигатели, которые вы можете найти практически в каждом современном транспортном средстве, работают по принципу, известному как четырехтактный цикл. В каждом двигателе есть поршни, которые перемещаются вверх и вниз внутри цилиндра. Поршни прикреплены к шатунам, которые вращаются на коленчатом валу. Сила, приложенная к этим частям при помощи трансмиссии, является тем, что в конечном итоге заставляет двигаться колеса вашего автомобиля, чтобы доставить вас вовремя на работу.

Что же это за четыре такта в этом важнейшем процессе? Если говорить о них в порядке их возникновения, то речь идет о такте впуска, сжатия, рабочем такте и такте выпуска.

Цикл начинается, когда поршень начинает движение вниз по цилиндру. Этот процесс называется тактом впуска. Как только он опускается, точно контролируемая смесь воздуха и паров топлива всасывается в цилиндр через открытый впускной клапан. Далее впускной клапан закрывается и поршень начинает свое движение вверх, такт сжатия, когда происходит сжатие воздушно-топливной смеси.

Как только поршень достигает вершины своего путешествия, свеча зажигания выдает искру, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь путем мощного взрыва. В этот момент происходит рабочий такт двигателя. Сила, образованная в результате взрыва, опять толкает поршень вниз и обеспечивает движущую силу, которая заставляет двигатель работать, а автомобиль двигаться.

Как только поршень достигает дна, ему самое время опять подниматься. В игру вступает такт выпуска, во время которого все горячие, оставшиеся газы после процесса сгорания выталкиваются через уже открытые выпускные клапаны. Как только поршень опять достигает своей верхней точки, открываются впускные клапаны и весь процесс начинается сначала.

Представьте себе, с какой скоростью все это происходит, когда вы мчитесь по шоссе!

Надеемся, что мы все доходчиво объяснили; если же вы любите докопаться до сути (как Пастернак), тогда рекомендуем ознакомиться с нашим более подробным материалом на эту тему, под названием «Как работает двигатель автомобиля? А также основные причины неполадок и перебоев в машине». Теперь мы добрались до главного, к тому, из-за чего затевалось написание данной статьи  –  узнать какую роль октановое число играет для двигателя автомобиля или попросту говоря, что такое октановое число?

Итак, что же это за понятие – октановое число?

Стивен Расс, технический руководитель отдела разработки двигателей в компании Ford Motor, является топливным экспертом. По его словам, «октановое число это просто мера химической стойкости бензина к автоматическому зажиганию». Он также сказал, что «бензин с более высоким октановым числом является более устойчивым к самовозгоранию».

Так что же, по сути, делает это октановое число? Помните, чуть выше мы объясняли, как во время такта сжатия поршень сжимает воздушно-топливную смесь? Если эта смесь окажется под слишком высоким давлением она может спонтанно воспламениться, что является серьезной проблемой, если смесь загорается до того, как свеча зажигания дает искру.

Самовоспламенение, более известное как «детонация» (детонационное сгорание топливной смеси), может привести к отчетливо слышимому шуму. Этот потенциально разрушительный грохот звучит как звон монет, которые вы забрасываете в пустую копилку.

По словам Билла Стадзински, топливного специалиста из General Motors, самовоспламенение может привести к «волнам высокого давления, которые сталкиваются друг с другом, и именно это вызывает стук и звон, который вы слышите».

Помимо шума, детонация может нанести ущерб внутренним компонентам двигателя. Представьте себе, самовоспламенение может расплавить отверстия в поршнях и даже согнуть шатуны, что приведет к неминуемой поломке двигателя. К счастью Расс заверил нас, что «такое в наше время случается редко» благодаря передовым компьютерным блокам управления двигателем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит газ 66 бортовой

«В наших автомобилях установлены детонационные датчики», уверил нас Стадзински. Это небольшие электронные преобразователи, прикрепленные к блоку двигателя, которые прислушиваются к конкретным звуковым частотам, характерным для детонации.

Если датчики обнаруживают такие частоты, модуль управления трансмиссией выполняет ряд действий, чтобы опять вернуть контроль над сгоранием воздушно-топливной смеси.

Блок может понизить уровень наддува в двигателях с наддувом и турбонаддувом, потянуть время возникновения искры в свечах зажигания или обогатить воздушно-топливную смесь, чтобы предотвратить внутренние повреждения двигателя.

Высокая степень сжатия позволяет двигателю создавать больше мощности при сжигании меньшего количества топлива. Степень сжатия, по сути, это показатель того, как плотно сжата воздушно-топливная смесь внутри цилиндра. Степень сжатия большинства современных двигателей составляет приблизительно 10 к 1, но она может быть и выше, например 12 к 1 и больше, если речь идет о двигателе с прямым впрыском топлива. А в двигателях с наддувом степень сжатия может быть наоборот немного ниже.

Автопроизводители постоянно должны помнить о тонкой грани, которая не приведет к самовоспламенению. Именно здесь в уравнение вписывается октановое число.

Двигатели с более высокой степенью сжатия, – которые обычно встречаются в высокопроизводительных спортивных автомобилях – практически всегда нуждаются в топливе с более высоким октановым числом, которое снижает вероятность самовоспламенения.

По словам Расса, бензин с более высоким октановым числом «никаким образом не влияет на эффективность расхода топлива».

Напомним, что более высокое давление внутри цилиндра требует топлива с более высоким октановым числом, чтобы предотвратить повреждения двигателя, которые могут быть вызваны самовоспламенением, что в свою очередь приведет к основным признакам неисправности двигателя. Но никто не застрахован от ошибок. Что же будет, если вы залили в свой автомобиль неправильный сорт топлива?

«Если вы обладатель автомобиля, который требует топлива премиум класса, а вы в него влили бензин с октановым числом 87 и начинаете отчетливо слышать удары во время движения, то вам нужно будет  обращаться с автомобилем как с ребенком до тех пор, пока вы не доберетесь до ближайшей заправочной станции», сказал Стадзински, при этом добавив, что «даже если вы не слышите отчетливого стука, реакция в автомобиле все же идет». Происходит снижение производительности, увеличивается расход топлива, большое количество тепла отправляется в выхлопной катализатор, что снижает его прочность. Если же вы прочли эти строчки и махнули рукой, решив и дальше «кормить своего железного коня» бензином с октановым числом, меньшим, чем вам рекомендовал автопроизводитель, ремонта автомобиля не избежать.

Итак, как же высчитывается октановое число?

По словам Садзински, существуют два основных отдельных теста, чтобы определить те числа, которые вы видите на заправках. Возможно вы уже замечали эту формулу (R+M)/2. Как правило, ее пишут на заправочных станциях.

«R» означает  «research octane number» или «октановое число бензина по исследовательскому методу», а «М» означает «motor octane number» или «октановое число бензина по моторному методу». Каждый из этих методов является одним из тестов, которые мы упомянули выше. Среднее значение разработано для того, чтобы предоставить каждому водителю приемлемый рейтинг сортов бензина.

Потребности в топливе минивэна, который еще буксирует за собой прицеп через горный перевал в пустыне, сильно отличаются от потребностей небольшого легкового автомобиля, который преимущественно ездит на уровне моря.

По словам Садзински, научно-октановый тест отдает предпочтение большим, более старым транспортным средствам – автомобили и небольшие грузовики с двигателями большого объема и без наддува. Для таких двигателей характерна более высокая температура в цилиндре, чем для двигателей, октановое число для которых рассчитывается по моторному методу. Такой тест больше ориентирован на небольшие, эффективные двигатели с турбонаддувом.

Но так как наш эксперт американец, то и рассказал он нам об «американском» октановом числе, для расчета которого используется среднее значение двух методов. Но Садзински обратил наше внимание на то, что «в мире нет одного согласованного стандарта расчета октанового числа, поэтому остальной мир, Россия в том числе, использует только октановое число бензина по исследовательскому методу».

Если вы когда-либо были в Европе, то возможно, замечали надпись «95 RON» на их заправочных станциях. RON, конечно, означает «research octane number».

По словам Садзински, интересен тот факт, что в Европе самым распространенным является бензин с октановым числом 95, что в пересчете на американскую систему дает 90. А это значит, что европейские транспортные средства должны быть откалиброваны, чтобы ездить на самом распространенном американском бензине с октановым числом 87, и наоборот.

В нашей стране не так много обладателей автомобилей американских производителей, и им не следует беспокоиться по поводу калибровки двигателя. Но если вы задаетесь вопросом, какой же бензин лучше всего подходит для вашего автомобиля, то лучше всего следовать тем рекомендациям, которые производитель отобразил в руководстве по пользованию автомобилем. Рекомендуемый сорт бензина поможет вашему железному коню показать самую лучшую производительность.

Надеемся, мы смогли ответить на ваш вопрос, что же такое октановое число, и для чего нужен этот показатель в топливе. Если у вас остались еще какие-то вопросы на эту тему, можете смело оставлять их в комментариях под этой статьей, на все мы постараемся ответить.

Источник: https://zap-online.ru/info/avtonovosti/chto-takoe-oktanovoe-chislo

Октановое число бензина: способы определения характеристик топлива

Что такое октановое число химия

Октановое число бензина считается важным показателем. От него зависят эксплуатационные качества жидкости, динамические и другие характеристики транспортного средства. Под таким понятием называется мера стойкости к возгоранию этого вида топлива. Есть конкретные стандарты для разных видов бензина. Разные виды двигателей рассчитаны на применение бензина с конкретным октановым числом.

Что представляет собой октановое число?

Октановое число бензина является стойкостью к возгоранию под влиянием сжатия. Этот показатель равняется числу изооктана в смеси с другим главным веществом – н-гептаном. Есть разные виды октанового числа. Выявляются они разными методами:

Соответственно, называются эти показатели как ОЧИ и ОЧМ. Различие между ними заключается в чувствительности топлива. Если нужно выявить показатель в реальных условиях использования двигателя – применяется показатель фактического октанового числа. Оно выявляется на специальном стенде, прямо в функционирующем двигателе.

Максимально приближено к настоящему значению дорожное октановое число. Измеряется оно на автомобиле.

Сам изооктан сложно воспламеняется даже при высоком показателе уровня сжатия. Значение его октанового числа постоянное – 100. При этом сгорание н-гептана при низких показателях сжатия сопровождается стуками в моторе. Значение его октанового числа равняется 0.

Для топлива с показателем октанового числа выше 100 есть специализированная шкала. В него в зависимости от мотора и условия использования добавляется особое вещество – изооктан. Также может быть добавлен антидетонатор.

Применение топлива с неподходящим по показателям мотору октановым числом приводит к появлению металлического шума. Возникает он из-за волн давления, которые создаются при быстром сгорании бензина, отражении от стенок поршня или цилиндров.

Рост октанового числа топлива

Рост октанового числа топлива возможен различными способами:

  • методом сложного процесса технологии;
  • добавлением особого антидетонатора.

Самым часто используемым способом является второй. Самыми популярными антидетонаторами считаются разные добавки на базе спирта и тетраэтилсвинец.

Добавки на базе спирта

Одним из часто применяемых методов считается добавление спирта. Причем это может быть как этиловый, так и метиловый спирт. К примеру, если к горючему с октановым числом 92 прибавить 1/10 часть этилового спирта, то его уровень стойкости к возгоранию возрастет до 95.

Подобным эффектом будет уменьшение токсичности выхлопа. Но необходимо помнить, что рост октанового показателя таким методом приводит к быстрому увеличению давления паров. Это станет причиной появления паровых пробок в системе топливного провода.

Читать также: Каков срок годности бензина?

Более того, спирт очень гигроскопичен. Нужно использовать специальные способы складирования такого горючего, контролировать количество воды в смеси. Попадание ее в мотор может вызвать серьезные поломки, которые потребуют дорогостоящего ремонта.

Тетраэтилсвинец

Это вещество обладает химической формулой Pb (C2H5)4. По своим свойствам он считается одним из самых продуктивных антидетонаторов. Температура его кипения составляет 2000 градусов. У него высокий уровень вязкости. Стал применяться в 1921 году. Сегодня считается одним из часто применяемым. Это вещество позволяет поднять показатель октанового числа на 17 пунктов. При этом в чистом состоянии вещество не применяется.

Так как при сгорании его появляется оксид свинца. На момент использования мотора он оседает почти на всех его внутренних деталях. В результате появляется нагар на вентилях, поршнях мотора. Поэтому вместе с тетраэтилсвинцом обязательно добавляют особые вещества, которые устраняют продукты оксида свинца. Такими веществами считаются: диромэтан, дибромпропан, бромистый этил.

Как снизить октановое число бензина?

Пару лет назад с АЗС исчезло топливо с октановым числом 76 и 80. Но при этом огромное число техники, которая сегодня используется, требует для нормального функционирования именно такое горючее. Часто появляются такие трудности с мотоблоками, которые были выпущены 10 лет назад. Покупать новый – дорогое удовольствие. Вот почему вопрос по поводу уменьшения октанового числа топлива очень актуален.

При использовании 92-го бензина вместо 80 или 76 мотор обычно функционирует неравномерно или заводится и сразу глохнет. Поэтому перед тем как заливать 92, нужно снизить его октановое число до оптимального уровня. Есть несколько народных методов, как выполнить эту процедуру в домашних условиях:

№Полезная информация
1 поставить канистру с топливом на открытой площадке с открытой крышкой – ежедневно показатель октанового числа уменьшается на 0,5
2 применять в качестве добавки керосин – этот способ ранее применялся на старых автомобилях

Перед тем как использовать такой способ, нужно померить значение октанового числа бензина.

Измерение октанового числа топлива

Процесс определения октанового числа не представляет сложности. На прилавках магазинов можно легко найти октанометр – особое устройство, которое выявляет значение октанового числа бензина.

Необходимо помнить, что такое устройство функционирует по способу измерения диэлектрической проницаемости топлива. Так как существует пропорциональная зависимость этого показателя от октанового числа. Нужно будет составить особую калибровочную зависимость – для выявления точной величины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как убрать чек на Шкоде

Формирование такой зависимости выполняется с применением н-гептана, а также топлива, значение октанового числа которого уже понятно. Используются моторные агрегаты типа УИТ-65 и УИТ-85. Сам метод измерения базируется на сравнении октановых показателях контрольного образца с образцами другого топлива. Подобным образом возможно выявить также октановое число дизельного топлива.

Читать также: Как измеряют плотность бензина?

Сегодня такой способ можно применять ввиду того, что создается топливо методом применения не технологии прямого перегона, а смешивания. Такой метод выявления показателя октанового числа топлива имеет некоторые минусы, о которых следует помнить. К таким относятся следующие:

  • невозможность проанализировать топливо неидентифированное – так как сам процесс анализа выполняется способом сравнения;
  • трудно выявить разные внешние факторы на сам измерительный процесс.

Сравнительный анализ выполняется на основе данных, которые уже установлены в специальном устройстве. Методом применения сложной схемы делается заключение о соответствии измеряемого октанового числа с уже имеющимся в памяти устройства.

Также невозможно было сделать общую модель для бензинов, произведенных разными методами, а также различных видов. Для жидкостей с разными октановыми показателями нужно создавать новые модели устройств.

Существуют следующие ограничения на применение модели рассматриваемого типа:

  • выполняется предварительная настройка в соответствии с эталонными приборами;
  • температура должна соответствовать конкретному промежутку, отмеченному в спецификации устройства.

Устройство для определения октанового числа топлива и его примерная цена

Метод функционирования у всех устройств, которые измеряют показатель октанового числа, одинаковый. На рынке можно найти приборы отечественного и иностранного производств. Самым популярным устройством такого типа, созданного в РФ, считается ОКТИС. Цена его составляет около 3,5 тысяч рублей. Более точным и надежным является Digatron.

Стоимость его на порядок выше – 750 евро за штуку. Именно он часто применяется для решения рассматриваемых задач. Также используется в картинге и других спортивных направлениях. Метод его действия очень простой. Выполняется два измерения – эталонного горючего и другого, октановое число которого необходимо определить. Затем полученные данные сравниваются.

При этом жидкость разных производств во всех ситуациях отличается друг от друга. Соответственно, калибровочная зависимость диэлектрической пропускаемости – октановое число сильно различается. Поэтому необходимо в каждой ситуации создавать персональные настройки. В основе стандарта в обязательном порядке используется топливо определенного производителя.

Октановое число должно быть заранее измерено на специальном приборе. Ими являются: УИТ 65 и УИТ 85. Одним из самых надежных устройств для замера октанового числа считается ОКТАН-ИМ. Цена его составляет 40 тысяч рублей. Это устройство имеет встроенную память и может сохранять более 10 разных калибровок. Точность показаний прибора максимально высокая.

Читать также: Как слить бензин из бака?

Самым сложным по устройству и эффективности считается Октанометр ПЭ-7300 М. Он стоит 50 тысяч рублей. Основным его отличием от более дешевых аналогов считается наличие специального программного обеспечения. Возможно подсоединение к персональному компьютеру.

При выполнении подсчетов можно учесть величину температурного режима. Есть конкретная зависимость диэлектрической пропускаемости от температуры.

Иностранным дорогим аналогом представленного выше устройства для замера октанового числа считается Шатокс SX-100М. Цена его напрямую от производителя составляет 1800 долларов. Основным и самым большим отличием его от отмеченных выше устройств считается наличие уже установленного датчика измерения температуры. ПЭ-7300 выявляет этот показатель на программном уровне.

Присадка для роста октанового числа топлива

В отличие от понижения октанового числа рост этого показателя обычно не вызывает какие-либо трудности. Есть много специальных присадок, с помощью которых можно манипулировать этим показателем. Величина такого роста, а также другие параметры зависят именно от определенного вида продукта.

Самыми популярными сегодня присадками считаются:

  1. Октан Плюс – рост на 2-2,5 единиц;
  2. Лавр Некст Октан Плюс – рост до 6 единиц;
  3. Астрохим Октан Плюс – рост на 3-5 единиц.

Значение октанового числа является главным показателем бензина. Нужно использовать топливо только с параметрами заданными производителем. Иначе есть вероятность появления разных проблем с мотором. Вплоть до его поломки и необходимости выполнения капитального ремонта, замены деталей.

Источник: https://neftok.ru/benzin/ot-chego-zavisit-oktanovoe-chislo-benzina.html

Как повысить октановое число бензина в домашних условиях

Октановое число бензина — это мера детонационной стойкости, а точнее показатель различных видов топлива и их воспламенения во время работы ДВС.

При низких показателях октанового числа, использование такого топлива чревато негативными последствиями для двигателя, по причине детонации топлива. Из наиболее распространенного: преждевременный износ клапанов и седел, а также остатки гари на стенках и поверхностях.

Поэтому октановое число должно быть подходящим для того или иного двигателя, а как повысить октановое число мы разберем в этой статье.

Методы повышения октанового числа

По описанным выше причинам было проведено не одно исследование, целью которых было получить бензин с показателем октанового числа выше среднего. Одним из таких, является технологически сложный метод, в основе которого тяжелый процесс нефтеперегона на заводах при помощи разделения и преобразования фракций, а именно благодаря физическому явлению катализа.

Этот метод позволяет производить бензин с высокой себестоимостью, улучшенного качества, и с повышенным показателем энергетической ценности. Благодаря стараниям и исследователям, удалось найти методику, благодаря которой схожих значений можно добиться в домашних условиях собственноручно, прибегая к добавлению специальных добавок под названием «антидетонаторы».

Метилтретбутиловый эфир

На сегодняшний день это наиболее популярный метод. Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) имея огромный показатель детонационной стойкости (более 100 единиц) обеспечивает положительное влияние на работу двигателя: обогащенный кислородом он обеспечивает полноту сгорания понижая выхлопы содержащие элементы СО и СН.

К минусам можно отнести тот факт, что повышенное содержание МТБЭ (больше 20%) является причиной снижения ресурса и роста выбросов окислов азота (NOx) в атмосферу. Однако, у такого метода есть свои негативные последствия — красный нагар на свечах зажигания, или камерах сгорания.

При этом в симптоматике снижения ресурса и мощностей автомобиля, свечи постоянно троят а то и выходят из строя.

Добавки на основе спиртов

Кроме того, в топливо активно практикуют добавление этилового и метилового спиртов. Такой метод позволяет добиваться значительных показателей по повышению октанового числа.

С помощью умеренного количества 10-процентного этилового спирта, бензин типа Аи-92, с легкостью можно повысить до Аи-95. Спирт увеличивая плотность заряда, одновременно снижает показатель детонации и влияние высоких температур на двигатель.

Всё это объясняется охлаждением горючей смеси благодаря повышенной газификации и испарениям при работе.

Принцип работы двигателя

Тетраэтил свинца

Сам по себе театратил свинца имеет множество положительных сторон: после добавление этой присадки резко снижается «дымность» выхлопов, двигатель работает тише привычного и даже немного мощнее прежнего. Все это суммируется со снижением показателя детонации. Однако, имея при этом значительно повышенную токсичность, театратил свинца можно смело считать одним из наиболее опасных для живого организма.

Кроме того, что канцерогенность этого химического элемента выше нормы, так еще и испарения из автомобиля могут попадать в организм человека не только через верхние дыхательные пути, но и через открытые раны на теле. Крайне высок и показатель нервно-паралатического воздействия на человека, что приводит к параличам и даже смерти. Но кроме человека страдает и автомобиль.

Свинец в составе оседает на трубках и патрубках и чреват негативными последствиями, особенно для карбюраторных автомобилей, и тем у о кого установлен впрысковый нейтрализатор.

Нафталин

Старое, позабытое всеми, кроме наших бабушек, средство борьбы с молью и прочей живностью приобрело новое дыхание как один из видов присадок. Всего 500 грамм этого вещества в одну канистру бензина повышает показатель октанового числа на целых три деления.

Но безобидный помощник в виде порошка, взаимодействуя с топливом начинает медленно и прагматично наносить вред основным системам автомобиля. В первую очередь это продукты нагара в камере сгорания, а именно их повышенное количество. Кроме того, значительно повышается уровень токсичности выхлопных газов.

Кроме того, нафталин способен кристаллизоваться и забивать бензонасосное отделение.

Ацетон

Ацетон в небольших количествах значительно повышает детонационную стойкость. Добавление подобной присадки нормируется государственными нормами и положениями, потому многие производители не брезгуют повышать октановое число этим методом.

Проблема заключается в дальнейшем добавлении этого вещества в составы бензинов низкого качества, пытаясь таким образом получить больше положенного «навара».

В итоге получается многократное преувеличение разрешаемой дозы, что в свою очередь чревато распадением ацетона на вредные и токсичные для человека компоненты.

Марганцевые присадки

Марганцевые присадки увеличивают детонационную стойкость на 4—5 единиц. К минусам такого средства можно отнести периодичный выход из строя нейтрализаторов, тем самым снижения эксплуатационных сроков работы двигателя.

Монометиланилин

Монометиланилин(ММА) в небольших дозах (в пределах 1,3%) не имеет негативного влияния на системы двигателя, и при этом повышает октановое число. А вот если переборщить с концентрацией это может вызвать повышенное нагарообразование, и «зависаниям» клапанов и насосов. ММА довольно токсичен для человека, и при попадании в организм паров содержащих его может быть вызвано сильное отравление с серьезными последствиями.

Моющие присадки

Моющие присадки, как принято считать безвредны, так как они имеют достаточный баланс из ингибиторов коррозийных явлений, деэмульгатора (именно он поглощает воду) и непосредственно самого моющего компонента, среди которого наиболее популярным является ПАВ (поверхностно-активные вещества). Благодаря использованию подобного вещества лучшим образом «разъедается» нагар и отложения другого характера. Но крайне важно учесть концентрацию подобного вещества. Передозировка (использование более 10%) чревата плохим запуском двигателя, вплоть до полной потери работоспособности.

Топливная присадка для увеличение октанового числа

Влияние добавок на работу двигателя

Как уже было отмечено в описания всех названных выше присадок, их срок действия достаточно мал, а потом они быстро разрушатся и распадаются. Всё это становится серьезной угрозой, так как образованные частички попадают в клапаны и проводят их закупорке.

Наиболее важным моментом использования некачественного бензина, разбавленного значительным количество присадок является его способность проводить электричество, в отличие от заводских аналогов с повышенным качеством производства.

Такое «свойство» чревато возгоранием двигателя, и потенциально небезопасно для участников дорожного движения.

Источник: https://automotolife.com/services/kak-povysit-oktanovoe-chislo-benzina

Методы повышения октанового числа

Производить бензин с высокими показателями октанового числа можно двумя способами: сложным технологическим, что обусловливает высокую себестоимость получаемого продукта, и более простым и дешевым — путем добавления специальных добавок (антидетонаторов). Так, из Аи-76 можно легко получить Аи-92, а из Аи-92 — Аи-95. Давайте посмотрим как это можно сделать.

Одним из наиболее широко используемых в настоящее время средств для увеличения уровня октанового числа считается метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), представляющий собой бесцветную легковоспламеняющуюся жидкость со свойственным ей запахом. МТБЭ характеризуется высоким октановым числом и нетоксичностью.

При добавлении 10-15% МТБЭ в состав бензина, рост октанового числа составляет порядка 6 — 12 единиц. Большинство высокооктановых бензинов производится с применением этой или других аналогичных добавок эфирного класса.

К недостатка МТБЭ можно отнести его высокую летучесть и возможность испарения из бензина в жаркую погоду.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит кузов газ 53 самосвал

Добавки на основе спиртов

В бензин также могут добавляться и спирты (метиловый и этиловый). К примеру, добавка в бензин Аи-92 10% этилового спирта позволяет повысить октановое число до 95 единиц, а также несколько снизить токсичность выхлопных газов. Однако использование спиртов приводит к значительному росту давления насыщенных паров, что может стать причиной образования паровых пробок в трубопроводах топливной системы.

Помимо этого, проблемой является гигроскопичность (поглощение влаги из воздуха) и хорошая растворимость этилового спирта в воде, что требует разработки специальных мероприятий по условиям хранения данной смеси и периодического мониторинга содержания спиртового компонента.

Если этого не соблюдать, в составе бензина может появиться вода, что приведет к повышенному расходу топлива, неполному его сгоранию или, при значительном ее проценте, возникновению ледяных пробок в зимний период.

Тетраэтилсвинец

Тетраэтилсвинец (ТЭС) Рb(С2Н5)4 признан одним из самых эффективных антидетонаторов. Он представляет собой маслянистую бесцветную жидкость, с температурой кипения около 200°С. Использовать ТЭС в качестве антидетонатора начали еще в 1921 г, и по сегодняшний день он является одним из наиболее дешевых и эффективных средств (в концентрации 0,05% ТЭС позволяет повысить октановое число бензина на 15 — 17 пунктов).

В чистом виде тетраэтилсвинец не добавляется, так как при сгорании образовывается оксид свинца, который осаждается на клапанах, поршнях и т.д. в виде нагара. Для удаления из камеры сгорания оксидов свинца начали применять специальные «вещества-выносители» (бромистый этил, диромэтан, дибромпропан), который при сгорании образовывали со свинцом летучие соединения, легко удаляемые из камеры сгорания.

Смесь тетраэтилсвинца с «веществом-выносителем» и специальным красителем имела название этиловая жидкость, а бензин с данными компонентами — этилированным. Сегодня, производство этилированного бензина запрещено ввиду его высокой токсичности. Свинец способен накапливаться в организме, является ядом и вызывает рассеянный склероз. Кроме того, этилированный бензин нельзя использовать в автомобилях, оборудованных каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

Последние выводятся из строя при работе двигателя порядка нескольких часов. В качестве антидетонаторов также применяются изопентан, изооктан, неогексан, бензол, толуол, ацетон и др.

Влияние добавок на работу двигателя

Высокая детонационная способность — это очень большая скорость распространения фронта пламени, при которой образуются ударные волны. Чем выше октановое число, тем стабильнее, эффективнее и экономнее может быть обеспечена работа двигателя. Рост количества новых автомобилей, в которых используются двигатели, требующие высокооктановых топлив, вызвали увеличение выпуска бензинов с октановыми числами 92, 95 и выше, постепенно сокращая спрос на низкооктановые топлива.

Но во всех этих плюсах, есть безусловно и свои минусы. Некачественное топливо на «левых» заправках, с искусственно повышенным октановым числом, приводит к серьезным поломкам автомоболия.

материал отражает суть негативного влияния добавок на двигатель машины на ярком примере.

Будьте внимательны при заправке железного коня на подозрительной заправочной станции. Пользуйтесь проверенными временем АЗС. Удачи вам на дороге.

В статье использовано изображение с сайта at.amobil.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/driving/povihenie_oktana/

Как Повысить Октановое Число Бензина Присадками

Октановое число бензина — это показатель детонационной стойкости топлива. Считается, что чем октановое число выше, тем топливо качественнее. Многие современные автомобили, особенно иномарки, привыкли к хорошему бензину.

Но ни один автовладелец до конца не может быть уверен в каждой АЗС и точно знать, что там он залил надежное топливо.

Его советы читайте в нашей статье.

Октановое число и октан-корректоры

Детонация — это слишком быстрое воспламенение топлива в камере внутреннего сгорания. Чем выше детонационная стойкость, тем менее бензин склонен к самовозгоранию. Современные ДВС предпочитают топливо с октановым числом не ниже 90, как у бензина А95. Но где гарантия, что на каждой заправке под указанной маркировкой скрывается то самое горючее?

Недобросовестные заправщики легко могут заливать второй и третий сорт бензина, отчего машина начинает работать хуже.

Если вы заправились на незнакомой АЗС или почувствовали, что автомобиль после заправки едет хуже — стоит держать у себя про запас несколько бутылок октан-корректоров

Эти присадки значительно повышают октановое число горючего, в некоторых случаях даже до 6 единиц.

В ассортименте бренда Тотек есть две универсальные присадки, которые способны спасти машину, в которую залит некачественный бензин

Поговорим о них подробнее.

Тотек УМТ — таблетка от некачественного бензина!

УМТ — расшифровывается как усилитель моторного топлива. Присадка Тотек УМТ — экологичный, ресурсо- и энергосберегающий препарат, восстанавливающий октановое число топлива. На большеобъемных моторах в стационарных режимах работы двигателя экономия горючего достигает 12-18%, на обычных малолитражных моторах – 5-7%. Также Тотек УМТ увеличивает полноту сгорания любого топлива и снижает до 40% количество вредных выбросов.

А это очень важно для повышения экологичности машины.

Увеличенная полнота сгорания и изменение режима горения бензина дает двигателю дополнительную мощность. Давление поршневых газов отдает максимум энергии в оптимальной зоне углов поворота коленчатого вала.

Углеводороды, ранее выбрасываемые двигателем в выпускной тракт и дожигаемые катализатором, горят в ДВС, давая ему мощность и экономя топливо.

Тотек УМТ (Спорт) — таблетка из мира автоспорта!

Тотек УМТ-Спорт обладает теми же характеристиками, что и Тотек-УМТ. Главное отличие в том, что он разрабатывался для спортивного тюнинга бензина марок АИ-95 и АИ-98.

Присадка помогает получить повышенную отдачу от высокофорсированных двигателей без какого-либо вмешательства в программное обеспечение или в конструкцию ДВС. В присадке применены новейшие технологии управление горения бензином с помощью нанокатализаторов и наноредуцентов.

В отличие от металлсодержащих антидетонаторов — Тотек УМТ (Спорт) повышает октановое число благодаря беззольным сложным органическим веществам, содержащим кислород.

Для рядового автолюбителя его ценность в том, что он продлевает срок службы свечей зажигания.При этом удаляя отложения ферроцентов, которые выводят из строя эти детали. Также присадка снижает нагрузку на катализатор, ведь чем хуже топливо, тем выше такая нагрузка.

Если катализатор уже начал отказывать, то препарат поможет его почистить и восстановить.

Тотек-УМТ и Тотек-УМТ(Спорт) повышают мощность двигателя и увеличивают крутящий момент через химическое преобразование бензина

Причем это работает как для спорткаров, так и для малолитражек.

В составе ТОТЕК УМТ и УМТ (Спорт) нет металлоорганических соединений

Поэтому они не засоряют и не оставляют осадков в топливной системе.ТОТЕК УМТ и УМТ (Спорт) не оказывают негативного воздействия на свечи и катализатор, а также снижают количество вредных выбросов за счет полного сгорания топливной смеси.

ТОТЕК УМТ и УМТ (Спорт) обеспечивают полное предотвращением детонации. ТОТЕК УМТ и УМТ (Спорт) обладает уникальным свойством очищения впуска.

Оба препарата прекрасно сочетаются с прочими присадками (любых производителей), ТОТЕК УМТ и УМТ (Спорт)- повышают ресурс ДВС и навесного оборудования.

У нас лучшая система скидок для постоянных клиентов!

Продукцию Тотек можно купить в Москве в наших магазинах по адресам по адресам: ул. Ташкентская, 28, Ярославское шоссе, 19. Ждем вас с 10.00 до 21.00.

Источник: https://totekpost.ru/blog/kak-povysit-oktanovoe-chislo-benzina-prisadkami/

Бензин. Технология производства

Процесс производства современного бензина далеко не так прост, как иногда кажется. Если просто перегнать нефть, то полученная бензиновая фракция будет обладать крайне низким октановым числом (на уровне 55 – 60 ед. по моторному методу). Этот бензин называется прямогонным и не может быть использован напрямую в автомобильном двигателе как ввиду низкого октанового числа, так и из-за высокого содержания серы, строго нормируемого современными экологическими стандартами.

Такой бензин имеет два пути: его могут отправить на нефтехимические предприятия, где из него после целого ряда превращений будут изготовлены различные полимеры, растворители и химические волокна. Или же бензин может подвергнутся дальнейшим превращениям на специальных установках НПЗ, в результате чего его качество значительно улучшиться. Об этих установках расскажем более подробно:

Риформинг

Сырьем для каталитического риформинга является прямогонная бензиновая фракция, выкипающая в пределах от 80 до 180°С, очищенная от серы. Часто установка гидроочистки комбинируется с установкой риформинга в одну.

Переходя через последовательные реакторы, заполненные катализатором с содержанием платины под воздействием высокой температуры 490-530°С и давления до 3 Мпа, образуются высокооктановые ароматические углеводороды – ценный компонент бензина.

Также в процессе образуется значительное количество водорода, который используется на НПЗ для очистки от серы не только бензиновых, но и дизельных фракций.

Процесс риформинга долгое время являлся основным процессом для получения высокооктановых бензинов. Но современными экологическими стандартами содержание ароматики в бензине ограничено 35%, поэтому производители топлива вынуждены использовать и другие способы повышения октанового числа.

Изомеризация

Другим распространенным процессом производства высокооктановых фракций является изомеризация алканов. Нормальные неразветвленные алканы обладают намного меньшей детонационной стойкостью, чем алканы с изостроением. Так, например, октановое число н-пентана составляет 61,8 ед.

по моторному методу, а его изомер – изопентан имеет октановое число уже 93 ед.

! В наиболее часто применяющейся изомеризации с рециклом на специальных катализаторах при давлении 2-3 Мпа и температуре до 400 градусов легкие алканы превращаются в свои изомеры, применяемые для производства бензинов АИ-92 и АИ-95.

Алкилирование

Самым современным процессом для получения высокоокачественных компонентов бензина является алкилирование. Процесс алкилирования направлен на получение высокооктановых компонентов автомобильного бензина из непредельных углеводородных газов. Не смотря на сложность процесса и применение серной или фтористоводородной кислоты в процессе производства, качество получаемого продукта оправдывает все трудности.

Каталитический крекинг

Все перечисленные выше процессы направлены в первую очередь направлены на улучшение имеющегося сырья. Каталитический крекинг в отличие от них позволяет значительно увеличить объем выпускаемого бензина.

В процессе каталитического крекинга вырабатывается высокооктановый бензин с октановым числом по исследовательскому методу 88-91 единиц. Основной недостаток бензина каталитического крекинга — высокое содержание непредельных углеводородов (до 30%) и серы (0,1-0,5%), что плохо влияет на стабильность топлива при хранении.

Бензин быстро желтеет из-за полимеризации и окисления олефинов и потому не может применяться без смешения с другими бензиновыми фракциями.

Компаундирование

И вот наконец, когда все нужные компоненты получены, продукты, полученные риформингом, изомеризацией, алкилированием и каталитическим крекингом смешиваются на блоке компаундирования.

При этом зачастую полученный товарный бензин имеет октановое число на уровне 89-90 ед. и чтобы получить требуемое значение 92 или 95 используют МТБЭ.

После запрета в экологическом классе 5 монометиланилина, метил-трет-бутиловый эфир остается на сегодня единственным проверенным и разрешенным способом поднятия октанового числа.

Источник: http://chimtec.ru/articles/proizvodstvo-benzina

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист