Что такое тормозной и остановочный путь

AUTO.RIA – Тормозной путь: что это, значение, принцип работы

Что такое тормозной и остановочный путь

Тормозной путь автомобиля — это дистанция до полной остановки, которую успевает преодолеть машина с того момента, как водитель нажал педаль тормоза. Важно понимать, что остановочный путь всегда больше, чем тормозной. Ведь он включает еще и расстояние, пройденное с того момента, как водитель обнаружил опасность и нажал на тормоза.

Как рассчитать тормозной путь

Длина пути рассчитывается по следующей формуле:

l = V2/(2µg), где

  • l — путь,пройденный автомобилем;
  • V — скорость авто;
  • µ — коэффициент, определяющий силу трения
  • g — ускорение свободного падения (9,8м/с2).

Скорость легко определяется по показаниям спидометра, а коэффициент трения покрышек на сухом асфальте колеблется в диапазоне 0,5-0,8.

Для приблизительных расчетов используется µ=0,7.

Для скорости 60 км/час (по системе СИ — 16,7 м/с) тормозной путь равен:

16,72/(2*0,7*9,8)=20,24 метров.

Столько проедет серийная машина с момента начала торможения.

Однако такое значение актуально лишь для условий, приближенных к идеальным. При неравномерном срабатывании тормозов (цилиндров и колодок на каждом колесе) машина может потерять управляемость. Для восстановления контроля придется ослабить нажатие на тормоз. В этом случае тормозной путь будет значительно длиннее.

При расчете пройденного расстояния учитывается квадрат скорости. То есть, с ростом скорости тормозной путь резко удлиняется. При 80 км/час он составит уже 36 м, а на 120 км/час — 81 метр.

От чего зависит длина тормозного пути

Как видим, на тормозной путь влияют два параметра: скорость и коэффициент трения. Если скорость полностью зависит от действий водителя, то с трением все значительно сложнее. Давайте разберемся, какие факторы на расстояние, необходимое машине для остановки.

Состояние шин

Коэффициент сцепления (µ) зависит от следующих параметров:

  • высота протектора;
  • температура резины и асфальта.

Изношенный протектор сильно ухудшает торможение на мокрой, заснеженной или даже грязной дороге. Зато зависимость тормозного пути от температуры нелинейна.

При низких температурах резина теряет эластичность и коэффициент трения уменьшается. Поэтому в холодное время года нужно использовать зимние шины независимо от того, как успешно дорожные службы справляются с уборкой снега. Зимой даже на чистом асфальте тормозной путь на зимней резине будет намного короче, чем на летней.

При высоких температурах резина становится слишком мягкой. При этом она интенсивно изнашивается и начинает легче скользит по асфальту. Поэтому летом быстрее остановиться получится на летней резине, которая сохраняет эластичность, но не «течет» подобно пластилину.

Дорожное покрытие

Коэффициент трения, который на сухом асфальте равен 0.7, меняется в зависимости от погодных условий:

  • 0,1 — гололед;
  • 0,2 — снежный накат;
  • 0,4 — мокрый асфальт.

В летнее время нужно остерегаться больших луж и грязи. Лужи могут вызвать эффект аквапланирования, при котором сцепление с дорогой будет даже хуже, чем на укатанном снегу. Не менее опасна и грязь: тонкий слой мокрой глины, практически невидимый глазом, делает асфальт таким скользким, что на нем становится сложно просто устоять на ногах.

Антиблокировочная система

Как известно из школьного курса физики, сила трения скольжения всегда ниже, чем трения покоя. То есть, при торможении «юзом» тормозной путь больше. Этот эффект давно известен опытным водителями. Чтобы быстрее остановиться и не потерять управление на скользкой дороге, они используют «прерывистое» торможение. Метод заключается в том, что при блокировке колес водитель на мгновение отпускает педаль тормоза и тут же нажимает ее снова.

На большинстве современных серийных авто устанавливается электронная антиблокировочная система. Она контролирует вращение каждого колеса и снижает давление в тормозной магистрали при блокировке. В отличие от «прерывистого торможения», ABS контролирует каждый тормозной цилиндр в отдельности и ослабляет торможение только для заблокированных колес. За счет этого удается достичь минимального тормозного пути на сухом асфальте, гололеде и мокрой дороге.

Однако антиблокировочная система не всегда позволяет остановить авто быстрее, чем торможение «юзом». На снегу и грязи она не позволяет протектору поглубже «зарыться» в дорогу. Особенно заметен эффект при использовании шипованной резины. Поэтому если вы хотите, чтобы шипы эффективно тормозили, «вгрызаясь» в снег, лед или грязь, ABS стоит отключить.

Источник: https://auto.ria.com/terms/tormoznoj-put/

Тормозной путь автомобиля

Что такое тормозной и остановочный путь

Может случиться так, что от длины тормозного пути будет зависеть целостность кузова автомобиля и сохранность его пассажиров. Автомобиль на скорости просто не может резко замереть после нажатия на тормоз, даже если на нем стоят качественные покрышки и эффективная система торможения. После того, как нажата педаль тормоза, машина в любом случае преодолевает некоторое расстояние, и называется это расстояние — тормозной путь.

Водителю необходимо постоянно рассчитывать длину тормозного пути в соответствии с одним из правил по безопасности движения, которое говорит о том, что путь торможения должен быть меньше, чем расстояние до помехи.

В данной ситуации, все зависит от реакции и умения водителя, чем раньше он нажмет на тормоз и правильнее рассчитает длину тормозного пути, тем раньше, и успешнее авто затормозит.

Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч

Деформация кузова при столкновении на скорости 60 км/ч

Длина остановочного пути также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.

Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто.

Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.

Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).

Постепенное нажатие на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций. При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможно ступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).

Существуют специальные формулы, которые позволяют определить длину тормозного пути. Мы попробуем просчитать формулу по разным условиям, в зависимости от типа дорожного покрытия.

Тормозной путь на сухом асфальте

Формула тормозного пути

Вспоминаем уроки физики, где ? – это коэффициент трения, g – ускорение свободного падения, а v – скорость движения машины в метрах в секунду.

Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).

Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7, g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.

Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.

Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути:

Источник: https://tolmax.ru/articles/tormoznoj-put-avtomobilya

Как рассчитать и от чего зависит тормозной путь автомобиля?

Что такое тормозной и остановочный путь

Представления о тормозном пути (что это такое, как определяют тормозной путь и для чего это нужно) необходимы каждому водителю. Знания эти будут для вас актуальными:

• при выборе безопасной дистанции во время движения;

• при экстренном торможении;

• при «разборе полетов» в случае ДТП (используя формулу тормозного пути, можно доказать полиции, что вы не нарушали скоростной режим и реагировали своевременно).

Как рассчитать и от чего зависит тормозной путь автомобиля

Тормозной путь авто – это дистанция, которую преодолело ваше авто с момента нажатия на педаль тормоза до момента окончательной остановки. Измеряют данное расстояние в метрах. Даже самые лучшие тормоза не смогут молниеносно остановить транспорт на дороге.

Двигаясь по сухому асфальту с минимальной скоростью в 10 км/ч, машина при блокировке колес проскользит еще 65 см, а при скорости 20 км/ч – тормозной путь составит 2.6 м (в гололед это уже будет 13 м!).

Можно представить, насколько возрастет расстояние торможения при поездке по автостраде при 100 км/ч, когда машина пролетает 28 мв секунду.

Чем отличаются остановочный и тормозной пути автомобиля

Остановочный путь – пройденное авто расстояние с того момента, когда водителем обнаружена угроза, и до момента полной остановки авто. Такое расстояние, как правило, превышает тормозной путь легкового автомобиля. причина — разная реакция людей. В большинстве случаев скорость реакции составляет 0,5 сек. Ряд факторов увеличивает время реакции:

• усталость, плохое самочувствие, алкогольное или наркотическое опьянение, а также влияние некоторых лекарственных препаратов;

• уровень водительских навыков и мастерства (скорость реакции профессионала – 0,3 сек, у новичка – 1,7-2 сек);

Другая причина – время срабатывания тормозной системы авто различается. Гидравлический тормоз срабатывает через 0,2 с, пневматический – 0,6 (это значит, что торможение автомобиля начнется через 0,1-0,3 с и достигнет максимума еще через 0,3-0,5 с).

Важно!Величина остановочного пути должна быть всегда меньше расстояния до идущего впереди в попутном направлении автомобиля – данная дистанция будет безопасной.

Какие факторы влияют на тормозной путь

На длину тормозного пути влияют несколько факторов:

• скорость – с ее повышением путь удлиняется. На дороге с сухим покрытием, при скорости автомобиля 60 км/ч, тормозной путь составит 23,5 м.

• умение водителя тормозить в экстремальной ситуации (оптимальное решение – не выключая сцепления несколько раз нажимать на тормоз; при резком торможении можно потерять управление);

• техническое состояние автомобиля (прежде всего шин и тормозов);

• дорожные и погодные условия. Эффективность торможения автомобиля и сцепление с дорогой отражены в коэффициентах. Чем выше – тем лучше сцепление. Показатели различаются от 0,7 (на сухом асфальте) до 0,1 (по льду);

• движение на подъем, под уклон или ровной поверхности.

Важно! При увеличении скорости автомобиля вдвое, тормозной путь возрастет в четыре раза!

Как правильно рассчитать тормозной путь автомобиля

Во время движения по автодороге водителю нет смысла заниматься расчетами тормозного пути. Достаточно держать в памяти усредненные показатели. При нормальных условиях тормозной путь легкового автомобиля составит при скорости:

50 км/ч – 16,3 м;

60 км/ч – 23,5 м;

70 км/ч – 32,1 м;

80 км/ч – 41,9 м;

90 км/ч – 53 м;

100 км/ч – 65,5 м;

На мокром асфальте и во время гололеда эти показатели будут увеличиваться в разы. Существует универсальная формула, которая позволит правильно расcчитать,чему равен тормозной путь авто:

S =V2/2μg ,

где V- скорость в начале торможения (в м/с),

g — 9,81 м/с,

μ — показатель сцепления шин с покрытием дороги.

Как рассчитать скорость авто по тормозному пути

В случае ДТП длина тормозного пути измеряется рулеткой, фиксируется в протоколе и может использоваться при вычислении скорости движения. Метод прост, не занимает много времени, дает точный результат и проверен практикой. Главное условие – наличие тормозного пути. Так, тормозной путь 20 метров укажет на то, какая скорость была в момент нажатия на тормоз — около 60 км/ч.

Существует ряд математических методик и формул для вычисления начальной скорости во время торможения. Более простым решением будет воспользоваться «Калькулятором скорости» на одном из автосайтов. Нужно указать длину тормозного пути и основные обстоятельства (вид автомобиля, дорожное покрытие и его состояние и т.д.), и калькулятор выдаст искомую цифру.

Источник: https://auto.today/bok/5264-kak-rasschitat-i-ot-chego-zavisit-tormoznoy-put-avtomobilya.html

Как правильно вычислить дистанцию, тормозной и остановочный путь автомобиля: формулы расчета

| База знаний | Советы

В теоретическом экзамене есть вопрос о среднем времени реакции водителя, правильным ответом на который является 1 секунда. Также в билетах ГИБДД имеется вопрос, связанный с безопасной дистанцией. Есть вопросы, касаемые торможения. Но, как говорится, теория – это теория, которая, увы, с практикой, как правило, не имеет ничего общего.

Во-первых, то, что вы учили в билетах, является теорией, основанной на усредненных значениях и различных исследованиях. Фактически же время реакции водителя, остановочный и тормозной путь зависят от многих факторов и не могут быть точно рассчитаны для всех случаев. Тем не менее каждый водитель должен уметь рассчитывать эти параметры хотя бы приблизительно. 

Тормозной путь автомобиля

Тормозной путь – это расстояние, которое будет пройдено автомобилем между контактом водителя с педалью тормоза и полной остановкой транспортного средства. Также стоит понимать различия между «нормальным торможением» и «экстренным торможением». В том числе не нужно забывать, что погодные условия влияют на тормозной путь. Если на дороге есть снег, тормозной путь, естественно, увеличивается. 

Смотрите такжеТормозной путь автомобиля: Все что нужно знать

Вот формула расчета тормозного пути:

(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) = тормозной путь в метрах

Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 50 км/ч по городу и подъезжаете к пешеходному переходу, по которому идут дети. Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10) = 25 (метров). Таким образом, тормозной путь вашей машины составляет 25 метров. Поэтому вы должны учитывать длину тормозного пути, чтобы спокойно своевременно начать тормозить и остановиться перед пешеходным переходом. 

Имейте в виду, что при экстренном торможении вы обычно нажимаете педаль тормоза полностью. В этом случае, как правило, тормозной путь сокращается вдвое. Вот формула тормозного пути при экстренном торможении:

 

(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) / 2 = тормозной путь в метрах 

Пример расчета: вы едете по городу со скоростью 50 км/ч, и вдруг на дорогу выкатывается мяч, за ним бежит ребенок. Вам нужна экстренная остановка автомобиля. Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10)/2 = 12,5 (метров). Тормозной путь вашей машины при экстренном торможении составит 12,5 метра. 

Смотрите такжеВот как можно рассчитать тормозной путь: Формула

Время и путь реакции водителя

Время реакции водителя – это время, которое пройдет с момента обнаружения водителем опасности на дороге до начала принятия мер по ее предотвращению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой мотор стоит на газ 66

Путь реакции водителя – это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза. 

Вот формула расчета пути, который пройдет автомобиль в момент реакции водителя на опасность: 

(Скорость в км / ч: 10) x 3 = путь реакции в метрах

Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 100 км/ч по проселочной дороге и внезапно на дорогу выбегает лось. Расчет: (100 км/ч : 10) х 3 = 30 (метров). То есть, после того как вы среагируете на опасность на дороге, ваша машина проедет примерно 30 метров. Добавьте к этому тормозной путь автомобиля.

Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!

Остановочный путь автомобиля

Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки машины. 

Если вы хотите рассчитать остановочный путь автомобиля, вы должны добавить к тормозному пути автомобиля путь, пройденный за время реакции водителя. Вот как это можно сделать:

(Скорость в км / ч: 10) х 3 + (скорость в км / ч: 10) х (скорость в км / ч: 10)

Первое значение в выражении – это путь реакции водителя, пройденный автомобилем, пока водитель реагирует на опасность на дороге. Второе выражение – это формула расчета тормозного пути. Для того чтобы вычислить остановочный путь транспортного средства, необходимо оба результата сложить вместе. 

Пример расчета:  вы едете на своей машине со скоростью  50 км/ч. Расчет: (50 км/ч : 10) х 3 = 15 метров пути проедет машина при реагировании на опасность на дороге (50 км/ч : 10) x (50 км/ч : 10) = 25 метров составит тормозной путь автомобиля. В итоге, сложив оба значения, получаем, что остановочный путь транспортного средства составит 40 метров. 

Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!

Дистанция

  • Три длины автомобиля. Любой, кто путешествует в городских условиях, должен соблюдать дистанцию ​​не менее 15 метров, или три длины автомобиля.
  • Половина спидометра: для безопасной дистанции за пределами населенных пунктов обращайте внимание на скорость автомобиля. Для того чтобы вычислить безопасную дистанцию, разделите на 2 текущую скорость, которую показывает спидометр. В итоге вы получите дистанцию до других автомобилей в метрах. Пример: на скорости 70 км/ч вы должны держаться до впереди идущего автомобиля на расстоянии не менее 35 метров. Причем это касается сухого асфальта в летнее время. 
  • Двойное расстояние: в случае плохой видимости или плохих дорожных условий вы должны удвоить безопасную дистанцию.

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/523061-kak-pravilno-rasschitat-distanciju-tormoznoj-i-ostanovochnyj-put-avtomobilja.html

Тема 26.2. Как правильно тормозить. — Автошколадома

Теперь мы знаем, что такое безопасная дистанция, но одного этого мало. Надо ещё и уметь правильно тормозить, чтобы этой дистанции хватило.

А для этого водителю необходимо понимать, что такое – остановочный путь, и что такое – тормозной путь. 

Представим себе, что в этом месте водитель обнаружил препятствие на дороге. Что будет происходить дальше?

А дальше водитель начнёт реагировать. Глаза сообщат информацию головному мозгу, головной мозг пошлёт сигнал спинному мозгу, спинной мозг скомандует мышцам, и они перенесут правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

И всё это время автомобиль будет продолжать двигаться

без торможения!

Это время (от момента обнаружения препятствия до начала принятия мер)

принято называть временем реакции водителя.

Задача 6

Что подразумевается под временем реакции водителя?1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.Почему третий ответ неправильный? Да потому, что время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза, это только лишь составная часть общего времени реакции водителя. От момента, когда водитель увидит препятствие, и до момента, когда он начнёт переносить ногу (сообразит, что надо тормозить), тоже пройдет какое-то время.Так что правильный ответ – второй.

Ну, хорошо, а что дальше?

А дальше водитель, наконец,  надавит на педаль тормоза. Но торможение начнётся чуть позднее! Тормозные колодки прижмутся к дискам не одновременно с нажатием на педаль. Время срабатывания гидравлического привода тормозных механизмов составляет 0,1 – 0, 4 секунды.

И эти доли секунды автомобиль по-прежнему будет двигаться без торможения!

Но вот, наконец, тормозные колодки прижались к тормозным дискам, с этого момента началось торможение. Теперь от момента начала торможения и до полной остановки машина проделает путь, который принято называть тормозным путём.

Тормозной путь – это путь, пройденный от момента начала торможения до полной остановки.

То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути.

А полностью остановочный путь включает в себя:

– путь, пройденный за время реакции водителя,

– путь, пройденный за время срабатывания тормозов,

– тормозной путь.

Остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки.

Задача 7

Что подразумевается под остановочным путём?1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.3. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определённому технической характеристикой данного транспортного средства.

Но вот длина тормозного пути очень даже зависит от мастерства водителя.

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – “Блокировка колёс”.

Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и если колёса не катятся по дороге, а именно скользят, тогда тормозной путь существенно увеличивается. Более того, машина становится неуправляемой! И вращать рулевое колесо бессмысленно, это не даст никакого результата! Колесу всё равно как скользить – прямо оно стоит или повёрнуто.

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

Но слабое давление на педаль тормоза тоже увеличивает тормозной путь! А нам-то надо экстренно остановиться! Значит, опять наращиваем давление на педаль – ОЙ! – колеса скользят! – значит, снова ослабляем усилие нажатия.

Такой способ (удерживать педаль тормоза на грани блокировки колёс) называют и применяют при экстренном торможении.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой (от англ. Antilockbreakingsystem – антиблокировочная система).

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS.

Задача 8

Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.

Задача 9

Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?1. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать её до полной остановки.2. Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза.3. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.

Задача 10

Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?1. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.2. Путём нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания её до полной остановки.3. Путём использования стояночной тормозной системы.

И ещё будет пара несложных задачек про тормозной путь:

Задача 11

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющем тормозной системы?1. Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.2. Увеличивается.3. Не изменяется.При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции прямопропорциональна массе (чем больше масса, тем больше сила инерции). А чем больше сила инерции, тем больше тормозной путь.

Задача 12

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?1. Не зависит.2. Увеличивается пропорционально скорости.3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции зависит не только от массы автомобиля, но ещё и от скорости. Причём связь между силой инерции и скоростью – квадратичная. Если скорость увеличить в два раза, сила инерции увеличится в четыре раза. Соответственно, так же увеличится и тормозной путь.

Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с механической коробкой перемены передач.

Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с МКПП.

Когда мы разгоняем автомобиль, мы последовательно переходим с самой низкой (первой) передачи на самую высокую (четвёртую, пятую или даже шестую в зависимости от того, сколько их есть на данном автомобиле).

Но тогда получается, что если наоборот, последовательно переходить с пятой передачи на четвёртую, затем на третью, на вторую и, наконец, на первую, тогда скорость автомобиля будет неумолимо падать.

А если на первой передаче ещё и отпустить педаль газа, тогда вообще можно двигаться со скоростью пешехода. Это называется торможение двигателем.

Задача 13

Чем опасно длительное торможение с выключенной передачей или сцеплением на крутом спуске?1. Значительно увеличивается износ протектора шин.2. Повышается износ деталей тормозных механизмов.3. Перегреваются тормозные механизмы, и уменьшается эффективность торможения.Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно!  При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.

Задача 14

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?1. Чем круче спуск, тем выше передача.2. Чем круче спуск, тем ниже передача.3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы».Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть. Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, что спуститься безопасно.

Ну, хорошо, тормозить мы научились. Но это вовсе не значит, что можем теперь гонять с любой скоростью.

Но о скорости – в следующей Теме.

Источник: https://xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai/resh/262/

Что подразумевается под тормозным путем?

ПДД экзамен, Билеты ПДД, автошкола онлайн. Важным показателем любого автомобиля является его тормозной путь. Только об этой характеристике редко когда говорят производители, а стоило бы. Что каждый автомобилист должен знать про тормозной путь? Каким образом он рассчитывается? От каких факторов зависит

Когда и как производится замер

Такие вычисления могут потребоваться в ряде случаев:

  • испытания авто технического характера;
  • проверка работоспособности тормозной системы после ремонта или доработки;
  • экспертиза, проводимая криминалистами.

При движении по дороге заниматься расчётами тормозного пути нет смысла. В памяти водителя должны всегда находиться средние показатели. Они соответствуют нормальным погодным условиям, исправному автомобилю, в том числе, нормальному состоянию тормозной системы:

  • при скорости 50 км/ч автомобиль будет тормозить 16,3 метра;
  • на скорости 60 км. в час этот показатель возрастёт до 23,5 метра;
  • при скорости передвижения 70 км тормозной путь составит 32,1 м.;
  • 80 км/ч соответствует тормозной путь в пределах 42 м.;
  • 90 км/ч — это уже 53 метра;
  • при скорости 100 км. автомобиль будет останавливаться на протяжении 65,5 метров.

Эти показатели в разы будут увеличиваться при неблагоприятных погодных условиях. Если знать средние показатели расстояния, которое тратится на полную остановку автомобиля, то дистанция на дороге всегда будет соблюдаться, следовательно, риск столкновения существенно снизится.

То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути

То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути.

А полностью остановочный путь включает в себя:

– путь, пройденный за время реакции водителя,

– путь, пройденный за время срабатывания тормозов,

– тормозной путь.

Остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки.

Задача 7

Итак, общий остановочный путь включает в себя: путь, пройденный за время реакции водителя,

путь, пройденный за время срабатывания привода тормозов, и собственно тормозной путь.

От чего зависит тормозной путь

Производители автомобилей постоянно работают над созданием систем, способных уменьшать расстояние торможения машины, делая её таким образом более безопасной. Но законы физики никто не отменял, потому всегда остаются неизменными факторы, определяющие величину пути автомобиля при полном прекращении движения. Как изменяется длина тормозного пути и от каких обстоятельств это зависит будет рассказано ниже. Все существующие факторы мы разделили на две большие группы.

  1. Обстоятельства, которые не зависят от автомобилиста, сводятся к состоянию дорожного полотна и погодным условиям. На мокрой или скользкой дороге автомобиль будет дольше останавливаться, чем в сухую погоду. Гладкий асфальт без каменной крошки также увеличит расстояние, необходимое для окончательной остановки. В этом случае колёсам будет сложно сцепляться с гладкой дорогой. Плохое покрытие с различного рода неровностями косвенно влияет на тормозной путь. На таких дорогах водителю будет сложно развить большую скорость, следовательно, для остановки авто не потребуется много времени.
  2. Факторы, которые зависят от автомобилиста, сведены в следующий список:
  • состояние тормозной системы и особенности её устройства;
  • наличие ABS;
  • тип и особенности покрышек;
  • степень загруженности авто (над влиянием этого параметра ведутся споры и пока непонятно насколько значимым он является);
  • скорость передвижения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой пробег у тормозных колодок

Автомобиль не сможет остановиться быстро, если его тормозной контур находится в неработающем состоянии или степень износа колодок находится на предельном уровне. Задние дисковые тормоза демонстрируют более высокий эффект торможения и отлично сцепляются с покрытием.

Источник: http://izst-detail.ru/chto-podrazumevaetsya-pod-tormoznym-putem/

Как выбрать безопасную скорость? Часть 1

Дорогие друзья! Наконец я решил написать статью о безопасной скорости движения автомобиля и о ее правильном выборе водителем. Задача сложная и злободневная.

Во-первых, многие водители думают, что безопасно – значит в соответствии с ПДД. Это, конечно же, не всегда так. Бывает, не в соответствии с дорожными знаками безопасно, а бывает, и в соответствии с ними опасно. А еще мне «нравится» набившая оскомину фраза «большинство ДТП происходит вследствие превышения скорости водителями». Фраза правильная, но под превышением скорости надо понимать совсем не то, что привыкло думать большинство людей.

Во-вторых, в одной из прошлых статей я рассуждал о том, почему водители превышают скорость, и утверждал, что причина не столько в водителях, сколько в несоответствии геометрии дороги скоростным ограничениям.

И может показаться, что я пропагандирую превышение скорости. Это не так :) На самом деле я за то, чтобы не просто безоговорочно полагаться на дорожные знаки, а думать за рулем и в каждую секунду выбирать скорость, адекватную дорожной обстановке.

И о том, как выбирать безопасную скорость – в этой статье.

Общее правило выбора скорости

Есть универсальное правило: скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости или расстояния до потенциального препятствия.

В общем-то всё, на этом статью можно заканчивать :) В этих двух строках сказано буквально всё и этого достаточно для того, чтобы не гонять по скользким дорогам, чтобы ехать по Бульварному кольцу Москвы не быстрее 50 км/ч, по неосвещенной загородной дороге не более 80 км/ч, а по эстакадам Третьего транспортного кольца не менее 80 км/ч.

Однако попробую объяснить, что есть что в этом правиле выбора скорости, и приведу примеры.

Тормозной и остановочный пути

Напомню, что остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия водителем до полной остановки. То есть это тормозной путь + путь, пройденный за время реакции водителя, которое принято считать равным 1 секунде.

А тормозной путь – это путь, пройденный с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Тормозной путь пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту сцепления шин с дорогой.

Источник: https://kaminsky.su/blog/kak-vybrat-bezopasnuyu-skorost-chast-1

Терминология и особенности грамотного вождения

1. В условиях тумана расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности.

2. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости скорость встречного автомобиля представляется ниже, чем в действительности.

3.При движении в условиях плохой видимости скорость выбирается согласно остановочному пути, который всегда должен быть меньше, расстояния видимости.

4. Ближний свет фар обеспечивает видимость дороги в темное время суток всего на 30-40 метров, а остановочный путь автомобиля при скорости 90 км/ч — 90-100 м. Движение при таких условиях небезопасно, т.к. остановочный путь сильно превышает расстояние видимости.

5. В темное время суток, приближаясь к вершине подъёма, всегда нужно переключать свет фар на ближний, чтобы не ослепить водителя неожиданно появившегося встречного автомобиля.

6.Чтобы во время снегопада не получить слепящий эффект дальнего света своих фар, следует использовать включение противотуманных фар совместно с ближним светом фар.

Торможение

1. Экстренное торможение — это остановка автомобиля на кратчайшем расстоянии от места начала торможения. На скользкой дороге следует тормозить прерывистым нажатием на тормоз, не выключая сцепление и передачу, т.е. используя торможение двигателем, не допуская блокировки колес.

2. Остановочный путь — это расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

3. Тормозной путь — путь, пройденный автомобилем с момента начала действия тормозов до полной остановки автомобиля.

4.Путь, пройденный за время реакции водителя — это путь, пройденный за время с момента обнаружения водителем опасности до нажатия им на педаль тормоза.

5.Время реакции водителя — время с момента обнаружения опасности до нажатия на педаль тормоза.

6..Уменыпение тормозного пути достигается торможением на грани блокировки колес.

7.Между тормозным путем и скоростью движения существует квадратичная зависимость, т.е. увеличив скорость в три раза, водитель увеличивает тормозной путь в девять раз.

8.Производя остановку на спусках или подъемах, необходимо повернуть колеса так, чтобы избежать самопроизвольного скатывания автомобиля на проезжую часть.

9.Опасность длительного торможения с выключенным сцеплением (передачей) на крутом спуске заключается в перегреве тормозов и уменьшении эффективности торможения.

10. Более низкая передача на крутом спуске обеспечивает большую эффективность торможения двигателем, поэтому выбирать передачу следует, исходя из условия: чем круче спуск, тем ниже передача.

11. Сохранить маневренность на скользкой дороге помогает торможение двигателем без блокировки колес. Заблокированные колеса не реагируют на повороты руля.

12. Участок скользкой дороги нужно преодолевать, не изменяя траектории и скорости движения автомобиля, чтобы не спровоцировать занос.

13. Если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной системой (АБС),наиболее безопасен следующий прием торможения на скользкой дороге – прерывистые кратковременные нажатия на педаль тормоза. Если автомобиль оборудован АБС – нажать на педаль тормоза до упора.

14. Если прицеп не имеет своей тормозной системы, то его присоединение к автомобилю увеличивает тормозной путь автомобиля.

15.При трогании на подъеме стояночный тормоз следует начинать отпускать одновременно с началом движения, чтобы избежать скатывания автомобиля (при отпускании до начала движения) и остановки двигателя (при отпускании после начала движения).

16. Тормозные колодки необходимо просушить, преодолев водную преграду, что достигается многократным непродолжительным нажатием не педаль тормоза при движении автомобиля — это быстро восстанавливает эффективность тормозов всех колес автомобиля.

Повороты

1. При выполнении правого поворота нужно двигаться от левого края полосы к правому краю полосы, чтобы центробежные силы не выбросили автомобиль на встречную полосу.

2. При выполнении левого поворота нужно двигаться от правого края полосы к левому краю полосы, чтобы центробежные силы не выбросили автомобиль за правый край полосы движения.

З. При одновременном прохождении поворота с автопоездом следует увеличить боковой интервал, т.к. задние колеса автопоезда (прицепа) смещаются к центру поворота.

4. При повороте на автомобиль действует центробежная сила, которая пытается вынести автомобиль за пределы полосы. Центробежная сила пропорциональна квадрату скорости и с увеличением скорости увеличивается.

5. Более устойчив автомобиль на повороте без груза и пассажиров, т.к. центр тяжести в этом случае занимает самое низкое положение.

6. При развороте на узкой дороге с использованием примыкающей справа территории следует проехать проезд, сдать задом во въезд в примыкающую территорию и выехать влево.

7. При развороте на узкой дороге с использованием примыкающей слева территории следует завернуть на лево во въезд в примыкающую территорию, выехать задом на дорогу с поворотом на право и уехать вперед.

8. При движении по кривой автомобиль более устойчив, если движение осуществляется со включенной передачей.

Занос

1.Занос задней оси устраняется:

  • переднеприводный автомобиль: увеличить скорость, затем выровнять автомобиль;
  • заднеприводный автомобиль: уменьшить скорость (незначительно уменьшить нажатие на педаль подачи топлива) и рулевое колесо повернуть в сторону заноса (куда отклонилась задняя часть автомобиля).

2. Если занос возник при резком ускорении движения, то нужно уменьшить нажатие на педаль подачи топлива, не вызывая резкого торможения двигателем, и повернуть руль в сторону заноса.

З. Если занос возник при торможении, то необходимо в первую очередь прекратить начатое торможение и затем поворотом руля в сторону заноса выровнять траекторию движения ТС.

4. Если занос возник из-за резкого поворота руля, то необходимо быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса и опережающим движением на руль, не дожидаясь прекращения скольжения, выровнять траекторию движения автомобиля.

5. Во избежание заноса ТС на дороге при начале дождя с появлением первых капель следует уменьшить скорость и быть особенно осторожным, т.к. находящиеся на дороге пыль, масло, частицы резины и т.д. образуют скользкую пленку, которая впоследствии смывается дождем.

Во время сильного дождя вода сохраняется в зоне контакта колес с покрытием, в результате чего образуется «водяной клин» и колеса могут начать скользить по покрытию. В этом случае необходимо плавно снизить скорость, применяя торможение двигателем, т.к.

любое резкое изменение скорости движения во время дождя (особенно при изношенном протекторе) может привести к заносу.

6. По глубокому снегу на грунтовой дороге нужно двигаться на заранее выбранной низкой передаче, не делая резких поворотов рулевым колесом и остановок.

Источник: https://xn--42-6kcaj2chwb1b5d.xn--p1acf/articles/12-terminologija_i_osobennosti_gramotnogo_vozhdenija.html

Всё про тормозной и остановочный путь автомобиля

Дорожное движение помимо заключённого в названии, собственно, движения предполагает остановку. Вы тормозите на светофоре, перед пешеходным переходом, перед другой машиной и тому подобное по много раз за поездку.

Иногда (обычно чаще, чем хотелось бы) вам приходится останавливаться очень быстро и резко. Есть 2 термина, которые нужно различать в связи с этим: тормозной путь и остановочный путь.

Они значат разные вещи, хоть и связаны между собой общим предназначением: показать водителю, что законы инерции действуют на любую машину.

В чём разница

Тормозной путь для каждой машины является статическим показателем. Его замеряют инженеры на тестах, указывают в расширенных спецификациях. Конечно, мы пока говорим об идеальных условиях. Такие показатели не будут учитывать мокрый асфальт, стёртые колодки и изношенную резину. Поэтому не стоит воспринимать эти цифры как нечто магическое, что заставит ваш автомобиль одинаково затормозить и на сухом новом асфальте, и на мокром льду. На них стоит лишь ориентироваться, не более.

https://www.youtube.com/watch?v=r-QEpmVNx8w

Гораздо более значимым показателем для водителя (и гораздо более субъективным, как бы парадоксально это ни звучало) будет остановочный путь. То, что подразумевается под остановочным путём, можно замерять только разово. Скорее всего, каждый раз цифры будут разными, это определено самой сутью показателя.

Итак, это расстояние, которое машина проходит с момента, когда водитель заметил препятствие, и до момента полной остановки. То есть этот показатель зависит от скорости вашей реакции, от вашей концентрации на дорожной обстановке, от того, с какой силой вы давите на педаль тормоза Естественно, всё это очень индивидуально.

Вы можете сказать, что цифры не должны отличаться очень уж сильно, и мы бы с вами согласились, если бы не одно «но»: время между «заметил» и «осознал» очень сильно зависит от вашего состояния. Сторонний наблюдатель может хоть как-то это оценить, но вот вы сами не способны на это. В частности, именно поэтому запрещено садиться пьяным за руль.

Ваша реакция замедляется, но вы сами этого не осознаёте; поэтому пьяный водитель представляет огромную опасность для всех участников движения, в том числе и для самого себя.

Как считать

Формул для расчёта остановочного пути, соответственно, не существует. Наш математический аппарат не способен обработать такое количество переменных. Поэтому, пожалуйста, не отвлекайтесь от дороги, когда сидите за рулём.

Тормозной путь часто отождествляют с длиной тормозного следа. Хоть эти показатели и не значат одно и то же, однако вытекают один из другого. Поэтому не станем отходить от общепринятой практики. В этом смысле тормозной путь широко используется в разборе дорожных ситуаций; например, зная массу машины и измерив тормозной путь, можно определить скорость, с которой двигался автомобиль. Если говорить о готовой формуле, то вот так она выглядит:

Источник: https://carextra.ru/obuchenie/tormoznoy-i-ostanovochnyiy-put.html

Körkort.ru

Путь реакции это расстояние, которое автомобиль успел проехать с того момента, как вы заметили опасность, до того момента, как вы начали тормозить или поворачивать.

Путь реакции зависит от:

  • Скорости автомобиля. Путь реакции прямо пропорционален скорости: в 2 раза больше скорость = в 2 раза больше путь реакции.
  • Времени реакции. Нормальное время реакции человека составляет 0.5 — 2 сек. На время реакции оказывают влияние опыт, возраст, состояние водителя и многие внешние факторы. Обычно лучшее время реакции у опытных водителей, в возрасте 45 — 54 года.

Путь реакции можно существенно сократить, если вы:

  • Предвидите опасную ситуацию.
  • Внимательно следите за дорогой и готовы к действиям.

Расчет пути реакции

Допустим, автомобиль движется со скоростью 50 км/час и время реакции составляет 1.5 секунды.

  • Переводим км/час в м/с. 50 + 10 % = 5555 / 4 = 13.75 м/с
  • Умножаем скорость (в м/с) на время (в сек.) получаем пройденный путь. 13.75 * 1.5 путь реакции = 20.625 метра.

Тормозной путь

Тормозным путем называется расстояние, которое проезжает автомобиль с момента начала торможения и до полной остановки.

Тормозной путь зависит от:

  • скорости автомобиля, рост квадратичный, в 2 раза больше скорость => в 4 раза больше тормозной путь. в 3 раза увеличивается скорость => в 9 раз возрастает тормозной путь.
  • состояния дороги, играют роль уклон, состояние дорожного покрытия, сухая дорога или мокрая и пр.
  • массы автомобиля, у груженого автомобиля тормозной путь больше.
  • колес и тормозов, состояние тормозной системы, количество колес, качество протектора, наличие дополнительных систем торможения и пр.

Расчет тормозного пути

Очень трудно расчитать тормозной путь для абстрактного автомобиля. Обычно большинство задач сводится к тому, что зная тормозной путь на одной скорости, необходимо вычислить его для другой скорости. Зная, что зависимость квардратичная, это достаточно просто. Тем не менее есть некоторые цифры, которые можно брать за основу.

Считается, что средний автомобиль на хорошей сухой дороге, двигаясь со скоростью 10 км/час, имеет тормозной путь 0.4 метра. Соответственно, для скорости 20 км/час он составит 1.6 метра, 30 км/час — 3.6 метра, 50 км/час — 10 метров.

Более точные цифры можно получить, воспользовавшись формулой S = V² / (250 * k), в которой S это тормозной путь, V — скорость автомобиля в км/час, k — коэффициент трения колес по асфальту (0.8 для сухой дороги — 0.1 для льда). Формула дает результат для скорости 50 км/час — 12.5 метров.

Остановочный путь

Остановочный путь есть сумма пути реакции и тормозного пути. Задачи по вычислению остановочного пути сводятся к вычислениям пути реакции и тормозного пути.

Обычно в экзаменационных вопросах разница между вариантами ответов достаточно существенна. Вам не нужно вычислять подобные цифры с точностью до знака после запятой. Если приближенное вычисление показывает ответ «12», то, как правило, этого достаточно, если вам необходимо выбрать между вариантами ответов «5», «10» и «20».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что входит в ходовую часть автомобиля

Учебник ПДД |

Источник: https://korkort.ru/theory/ostanovochnyj-put/

Классный час «Остановочный и тормозной путь автомобиля», 4 класс

Цели и задачи:

• закрепление знаний о светофоре и некоторых дорожных знаках;

• повторение правил перехода проезжей части дороги;

• знакомство с терминами «остановочный» и «тормозной» путь автомобиля;

• расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование:

• фишки в виде светофоров по количеству участников;

• флажки зелёного, жёлтого, красного цветов;

• карточки со словами «Тормозной путь» и «Остановочный путь»;

• табло для игры с девятью пронумерованными ячейками;

• иллюстрации дорожных знаков для игры «Безопасность на дорогах»: «Прочие опасности», «Пешеходный переход», «Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Однопутная железная дорога», «Пересечение с трамвайной линией»;

• медали победителям игры.

Ход классного часа

Учитель: У меня на столе в перевёрнутом виде разложены 15 фишек в виде светофоров, на которых раскрашен только один цвет: зелёный, жёлтый или красный. Выбранный вами цвет определит, в какой команде вы будете сегодня играть.

♦ Учащиеся делятся на команды «Зелёные», «Жёлтые», «Красные».

Учитель: В центре каждого игрового стола расположен флажок зелёного, жёлтого или красного цвета. Уважаемые участники, займите, пожалуйста, свои места за игровыми столами в соответствии с выбранным цветом. Выберите капитана своей команды.

♦ Участники команд выбирают капитанов.

Учитель: Сегодня вы получите новые сведения о Правилах дорожного движения, познакомитесь с понятиями «тормозной» и «остановочный» путь автомобиля. А в заключение состоится игра «Безопасность на дорогах».

Сейчас проведём разминку. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет».

Быстрая в городе очень езда.

Правила знаешь движения? (Да.)

Вот в светофоре горит красный свет.

Можно пройти через улицу? (Нет.)

Ну а зелёный горит, вот тогда

Можно идти через улицу? (Да.)

Сел в автобус и не взял билет.

Так поступить полагается? (Нет.)

Старушке в преклонные очень года

Ты место в автобусе уступишь? (Да.)

Учитель: Сколько сигналов у светофора? Можно ли начинать переход на жёлтый свет? Что означает красный сигнал светофора? Можно ли перебегать дорогу? Почему зимой на дорогах нужно быть особенно осторожными? Как вы поступите, если вдруг, готовясь к переходу через проезжую часть, увидите машину, которая не успела затормозить? Когда легче затормозить машине — летом или зимой? Почему?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Соблюдать безопасность на улицах и дорогах необходимо в любое время года. Но особая осторожность нужна зимой. Как вы думаете почему?

Учащиеся: Зимой дороги покрываются коркой льда. Можно поскользнуться и упасть под колёса автомобиля.

Учитель: Движущаяся машина не может сразу остановиться, а на скользкой дороге сделать это ещё труднее. В морозную погоду стёкла машины покрываются льдом и обзор у водителя уменьшается. Дождь и туман тоже ухудшают видимость, вдобавок во время дождя дорога становится скользкой. Поэтому никогда не надо спешить и перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом. В плохую погоду даже самый опытный водитель может не успеть затормозить.

При внезапном появлении опасности на дороге водитель жмёт на тормоза. Сразу ли машина остановится?

Учащиеся: Нет. Машина проедет ещё некоторое расстояние.

Учитель: Запомните: расстояние, которое машина проходит с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки, называется тормозным путём.

Как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?

Учащиеся: От скорости транспортного средства, состояния проезжей части.

Учитель: Правильно, а ещё от эффективности тормозной системы, состояния шин, а также от массы, если считать, что у транспортных средств эффективность тормозной системы одинаковая, и если они движутся с одинаковой скоростью.

А как вы думаете, что такое остановочный путь?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Остановочный путь — это расстояние, которое проходит транспортное средство от момента обнаружения опасности водителем до полной остановки транспортного средства.

Здесь особенно важно, как быстро среагирует водитель.

Теперь вы понимаете, почему нельзя внезапно выбегать на проезжую часть и переходить её перед приближающимся автомобилем.

Учитель: Тормозной путь, остановочный путь автомобиля, состояние дороги — всё это надо учитывать при переходе проезжей части дороги.

Начинаем игру «Безопасность на дорогах». На доске помещено табло, состоящее из девяти пронумерованных квадратов. Под каждым квадратом скрывается вопрос.

Капитан каждой команды в порядке очерёдности называет любой номер квадрата, я зачитаю вопрос, соответствующий выбранному номер, и несколько вариантов ответа. После обсуждения ответа в командах капитан поднимает флажок и команда отвечает на вопрос.

В случае неверного ответа право голоса переходит к командам соперников. За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.

Вопросы:

1. В каком случае тормозной путь длиннее?

а) Скорость машины большая, дорожное покрытие сухое.

б) Скорость машины небольшая, дорожное покрытие мокрое.

в) Скорость машины большая, дорожное покрытие мокрое.

Верный ответ: в).

2. От чего зависит тормозной путь автомобиля?

Верный ответ. Длина тормозного пути автомобиля зависит от его скорости, массы, силы сцепления колёс с дорогой, от эффективности тормозной системы.

3. Что такое тормозной путь автомобиля?

Верный ответ. Тормозной путь — это расстояние, которое транспортное средство проходит с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки.

4. Что такое остановочный путь автомобиля?

Верный ответ. Остановочный путь — это расстояние с момента, когда водитель обнаруживает опасность, до полной остановки автомобиля.

5. Выбери верное высказывание.

а) Тормозной путь длиннее остановочного.

б) Остановочный путь длиннее тормозного.

в) Время реакции водителя не влияет на остановочный путь.

Верный ответ: б).

6. Как называются эти дорожные знаки?

Верный ответ. 1 — «Прочие опасности», 2 — «Пешеходный переход», 3 — «Скользкая дорога».

7. Какой дорожный знак не предупреждает о состоянии дороги?

а) «Скользкая дорога»

б) «Неровная дорога»

в) « дорога»

Верный ответ: в).

8. Какой знак предупреждает о приближении к железнодорожному переезду со шлагбаумом?

а) 1                в) 3

б) 2                г) 4

Верный ответ: в).

9. Что означает сочетание красного и жёлтого сигналов светофора?

а) Светофор неисправен.

б) Вскоре будет включён зелёный сигнал.

в) Вскоре будет включён красный сигнал.

Верный ответ: б).

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Где вы можете использовать полученные знания?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сегодня вы получили новые знания по ПДД, которые будете, конечно, применять на дорогах. В игре «Безопасность на дорогах» есть победители.

♦ Учитель объявляет итоги игры. Проходит награждение победителей игры медалями.

Авторы: О.Н. Крылова, М.Ю. Дорофеева, г. Салехард

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по ПДД для 1-2 класса

Правила безопасности для младших школьников

Игра по ПДД для 3 класса

ПДД для велосипедистов

Классный час «Правила поведения на улице», 1 класс

Источник: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-ostanovochnyi-i-tormoznoi-put-avtomobilja-4-klas.html

От чего зависит и как рассчитывается тормозной путь

Ни один из производителей не указывает параметры тормозного пути в технической документации к своим моделям, но отрицать важность этой характеристики может лишь человек, бесконечно далекий от управления автомобилем. Значение данного параметра – величина непостоянная, зависящая от объективных и субъективных факторов. 

Понятия остановочного и тормозного пути

data-full-width-responsive=»true»>

Вне зависимости от уровня профессионализма человека, управляющего автомобилем, при движении возникают ситуации, вынуждающие остановить транспортное средство. И сделать это надо очень быстро. Это могут быть:

  1. Выход из строя агрегата (узла) автомобиля, влияющего на безопасность движения.
  2. Препятствия на проезжей части (камень, яма, упавшее дерево).
  3. Неожиданное появление человека (животного) на дороге.
  4. Создание другими участниками движения аварийной ситуации.
               

Возникновение любой из ситуаций вынуждает водителя применять экстренное торможение автомобиля. Однако из основ физики известно, что любое движущееся тело какое-то время продолжает поступательное движение, повинуясь силе инерции. То есть, проходит определенное расстояние.

Тормозной путь автомобиля – это расстояние, пройденное им в отрезке времени, ограниченном моментом срабатывания тормозной системы и моментом его полной остановки. Этот временной отрезок — «время тормозного пути».

Но за рулем автомобиля не робот, а человек, которому необходимо время на анализ ситуации и принятие решения, или время реакции, в течение которого авто продолжает движение, проходя путь реакции.

С момента возникновения необходимости остановки и до  остановки транспортное средство пройдет путь, равный сумме пути реакции и тормозного пути. Это – остановочный путь автомобиля, а время его прохождения называют временем остановочного пути.

Формула тормозного пути автомобиля

Часто возникают ситуации, требующие узнать тормозной путь автомобиля. Это необходимо при:

  • проведении криминалистической экспертизы (например, в случае ДТП);
  • контрольных проверках доработанных тормозных систем;
  • испытаниях автомобилей, запускаемых в серийное производство.

Расчет тормозного пути выполняется по формуле:

Коэффициент сцепления – величина непостоянная, поскольку его значение зависит от состояния дорожного покрытия. Ниже в таблице приведены усредненные значения Фс для основных типов дорожных условий.

Состояние покрытия

Числовое значение коэффициента

обледеневшее

0,1

заснеженное

0,2

влажное

0,4

Чистое и сухое

0,7

Пример №1: Автомобиль движется по заснеженной трассе со скоростью 100 км/ч. На расстоянии ста метров водитель замечает внезапно возникшее препятствие и начинает торможение. S = (1/ (254 • 0,2)) • 1002. Путем несложных вычислений получаем длину тормозного пути автомобиля, равную 196,85 метра.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Существует две группы причин,  влияющих на величину тормозного пути транспортного средства. Первая включает в себя причины, возникновение которых не зависит от лица, управляющего автомобилем. Это состояние дорожного покрытия и погодные условия. Не имея возможности в какой-либо степени воздействовать на них, водитель обязан их учитывать, когда выбирает скорость движения и дистанцию.

Вторая группа причин зависит от водителя машины. К ним стоит отнестись внимательнее.

1. Скорость

Влияние скоростного режима на остановочный и тормозной путь так велико, что правилами дорожного движения установлены жесткие ограничения, касающиеся передвижения транспортных средств в населенных пунктах, жилых зонах и т.п.

Экспериментальным путем определены средние значения тормозного пути машины на определенной скорости.

Данные значения в таблице верны для наиболее благоприятных условий движения: технически исправное транспортное средство, оптимальные погодные условия, хорошее дорожное покрытие.

Скорость транспортного средства, км/ч

Тормозной путь автомобиля, движущегося с указанной скоростью, в случае экстренного торможения, м

50

16,3

60

23,5

70

32,1

80

42,0

90

53,0

100

65,5

Как видно из таблицы происходит существенное увеличение тормозного пути транспортного средства в зависимости от скорости его движения.

Выбирая скорость движения, учитывайте еще один важный аспект. Это – скорость реакции водителя. И если время, затраченное на принятие решения у подавляющего большинства водителей примерно равно, то тормозной путь будет тем больше, чем выше скорость.

2. Погодные и дорожные условия

Изменение погодных условий способно существенно увеличить время торможения.

Пример №2: Автомобиль, движущийся по трассе с сухим дорожным покрытием со скоростью 80 км/ч, входит в полосу сильного дождя. На мокрой дороге снижается показатель коэффициента сцепления с 0,7 до 0,4. Применяя известную формулу, получаем: S = (1/ (254 • 0,4)) • 802. Длина тормозного пути составила 62,99 метра, то есть увеличилась в полтора раза.

3. Техническое состояние автомобиля

К участию в дорожном движении допускаются технически исправные автомобили, что оговорено пунктом 11 ПДД. Разработан перечень неисправностей, которые препятствует участию транспортного средства в дорожном движении. И тормозная система занимает в этом перечне одно из ключевых мест.

Узлы и агрегаты данной системы принимают самое непосредственное участие в остановке автомобиля.

Изношенные тормозные накладки и колодки, деформированные и выработанные тормозные барабаны (диски), отработанная тормозная жидкость в силу потери части своих физических и эксплуатационных характеристик существенно увеличивают длину остановочного пути.

Не менее важна роль шин, поскольку они обеспечивают сцепление автомобиля и дорожного полотна. Давление в шинах, отличающееся от значений, рекомендованных производителем, увеличивает тормозной путь. Равно как и изношенная, «лысая покрышка». Недостаточная глубина протектора препятствует эффективному отводу воды и создаёт водяную пленку между колесом автомобиля и дорожным покрытием, создавая эффект аквапланирования.

В результате транспортное средство «плывет», теряя управление.

Грязные стекла и осветительные приборы снижают обзорность, увеличивая время для принятия решения, что отрицательно отражается на времени полной остановки.

4. Конструктивные особенности автомобиля

К возможному огорчению адептов теории о меньшем тормозном пути автомобиля с АБС (антиблокировочной системой), мнение экспертов на этот счет противоположно. В таблице приведены результаты тестирования легкового автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч в различных дорожных условиях.

Состояние дорожного покрытия

Величина тормозного пути, м

с АБС

без АБС

гололед

19,0

12,0

снежная каша, лед, неровности

25,0

рыхлый снег

23,0

асфальт (сухой)

7,5

10,0

асфальт (мокрый)

11,0

9,0

5. Состояние дорожного покрытия

Наличие АБС сокращает остановочный путь лишь на сухом асфальтированном покрытии. Его ключевое преимущество заключается в другом: в полном сохранении контроля над авто в течение всего тормозного пути. У водителя нет необходимости в расчете силы давления на тормозную педаль. Система самостоятельно выбирает оптимальный режим остановки в зависимости от условий. 

6. Потеря концентрации внимания водителем

Любое транспортное средство – источник повышенной опасности, и человек, управляющий им, должен быть сосредоточен на контроле дорожной обстановки. От степени концентрации внимания зависит время реакции водителя на ее (обстановки) внезапные изменения, скорость и правильность принятия необходимого решения.

Пример №3: Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч в условиях хорошей видимости, отвлекся на звонок смартфона и увидел препятствие, внезапно возникшее на расстоянии 150 м, с задержкой в 4 секунды. Путь реакции составил 100 м. Торможение началось в момент, когда до препятствия оставалось 50 м, при величине тормозного пути в данных условиях 53 м.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Правила дорожного движения РФ запрещают пользование мобильными устройствами (без гарнитуры) во время управления транспортным средством. Однако уровень дисциплинированности водителей в соблюдении запрета ненамного превышает нулевую отметку. Между тем, ученые доказали, что степень функциональности головного мозга водителя, разговаривающего по телефону, снижается до уровня человека, находящегося в состоянии легкого опьянения.

Коснувшись темы опьянения, напомним, что время торможения зависит и от состояния человека, управляющего автомобилем. Употребление алкоголя или наркотических препаратов снижает степень концентрации внимания, быстроту анализа обстановки и принятия решения. 

Перечень причин, влияющих на величину остановочного или тормозного пути, не исчерпывается факторами, описанными выше. Обозначены лишь ключевые, игнорирование которых приводит к печальным результатам.

И в заключение, несколько слов о том, как повысить степень интенсивности торможения или как сократить тормозной путь. Существует два пути:

  1. Поведенческий. Он заключается в учете водителем транспортного средства при выборе алгоритма движения определенного комплекса факторов: возраст и состояние машины, ее загруженность, оживленность движения, характеристики дороги и т.д.
  2. Технический, основанный на повышении эффективности тормозной системы автомобиля: оснащение вспомогательными системами торможения, использование максимально функциональных комплектующих (диски, колодки) и т.п.

Все действия водителя, направленные на сокращение тормозного пути его автомобиля, не что иное, как его забота о повышении безопасности поездки.

Источник: http://avtomotoprof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/tormoznoy-put/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сам себе моторист
Какой бензин при степени сжатия 11

Закрыть