Что понимается под стояночной тормозной системой

Подробно о тормозной системе грузовых автомобилей

Что понимается под стояночной тормозной системой

Такой жизненно необходимый механизм, как тормоз известен с давних пор. Еще древние греки упоминали в своих летописях о своих первых «тормосах»

Сегодня любой современный грузовой автомобиль невозможно представить без хорошо отлаженной тормозной системы. Это безопасность жизни водителя и остальных участников дорожного движения, будь то пешеходы или остальные автовладельцы.

В настоящее время существует ряд жестких требований, действующих в странах Евросоюза. Они гласят, что тормозное управление любого грузового транспортного средства должно состоять из:

  • основной (рабочей) тормозной системы;
  • вспомогательной (аварийной) тормозной системы;
  • стояночной (ручной) тормозной системы.

Последний тип в ряде случаев бывает совмещен с аварийной тормозной системой.

Об этих требованиях знают хорошие производители автозапчастей из Европы, поэтому они стараются наладить свое производство с их учетом.

Из чего состоят тормозные системы грузового транспортного средства?

Прежде всего, на каждом современном грузовике должна быть установлена основная тормозная система, состоящая из тормозного гидропривода и тормозных механизмов. Именно гидропривод отвечает за срабатывание тормозных механизмов, когда водитель нажимает на педаль газа (в гидроприводе в этот момент возникает избыточное давление жидкости).

Гидропривод, в свою очередь, состоит из:

  • тормозного цилиндра (с вакуумным усилителем или без него);
  • регулятора, обеспечивающего контроль уровня давления в тормозных механизмах;
  • рабочего контура, который представляет собой трубопровод диаметром не более 9 см.

Какую нагрузку несет рабочий контур? Именно благодаря ему устройства гидропривода и тормозные механизмы соединены в единую, бесперебойно работающую систему.

Главный тормозной цилиндр: предназначение, принцип работы

Главный тормозной цилиндр предназначен для преобразования усилий от педали тормоза, связанной с давлением жидкости в системе. Когда это давление в избытке – оно начинает равномерно распределяться по контурам тормозной системы. Запасная рабочая жидкость находится в специальном бочонке, который установлен в главном тормозном цилиндре. В ряде моделей грузовых транспортных средств бочонок может крепиться вне цилиндра.

В подавляющем большинстве моделей грузовиков вместе с главным цилиндром в тормозную систему интегрированы вакуумные усилители (как правило, в количестве нескольких штук). Именно последние обеспечивают то самое усилие, которое необходимо для создания нормального рабочего давления в тормозной системе. Давление создается при помощи разрешения, возникающего во впускном коллекторе мотора.

Регулятор: предназначение, принцип работы

задача регулятора, установленного в тормозной системе, – это уменьшение давление в приводе задних шин.

При создании опрокидывающегося продольного момента (когда тяжелый транспорт тормозит, две силы – инерция и сила противодействия – сталкиваются между собой) может немного осесть вниз кабина (при мягкой передней подвеске). В этот момент сцепления задних колес автомобиля с трассой почти нет.

Это означает, что даже при обычном резком торможении (а что говорить про экстремальное!) тяжелый автомобиль может серьезно занести на дороге, ведь задние колеса не будут включены в работу тормозной системы. Таким образом, регулятор в системе тормозов следит за состоянием задней и передней подвески, вовремя ограничивая давление в приводе.

Виды тормозных механизмов

Колодочные тормозные механизмы, устанавливающиеся на современные транспортные средства, подразделяются на:

Дисковые тормоза могут иметь как подвижный, так и неподвижный суппорт. Многие поставщики запчастей предлагают клиентам и тот, и другой вид.

Тормозные механизмы с подвижным суппортом более популярны, так как они позволяют исключить неравномерный износ колодок. Также тормозные колодки в зависимости от их износа оказывают влияние на изменение расстояния от колесного диска до его внешнего габарита.

При смене колодок и установки на ось нештатного колеса может произойти ряд неприятностей. Например, колесо может начать задевать суппорт. А эффект самоподведения колодок в тормозных механизмах с подвижным суппортом при помощи манжетного поршня позволяет избежать подобного.

Конструктивные особенности дисковых тормозов

Покупая запчасти оптом, многие владельцы автопарков или специализированных магазинов понимают преимущества дисковых тормозов перед их барабанными аналогами. Дисковые тормоза гораздо более эффективны в работе.

В чем заключается их эксплуатационное преимущество? Прежде всего, в том, что они способны функционировать при более высоких температурах и выдерживать большую силу трения по сравнению с барабанными тормозами.

Более эффективно отводить тепло от рабочей зоны им позволяют вентилируемые диски – благодаря увеличенной толщине диски могут принудительно остужать тормоза. Таким образом, тормозные колодки не перегреваются, потому что на них воздействует центробежная сила, возникающая при вращении колеса.

Особенно полезна эта функция для грузовых транспортных средств, которые часто передвигаются по горным серпантинам, где в целях безопасности требуется часто притормаживать. Чтобы предотвратить закипание тормозной жидкости в системе, на колодках устанавливаются пустотелые накладки и поршни. Как правило, они производятся из прочных термостойких материалов.

Однако часто именно задние колеса грузовиков бывают оснащены барабанными тормозами. Известно, что во время торможения зазор между колодкой и барабаном увеличивается, поэтому для его устранения используют специальные регуляторы механического типа. Интегрированная в систему самоподводка помогает компенсировать износ тормозных колодок во время их активной эксплуатации.

Обычно на грузовых транспортных средствах производители сочетают дисковые и барабанные механизмы, например, устанавливают по две пары разных.

Вспомогательная тормозная система: предназначение, принцип работы

Вспомогательная тормозная система начинает свою работу в тот момент, когда в одном из рабочих контуров произошла разгерметизация. В этот момент из основной системы начинает вытекать тормозная жидкость.

Когда подобное происходит, уровень жидкости в бачке снижается до критической отметки. Стоит отметить, что бачок разделен на две независимых емкости, и если в неисправном резервуаре уровень опускается, то в другом (вспомогательном) он будет сохраняться рабочим.

Ручной тормоз или стояночная система: предназначение, принцип работы

Рычаг ручного тормоза соединен с тормозным механизмом тонким тросом. Обычно он оснащен механическим приводом, идущим к задним колесам. Данный элемент тормозной системы запускает в работу дополнительные и штатные колодки, когда автомобиль находится в режиме стоянки.

Все прямые поставщики автозапчастей рекомендуют содержать систему тормозов грузового автомобиля в нормальном рабочем состоянии, ведь от эффективности ее функционирования зависит жизнь всех участников дорожного движения.

Источник: https://bat-parts.com/articles/2326/

Что понимается под стояночной тормозной системой?

Что понимается под стояночной тормозной системой

Назначение тормозной системы

Тормозная система предназначена для снижения скорости движения и полной остановки (экстренной) автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля.

Процесс торможения движущегося автомобиля заключается в создании искусственного сопротивления этому движению. Обычно уменьшение скорости автомобиля вплоть до полной его остановки осуществляется путем создания тормозных сил в контакте колес с дорогой, направленных в сторону, противоположную движению. Тормозные силы необходимы и для удерживания автомобиля на месте.

Тормозная силасоздается путем торможения колеса специальным, обычно фрикционным, устройством — тормозным механизмом. Наиболее высокая эффективность торможения требуется в экстренных случаях. Именно на это должна быть рассчитана тормозная система, хотя они составляют не более 1—3% от общего числа использования тормозной системы.

Устройство тормозной системы делится на:

Рабочая тормозная система позволяет водителю снижать скорость движения автомобиля и останавливать его при обычном режиме эксплуатации.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько в среднем ходят тормозные колодки

Схема рабочей тормозной системы  автомобиля:

1 — тормозной диск колеса; 2 — скоба тормозного механизма передних колес; 3 — передний тормозной контур; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 6 — вакуумный усилитель; 7 — толкатель; 8 — педаль тормоза; 9 — выключатель света торможения; 10 — тормозные колодки задних колес; 11 — тормозной цилиндр задних колес; 12 — задний контур; 13 — кожух полуоси заднего моста; 14 — нагрузочная пружина; 15 — регулятор давления; 16 — задние тросы; 17 — уравнитель; 18 — передний (центральный) трос; 19 — рычаг стояночного тормоза; 20 — сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 21 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза;

22 — тормозная колодка передних колес.

Запасная тормозная система позволяет водителю уменьшать скорость движения автомобиля и останавливать его при неисправности рабочей тормозной системы. С целью упрощения конструкции отдельная (автономная) запасная система практически не применяется.

Обычно ее роль выполняют оставшиеся исправные части (контуры привода) рабочей тормозной системы или специальным образом спроектированная стояночная тормозная система. Часто на больших автомобилях для повышения надежности используют одновременно оба указанных технических решения.

Стояночная тормозная система позволяет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии на наклонной поверхности и при отсутствии водителя.

Вспомогательная тормозная система предназначена для длительного поддержания постоянной скорости, в основном на затяжных спусках.

Используемые в остальных тормозных системах фрикционные тормозные механизмы при длительной работе перегреваются и резко снижают эффективность торможения.

Поэтому на некоторых типах автомобилей (автобусы, грузовые автомобили большой грузоподъемности) для поддержания безопасной скорости на длительных спусках применяют вспомогательные механизмы, так называемые тормоза-замедлители.

Автоматическая тормозная система — оборудование, автоматически затормаживающее прицеп при его случайном отделении от тягача.

1.Привод тормозной системы

1.1 Системы тормозов

1.2 Приводы тормозных механизмов

1.3 Механический привод тормозов

1.4 Гидропривод тормозов

1.5 Пневмопривод тормозов

1.6 Усилители тормозных приводов

1.7 Двухконтурные тормозные приводы

1.8 Многоконтурные тормозные приводы

1.9 Приборы тормозного пневмопривода

1.10 Двухсекционный тормозной кран

1.11 Кнопочный тормозной кран

1.12 Двухпроводный привод

1.13 Защитные устройства пневматических приводов

1.14 Механизмы пневматических тормозных приводов

2. Тормозная система и ее обслуживание

2.1 Как подобрать тормозную жидкость

2.2 Какой ресурс тормозных колодок?

2.3 Как работает АБС

2.4 Устройство антиблокировочной системы

2.5 Стояночная тормозная система

2.6 Как менять тормозные колодки самому

Источник: https://izst-detail.ru/chto-ponimaetsya-pod-stoyanochnoy-tormoznoy-sistemoy/

Устройство стояночной тормозной системы

Стояночная тормозная система состоит из трансмиссионного тормозного механизма и механического привода.

Тормозной механизм барабанный, с внутренним расположением колодок и с разжимным кулаком, смонтирован на валу раздаточной коробки.

Механический привод тормозного механизма ручной, состоящий из системы тяг и рычагов. Для приведения в действие тормозного механизма используется мускульная энергия водителя.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Тормозная система используется только в качестве стояночной. Пользоваться стояночной тормозной системой при движении автомобиля разрешается в аварийных случаях при неожиданном выходе из строя рабочей тормозной системы. Объясняется это тем, что тормозные силы при торможении движущегося автомобиля приложены не к колесам, а к центру трансмиссии и вся часть трансмиссии, лежащая за тормозом, нагружается тормозным моментом.

Рис. 7.27. Стояночная тормозная система автомобиля Урал-4320:
1 — рычаг тормозного крана пневмоснстемы; 2 — тяга привода тормозного крана; 3 — рычаг управления стояночным тормозом; 4 — сектор; 5,6 — тяги привода; 7 — разжимной кулак; 8 — тормозная колодка; 10 — стяжной болт

Механический тормозной привод для основных тормозных систем, особенно многоосных автомобилей, не применяется из-за конструктивной сложности, неравномерности распределения усилий по тормозам отдельных колес, низкого КПД и сложности эксплуатационных регулировок. В то же время для стояночных тормозных систем механический привод не имеет себе равных, так как, имея постоянную жесткость, он позволяет держать машину заторможенной неограниченное время.

Рис. 7.28. Тормозной механизм:
1 — тормозной щит; 2 — регулировочный эксцентрик; 3 — ключ; 4 — тормозная колодка; 5 — фрикционная накладка; 6 — ось колодки; 7 — стяжная пружина; 8 — исполнительный гидравлический цилиндр; I — уменьшение зазора; II — увеличение зазора

Рекламные предложения:

Читать далее: Устройство и работа рабочей тормозной системы

Категория: — Автомобили Камаз Урал

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/ustroistvo-stoyanochnoi-tormoznoi-sistemy

Устройство автомобилей

Что понимается под стояночной тормозной системой


Рабочая тормозная система является наиболее важной основной частью тормозной системы автомобиля, поскольку в процессе эксплуатации она используется наиболее интенсивно. Основными элементами рабочей тормозной системы являются: источник энергии, тормозной привод (с усилителем или без него) и тормозные механизмы.

Источником энергии называется совокупность устройств, благодаря которым тормозная система способна выполнять работу в соответствии с функциональным назначением. Источник энергии может быть общим для всех или нескольких тормозных систем автотранспортного средства.

В автомобилях с механическим и гидравлическим тормозным приводом источником энергии выступает мускульная сила человека (водителя).

При этом для уменьшения усилий, прилагаемых водителем к органам управления тормозами, в конструкции тормозной системы нередко применяют усилитель привода вакуумного или пневматического типа.

В пневматических тормозных системах для обеспечения работы тормозных механизмов используется энергия сжатого воздуха. Мускульная сила водителя в этом случае не является источником энергии, приводящим механизмы тормозов в действие, поскольку выполняет лишь функции регулятора.

Несмотря на то, что в пневмоприводах источником энергии является сжатый воздух, к источнику энергии в таких приводах относят приборы и механизмы для его получения и передачи: компрессор, регулятор давления, системы очистки и фильтрации воздуха, влагомаслоотделители, предохранители от замерзания, трубопроводы, шланги, клапаны и другие устройства.

Рабочая тормозная система должна обеспечивать уменьшение скорости и остановку транспортного средства независимо от его начальной скорости, величины уклона дороги и прочих дорожных и природно-климатических условий эксплуатации. Она должна плавно действовать на все колеса и рационально распределять тормозные моменты по колесам.

Водитель должен иметь возможность управлять рабочей тормозной системой, не отрывая обеих рук от рулевого колеса. Привод рабочей тормозной системы должен иметь не менее двух контуров.

Каждый контур должен при отказе остальных контуров обеспечивать торможение всей рабочей системы с устанавливаемой нормативами эффективностью.

В том случае, когда контуры привода должны выполнять функции запасной тормозной системы, каждый из них должен обеспечивать необходимую эффективность торможения, которая тоже регламентируется нормативными документами (стандартами).



В целях безопасности движения каждый контур рабочей тормозной системы с пневматическим приводом должен иметь автономный ресивер. При этом повреждение одного из контуров не должно влиять на пополнение исправных контуров сжатым воздухом.

Рабочая тормозная система должна действовать с заданной эффективностью при первом воздействии на управляющий орган (тормозную педаль, рычаг и т. п.).

Критериями эффективности тормозной системы в соответствии с ГОСТ Р 41.13-99, ГОСТ Р 41.13-99 и ГОСТ Р 41.13-2007 являются величина тормозного пути, величина установившегося замедления и время срабатывания.

Для транспортных средств, находящихся в эксплуатации, критерии оценки эффективности рабочей тормозной системы устанавливает ГОСТ Р 51709-2001.

При этом для полностью груженого автомобиля нормируется только величина тормозного пути, а для снаряженного автомобиля – величина тормозного пути и установившегося замедления.

Перечисленные стандарты для каждой категории транспортных средств устанавливает свои численные значения нормируемых показателей, а также задает величины начальной скорости торможения и усилия на педаль тормозной системы.

***

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как рассчитать объем двигателя в см3

Классификация тормозных приводов



Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Олимпиады и тесты

Источник: http://k-a-t.ru/avto_shassi_2/7-tormoza_2/index.shtml

Ответственность за управление неисправным автомобилем или если эксплуатация автомобиля запрещена

В соответствии с пунктом 2.3.1 ПДД определяются два вида неисправностей транспортных средств, в зависимости от которых могут быть запрещены либо движение ТС, либо его эксплуатация. О том, что грозит водителю за управление автомобилем при условии указанных выше ограничений, мы поговорим ниже.

Эксплуатация и движение – в чем разница

Применительно к транспортным средствам под эксплуатацией понимается использование полезных качеств ТС – скорости, грузоподъемности, тяговой силы и т.д.

Упрощенно говоря, эксплуатация легкового автомобиля в такси – это перевозка пассажиров, эксплуатация грузовика – это перевозка на нем грузов, эксплуатация снегоочистителя – это очистка.

Соответственно, запрет эксплуатации транспортного средства – это запрет использовать его полезные качества на период, необходимый для ремонта.

Запрет движения – это намного более жесткое ограничение, чем запрет эксплуатации. То есть при определенной поломке автомобиля его нельзя не только эксплуатировать, но вообще двигаться на нем. В этом случае перемещение автомобиля до места ремонта возможно только при помощи эвакуатора или способом жесткой сцепки.

Запрет движения

Движение ТС запрещено в следующих случаях (п. 2.3.1 ПДД):

  • неисправна рабочая тормозная система;
  • неисправно рулевое управление;
  • неисправно сцепное устройство в составе автопоезда;
  • не горят либо отсутствуют фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
  • не действует со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада.

Под условиями недостаточной видимости понимается видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерки.

В описанных случаях водитель должен немедленно остановиться и ни в коем случае не продолжать движение на неисправном ТС.

Ответственность за движение при условии его запрета

За управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе поезда установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ).

За управление ТС при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости; при недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада установлена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Примечание. Предупреждение выносится в письменной форме и представляет собой меру взыскания, выраженную в официальном порицании нарушителя (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Запрет эксплуатации

При возникновении в пути прочих неисправностей ТС, влекущих запрет его эксплуатации, но не относящихся к неисправностям, указанным выше, при которых движение ТС запрещено, водитель должен устранить их. Если это невозможно, он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

К этим неисправностям относится, в частности, отсутствие опознавательных знаков «Шипы», «Учебное транспортное средство», «Начинающий водитель». За управление ТС с такими неисправностями предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ; п. 2.3.1 ПДД РФ; п. 8 Основных положений; п. 7.15 (1) Приложения к Основным положениям).

Дополнительные требования

Существует также ряд дополнительных требований к эксплуатации ТС, нарушение которых может повлечь административную ответственность.

  1. запрещена эксплуатация ТС с передними световозвращателями любого цвета, кроме белого, и с задними световозвращателями любого цвета, кроме красного;
  2. запрещена эксплуатация ТС с ксеноновыми фарами, если конструкция фар не предусматривает использование ксеноновых фар. Более подробно с вопросами, относящимися к установке и эксплуатации ксеноновых фар вы можете в соответствующем материале нашего сайта;
  3. запрещена эксплуатация транспортных средств с тонировкой стекол со светопропускной способностью менее 70%. С правилами тонировки, а также с условиями привлечения к административной ответственности за неправильную тонировку стекол вы можете в соответствующем материале нашего сайта;
  4. запрещена эксплуатация ТС, нелегально оборудованного специальными звуковыми и световыми сигналами – проблесковыми маячками и сиренами. За использование указанных устройств предусмотрена ответственность в виде лишения права управлять ТС на полтора — два года с конфискацией устройств. Также за установку без специального разрешения устройств для подачи световых и звуковых спецсигналов (даже если автомобиль не эксплуатируется) установлена ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. с конфискацией указанных устройств (ч. 2 ст. 12.4, ч. 4, 5 ст. 12.5 КоАП РФ);
  5. запрещена эксплуатация ТС с самоуправно нанесенными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб. Данное правонарушение влечет за собой ответственность по ст. 12.4 КоАП в виде штрафа в сумме 5000 рублей;
  6. запрещена эксплуатация ТС, незаконно оборудованного опознавательным фонарем легкового такси, либо графического знака такси (шашки) без наличия лицензии или патента на работу. За нарушение водитель подлежит административной ответственности по ст. 12.4, 12.5 КоАП РФ;
  7. запрещена эксплуатация транспортного средства с незаконной установкой опознавательного знака «Инвалид». Нарушение влечет за собой ответственность по ст. 12.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Обратите внимание!

В случае уплаты штрафа за указанные правонарушения не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Источник: https://zakonius.ru/avtomobil/chto-grozit-za-upravlenie-neispravnym-avtomobilem-ili-kogda-ekspluatatsiya-avtomobilya-zapreshhena

Тормозная система полуприцепа

Тормозная система полуприцепа – важная составляющая полуприцепа. Рассмотрим же, как работает и из чего состоит тормозная система полуприцепа.

Прежде всего, отметим, что в современных полуприцепах используется пневматическая тормозная система, в которой для торможения используется энергия сжатого воздуха,  а сама работа системы связана с взаимодействием множества исполнительных и управляющих элементов.  Поэтому если требуется проверить техническое состояние пневматической тормозной системы полуприцепа необходимо понимать, как устроена и как функционирует вся система. Остановимся на этом моменте подробно.

Тормозная система полуприцепа. Подробности строения

В пневматической тормозной системе привод происходит с помощью энергии сжатого воздуха. Под приводом понимаются все элементы и механизмы, расположенные между тормозом и управляющим органом, обеспечивающие работу тормозной системы полуприцепа.

Привод обычно делится на две части:

— энергетический привод

— привод управления

Частями привода не рассматриваются питающие и управляющие магистрали, которые соединяют полуприцеп и буксирующие транспортные средства.

Под приводом управления понимаются элементы привода, с помощью которых работают тормоза, а также осуществляется управление запасом необходимой энергии.

Привод энергетический представляет собой систему обеспечивающую подачу энергии на тормоза, необходимую для их работы и работы всех тормозных механизмов.

Тормоз – это механизм, в котором возникающие силы противодействуют движению транспорта.

Тормозная система полуприцепа. Виды

Тормоз может быть нескольких типов, в зависимости от чего возникают эти силы:

  • Фрикционный тормоз. Возникновение силы в нем происходит за счет трения относительно друг друга  двух движущихся частей. Элементы такого тормоза называют тормозными механизмами.
  • Электрический тормоз. Сила возникает от воздействия электромагнитов друг на друга без прямого соприкосновения.
  • Гидравлический тормоз. Возникновение противодействующей силы происходит под действием жидкости, которая находится между частями транспортного средства, движущихся относительно друг друга.
  • Моторный тормоз. Происхождение силы идет за счет того, что тормозящее действие на двигатель происходит путем искусственного взаимодействия, которое передается колесам.
  • И наконец, пневматическая тормозная система полуприцепа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит двигатель от жигулей

Пневматическая тормозная система полуприцепа

В пневматической тормозной системе полуприцепа привод  управления – это составляющие самого пневмопривода, которые передают сигнал на регулируемое или автоматическое  срабатывание  частей энергетического привода.  Цифрой четыре на элементах управления пневмоприводом (регуляторах, клапанах, тормозных кранах и пр.) обозначается вход управляющего пневмо сигнала. На функциональных и структурных схемах вы можете увидеть такое же значение этого сигнала.

В пневматической тормозной системе полуприцепа энергетический привод  – это элементы  пневмопривода, за счет которых происходит питание частей привода управления или энергетического привода (пневмоцилиндров, энерго аккумуляторов, тормозных камер и пр.) сжатым воздухом.

Цифрой один на элементах управления пневмопривода  обозначается вход  питающей магистрали. В некоторых случаях функции питающего может выполнять управляющий сигнал. Но даже в этом случае вход этого сигнала на схемах и элементах пневмопривода будет отмечен цифрой один.

Цифрой два на схемах и элементах управления всегда обозначается любой выходной сигнал.

Если же на элементах управления присутствуют не один, а много выходов и входов,  тогда их маркировка происходит в порядке возрастания от исходного обозначения ( н-р: 9,10 или 18,19).

На элементах тормозного привода цифра три означает связь с атмосферой.

Тормозная система полуприцепа. Функционирование

Функционирование тормозной системы полуприцепа рассмотрим на примере грузового транспортного средства используемого для буксирования полуприцепа.

Пневматический привод полуприцепа обычно разделен на несколько контуров, которые независимы друг от друга. Сделано это с целью обеспечения безопасности. Первый контур – это питающий, предназначен для того, чтобы подготовить сжатый воздух для пневмосистемы.

Компрессор – представляет собой насос для воздуха, нагнетающий его в питающий контур. Также осуществляет начальную регулировку давления.

Регулятор же давления выполняет функцию поддержания давления сжатого воздуха в компрессоре в нужных пределах.

Что же делает осушитель воздуха? Осушитель воздуха – подготавливает сжатый воздух для пневмосистемы. Основной его задачей является освобождение от паров воды воздуха и фильтрация от ненужных примесей, таких, как пары масла.

Современные осушители осуществляют одновременно и функцию фильтрации примесей, и функцию регулировки давления, именно поэтому отдельный узел для регулятора давления отсутствует.

Так как многие осушители функционируют по принципу регенерации, то у них есть отдельный ресивер для осуществления регенеративной функции.

Еще в пневмосистемах может использоваться предохранитель для защиты от замерзания жидкостей на частях тормозного привода при минусовых температурах, который смешивает с воздухом низкозамерзающую жидкость в пневмосистеме. Правда в современных системах осушения перестали применять такие предохранители, так как сейчас осушения происходит достаточно эффективно и без предохранителя.

Тормозная система полуприцепа. Процессы

После того, как сжатый воздух пройдет через осушитель, он поступает к 4-х контурному защитному клапану.  Каковы же функции этого устройства? Вот что делает защитный клапан:

— разделяет на разные контуры поток сжатого воздуха;

— обеспечивает наполнение контуров сжатым воздухом в последовательном порядке после достижения нужного давления в первом контуре;

— при уменьшении давления или разгерметизации одного из контуров обеспечивает герметизацию всех оставшихся контуров.

После прохождения воздуха через 4-х контурный клапан он распределяется по остальным контурам:

— по двум контурам независимых друг от друга рабочей тормозной системы (1 и 2);

— по контуру аварийной стояночной тормозной системы, и по управляющим и питающим контурам полуприцепа;

— по контуру питания самой пневмоподвески и других потребителей воздуха (на рис. Под №9), таких как пневмогидроусилителя сцепления, сиденья водителя,  пневмоподвески кабины.

Так тормозная система полуприцепа работает на полуприцепе. Для выполнения функции воздействия на тормозную систему на каждом контуре присутствуют исполнительные элементы, а для соединения с питающей и управляющей магистралями тягача на контуре тормозной системы полуприцепа расположены соединительные головки.

В первом и втором контурах тормозной системы полуприцепа воздух, проходя ресиверы, идет к тормозному крану в нижнюю и верхнюю секции.

Внутри этого элемента формируется либо комбинированный (питающий и одновременно управляющий), либо только управляющий сигнал, который передается сразу (смотрим на изображении тормоза передних колес), или проходит сначала по управляющим элементам (смотрим на изображении тормоза задних колес) на элементы исполнительные тормозной системы (20 и 14).

Регуляторы тормозных сил, релейные ускорительные клапаны также могут выступать как дополнительные элементы управления, которые обеспечивают работу кранов оттормаживания, ускорительных кранов и т.п. Комбинированные с энергоаккумулятором  тормозные камеры, либо диафрагменные простые  тормозные камеры могут служить как исполнительные элементы.

В третьем контуре воздух подходит к руч тормозному крану стояночной и аварийной тормозных механизмов, где обычно происходит формирование именно управляющего сигнала, поступающего на 17 ускорительный клапан тормозной аварийной системы, где происходит сброс или подача давления из тормозной комбинированной камеры, из секции энергоаккумулятора.  Питание крана, управляющего тормозным механизмом полуприцепа идет также с данного контура. Этот кран запитывает воздухом тормозной механизм полуприцепа через соединительные головки, и он же формирует сигнал управления, который идет от тормозных кранов стояночной, рабочей и аварийной тормозных систем.

Для контроля всей тормозной системы полуприцепа к ней присоединяются измерительные приборы. Это либо один для всех общий монометр, либо несколько монометров измеряющих давление в первом и втором контурах. Есть также и контрольные лампочки для сигнализирования об изменениях давления в пневмоприводе.

У тягача к пневмосистеме подключены компоненты АБС (антиблокировочная система), которые и реализуют эту функцию для всего транспортного средства. В системе присутствуют датчики, анализирующие угловую скорость колес, модуляторы (клапаны электромагнитные), выполняющие функцию исполнительных механизмов, блок управления – для анализа сигналов датчика, диагностические и контрольные лампы, передающие сигнал о тех состоянии, соединительная вилка полуприцепа.

Через соединительную головку красного цвета полуприцеп подпитывается сжатым воздухом. Воздух нагнетается в ресивер, проходя через фильтр и через тормозной кран.

Через соединительную головку желтого цвета проходит управляющий сигнал, который доходит до тормозного крана полуприцепа, проходя через фильтр. Этот сигнал формирует в данном кране управляющий выходной сигнал, который далее регуляторами тормозных сил корректируется в зависимости от того, насколько нагружено транспортное средство.

На полуприцепах с центральным расположением осей ставится только один такой регулятор. В полуприцепах, где разнесенное положение осей может присутствовать специальный клапан, чтобы обеспечивать равномерное распределение воздуха и поддерживать одинаковое давление между этими осями.

Такой скорректированный сигнал управления подходит к модуляторам АБС. Эти модуляторы на полуприцепах могут выступать в роли еще и ускорительных клапанов. Один модулятор на полуприцепе, для соблюдения норм и в зависимости от того, как исполнена система, может подпитывать исполнительные механизмы оси одного или нескольких колес по какому-то из бортов полуприцепа.

Далее, в модуляторах, управляющий сигнал становится сигналом, который исполнительные элементы приводит в действие.  Иногда на полуприцепах в качестве исполнительных элементов применяют тормозные камеры с энергоаккумуляторами. Подача воздуха же в его секции осуществляется с помощью еще одной пневматической магистрали.

В полуприцепе элементы АБС состоят из:

— блока управления;

— колесных датчиков;

— модуляторов давления, у которых есть функция ускорительного клапана.

Чтобы проверить правильность работы всей системы, имеется диагностический разъем, а чтобы система снабжалась электричеством и принимала от тягача управляющие сигналы, имеется соединительная вилка.

Тормозная система полуприцепа хоть и сложна на первый взгляд, но разобравшись с принципами ее функционирования, вы научитесь понимать, где именно дала сбой тормозная система полуприцепа.

Источник: https://trieratruck.ru/tipy-tormoznyh-sistem-polupritsepa-pr/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист